Главная
АИ #44 (123)
Статьи журнала АИ #44 (123)
Мини-музей как средство нравственно-патриотического воспитания

Мини-музей как средство нравственно-патриотического воспитания

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

мини-музей
нравственность
патриотизм

Аннотация статьи

Статья посвящена роли мини-музеев в образовательных учреждениях в процессе нравственно-патриотического воспитания.

Текст статьи

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей с малых лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи. В современных семьях воспитание патриотизма, гражданственности не считается важным и заслуживающим должного внимания. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. В рамках работы в данном направлении с целью реализации годового плана и годовых задач в нашем ДОУ организована работа по внедрению в образовательный процесс технологии музейная педагогика, которая предусматривает создание на базе дошкольного учреждения мини-музея.

Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений, в том числе и нашего. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В соответствии с годовым планом работы ДОУ, с целью обогащения предметно-развивающей среды группы, формирования у дошкольников представлений о музее, создания условий для развития проектно-исследовательских умений, был организован и проведён смотр-конкурс «Лучший мини музей среди групп ДОУ», в котором приняли участие все возрастные группы. Педагоги очень творчески отнеслись к подготовке и организации этого мероприятия. Теперь наши воспитанники имеют возможность побывать в таких музеях как:

«Народные промыслы». Цель: формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств, в процессе ознакомления и приобщения детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству.

«Куколка». Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно кукла в различном ее проявлении как промышленной, так и авторской.

«Минутка». Цель мини-музея формирование представления о музее, как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества.

«Галактика». Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

«Курочка ряба». Цель: расширение представления детей об окружающем мире, знакомство малышей с домашними животными, со сказками о них, формирование эмоционального отношения к братьям нашим меньшим.

Цель и задачи создания мини-музея.

Задачи:

  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
  • Формирование у дошкольников представления о музее
  • Расширение кругозора дошкольников
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
  • Развитие творческого и логического мышления, воображения
  • Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Принципы организации музея:

  • Наглядность
  • Учет возрастных особенностей
  • Интеграция
  • Деятельность
  • Культуросообразность
  • Гуманизация
  • Разнообразия
  • Экологичность и безопасность
  • Непрерывность
  • Партнёрство

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:

  1. Подготовительный этап. В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
  2. Практический этап. Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.
  3. Обобщающий. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях.

Желающие становятся экскурсоводами. Тематика мини-музеев может быть различной: «Мой родной город» – знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

«Наша родина – Россия» – знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; и т.д. Исключительно важное место в работе мини-музея занимают экскурсии. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны.

Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Перспективы развития мини-музея:

  • Пополнение мини-музея новыми экспонатами для дальнейшего более углубленного ознакомления дошкольников с выбранной темой;
  • Подбор художественной литературы по тематике музея;
  • Пополнение мини-музея дидактическими играми в соответствии с возрастными требованиями.

Хочется отметить, что экспонаты наших мини-музеев используются не только в основной образовательной деятельности, но и при организации игровой, проектной и экспериментальной деятельности.

Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина. Организация на базе ДОУ музеев помогает детям познавать окружающий мир, приобщить к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, способствующие его успешной социализации. Создание мини-музеев позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей, неотъемлемой частью развивающей предметной среды и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь впечатления. Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игр, бесед. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы: Наши воспитанники посредством мини-музея в детском саду познают старинный быт, знакомятся с интерьером русской избы, знакомятся с традициями чаепития на Руси, с земляками-героями; встречаются с народными куклами и русским костюмом, совершают путешествия по страницам книг. Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость; их активность; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания.

Список литературы

  1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2010.
  2. Зеленова, Н.Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
  4. Малюшова, Н. Здравствуй музей. Дошкольное воспитание. – 2009.
  5. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Писарева, А.Е. Живём в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Поделиться

947

Саяпина О. С. Мини-музей как средство нравственно-патриотического воспитания // Актуальные исследования. 2022. №44 (123). С. 98-100. URL: https://apni.ru/article/4868-mini-muzej-kak-sredstvo-nravstvenno-patriotic

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря