Согласно стратегии развития здравоохранения РФ на период 2015 – 2030 гг. профилактика неинфекционных заболеваний, в том числе формирование здорового образа жизни – важнейший компонент деятельности структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению, направленного на изменение отношения человека к собственному здоровью и значительному повышению меры собственной ответственности за его сохранение и поддержание активного долголетия. Основным звеном в реализации этой составляющей являются центры здоровья, кабинеты здорового ребенка, кабинеты профилактики и школы здоровья для родителей больных и недоношенных детей по вопросам ухода и выявления угрожающих состояний.
Для организации подобной работы необходима информация о возможном рисковом поведении родителей в отношении здоровья своих детей. Потенциально опасные детерминанты, приводящие к повышению вероятности развития каких-либо заболеваний, называют факторами риска. Их подразделяют на первичные и вторичные. К первичным факторам риска относятся обстоятельства, порождающие развитие тех или иных болезней. Вторичные факторы риска характеризуются заболеваниями, которые отягощают течения других болезней. Так на базе ГУЗ «Детская поликлиника № 6» Ворошиловского района города Волгограда проводилось исследование. В работе использовался метод анкетирования. В качестве респондентов были представлены родители, воспитывающие детей старшего дошкольного возраста.
Ключевым направлением исследования явился вопрос вакцинации. Более половины опрошенных родителей (65%) считают вакцинацию существенной необходимостью в качестве профилактики заболеваний. При этом большинство респондентов (62%) делают ребенку все обязательные прививки, 23% делают прививки выборочно, 11% опрошенных родителей делают не все прививки, так как у ребенка есть противопоказания и лишь 4% не делают прививки вообще.
Большинство родителей высшего и среднеспециального уровня образования реализует профилактические меры с детьми. Однако это происходит только на бытовом уровне. Следует отметить, что в рамках программы все представленные разделы направленны на профилактику заболеваний у ребенка. Сегодня очень важно реализовывать профилактический комплекс на более профессиональном уровне дошкольных учреждений.
На вопрос: «Знаете ли Вы как оказывать первую помощь при удушье?» положительно ответили 83% родителей. Кроме этого подавляющее большинство опрошенных (91%) правильно ответили на вопрос о том, какие жаропонижающие следует давать ребенку при высокой температуре. Однако правильно оказывать ребенку первую помощь при ушибах, вывихах и растяжениях способны уже меньшее число родителей (65%). Было выявлено, что более половины опрошенных родителей (57%) не обсуждают с ребенком необходимость знаний при оказании первой помощи. Более того у 84% респондентов возникают те или иные трудности в обучении ребенка правилам оказания первой помощи.
Респонденты считают основным источником информации социальные сети. Более 60% узнают информацию о правилах личной гигиены, профилактике, физической нагрузке, первой помощи и режиме дня из интернета. Сегодня это не может считаться неправильным поведением, т.к. технический прогресс настолько упростил информатизацию общества, что обучение через интернет становится нормой.
Знания о структуризации распорядка дня ребенка оказались спорными и неоднозначными. На вопрос «Соблюдает ли Ваш ребенок режим дня?» положительный ответ дали лишь 37% респондентов, несмотря на то, что значительное большинство опрошенных родителей (91%) считают режим дня неотъемлемой частью здорового образа жизни. Респонденты считают необходимым соблюдение режима дня, но при этом его не придерживаются.
Также опрашиваемым родителям были заданы вопросы, касающиеся навыка формирования режима дня. Было выявлено, что при составлении распорядка дня 20% респондентов вообще не предусматривают время для подвижных игр. Лишь незначительная часть респондентов (36%) не испытывают никаких трудностей в отношении разъяснения ребенку причин необходимости соблюдения режима дня. В связи с этим большинство родителей (61%) сталкиваются с проблемами, связанными с формированием у ребенка привычки соблюдения распорядка дня. Среди опрошенных родителей, придерживающихся мнения о необходимости и пользе структурированного режима дня, наибольший процент респондентов имели высшее и средне-специальное образование.
Что касается личной гигиены ребенка, то большая часть опрошенных (62%) знакомы с правильной техникой мытья рук, более половины (54%) верно ответили на вопрос о том, сколько времени должна занимать полноценная процедура мытья рук с мылом, и 62 % респондентов знают, как долго должна длиться процедура чистки молочных зубов. Между тем, лишь менее половины опрошенных (40%) хорошо знакомы с правильной техникой чистки зубов для детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, мы выявили некоторые особенности и проблемы поведения родителей по формированию и сохранению здоровья детей старшего дошкольного возраста:
- Отсутствие знаний о должной калорийности рациона ребенка.
- Невнимательное отношение к количеству потребляемой жидкости ребенком.
- Отсутствие знаний об оптимальной продолжительности и частоте физической активности для ребенка 5-7 лет.
- Отсутствие навыков в организации совместной физической активности с ребенком.
- Отсутствие навыка формирования режима дня с учетом особенностей ребенка.
- Отсутствие навыка и знаний о правильной технике чистки молочных зубов.
- Высокая осведомленность о различных видах профилактики.
- Отсутствие навыков проведения закаливающих процедур с ребенком.
- Достаточный уровень знаний и навыков оказания первой помощи.
- Отсутствие или низкий уровень умений во всех сферах санологической компетентности родителей.
Для развития осознанной потребности в здоровье важно сформировать ценности здорового образа жизни. Детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапиях. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Важно знать, что ребенок осознает необходимость профилактики, и может активно участвовать в заботе о своем здоровье. В доступной форме на примерах из литературы и жизни родителям следует разъяснять детям, как свежий воздух, вода, солнце, ветер или какая-либо процедура помогают при закаливании организма. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, нужно обращать внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объяснять необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Родителям требуется объяснять ребенку, как правильно мыть руки, чистить зубы, причесываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму. Объясняя ребенку, для чего следует чистить зубы, можно рассказать о невидимых глазом микроорганизмах – микробах, которые являются возбудителями некоторых болезней. Также детям необходимо рассказывать, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Это связано с тем, что болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от прикосновения. Важно сообщать детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказывать об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах. Родители должны объяснять детям, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми.