Веб-сервис по подбору автомобиля – это информационная система, позволяющая подобрать автомобиль под запросы пользователя, основываясь на его характеристиках и предпочтениях.
Отличительные особенности сервиса:
- Вопросы, на которые отвечает пользователь связаны не с характеристиками автомобилей, а с пользователем [1];
- Пользователю не обязательно знать характеристики автомобилей;
- Удобный подбор. Пользователям предлагается подобрать автомобиль онлайн. Для этого достаточно воспользоваться ПК или любым мобильным устройством. Посещение офиса или магазина и длительные переговоры с менеджером полностью исключены.
Основой функциональной модели информационной системы является методология IDEF0. Она предписывает построение иерархической системы диаграмм – единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция – система разбивается на подсистемы, и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности [2].
На рис. 1 представлена контекстная диаграмма IDEF0, которая отражает общее описание деятельности веб-сервиса по подбору автомобиля на основе характеристик и предпочтений пользователя.
На вход подаются сведенья о пользователе, список вопросов, список автомобилей, ответы пользователя, а также сбор отзывов.
Выходными данными являются результаты опроса, оформленный заказ и подобранный автомобиль. Управление оказывают рекомендации по подбору автомобилей [3], а также законы РФ: Федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных» (целью Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных [4]) и Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей» (Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах [5]).
В качестве механизмов выступает администратор сайта и пользователь.
Рис. 1. Контекстная диаграмма IDЕF0
На рисунке 2 контекстная диаграмма декомпозируется, для более подробного описания веб-сервиса.
Рис. 2. Представление работы веб-сервиса подбора автомобиля
Система состоит из 4 основных блоков:
- Регистрация/авторизация пользователя;
- Оценка подобранного автомобиля;
- Подбор автомобиля;
- Проверка и оплата.
Входные данные первого блока «Регистрация/авторизация пользователя» – сведенья о пользователе. Выходом являются данные пользователя. Управляющее воздействие на данный блок оказывают законы РФ.
На вход второго блока «Оценка подобранного автомобиля» поступают ответы пользователя, а также сбор отзывов. Выходом являются результаты опроса.
Входными данными третьего блока «Подбор автомобиля» являются данные пользователя, список вопросов, список автомобилей, а также результаты опроса. Механизмом является администратор сайта и пользователь. Управляющее воздействие на данный блок оказывают рекомендации по подбору автомобиля.
Входные данные четвёртого блока: «Проверка и оплата» - подобранный автомобиль. Механизмом является пользователь. Выходом является оформленный заказ. Управляющее воздействие на данный блок оказывают законы РФ.
Функциональная диаграмма содержит блок, определяющий особенности системы (Подбор автомобиля) (рис. 3.), с целью его уточнения разработана диаграмма декомпозиции, представленная на рис.3. Из неё видно, что функция «Подбор автомобиля» включает 2 блока: «Сбор ответов пользователя» и «Подбор автомобилей».
Подбор автомобиля осуществляется следующим образом: после регистрации пользователь отвечает на вопросы. Система обрабатывает данные и подбирает автомобиль для пользователя, на основе его характеристик и предпочтений.
Рис. 3. Детализация подбора автомобиля
На вход блока «Сбор ответов пользователя» поступают данные пользователя, а также список вопросов.
Входными данными для блока «Подбор автомобилей» являются результаты опроса и список автомобилей. На выход поступает подобранный автомобиль. В качестве механизма выступает администратор сайта и пользователь. Управляющее воздействие оказывают рекомендации по подбору автомобилей. Механизмом является администратор сайта и пользователь.
На рисунке 4 изображена функциональная диаграмма, которая уточняет блок «Регистрация/авторизация пользователя» (рис.2).
Блок «Регистрация/авторизация пользователя» состоит из 3 блоков: «Регистрация», «Авторизация» и «Согласие на обработку персональных данных».
На вход блока «Регистрация» поступают сведенья о пользователе. Выходом является зарегистрированный пользователь.
Входными данными для блока «Авторизация» являются сведенья о пользователе. На выход поступают данные пользователя.
Управляющее воздействие на блок «Согласие на обработку персональных данных» оказывают законы РФ. Выходом являются данные пользователя.
Рис. 4. Детализация блока Регистрация/авторизация пользователя
На рисунке 5 изображена функциональная диаграмма, которая детализирует блок «Проверка и оплата» (рис.2).
Блок «Проверка и оплата» состоит из 3 блоков: «Проверка заказа», «Оплата» и «Оформление заказа».
На вход блока «Проверка заказа» поступает подобранный автомобиль.
Управляющее воздействие на блок «Оплата» оказывают законы РФ. В качестве механизма выступает пользователь
Выходные данные блока «Оформление заказа» - оформленный заказ и подобранный автомобиль.
Рис. 5. «Проверка и оплата»
Иерархия всех функций (блоков), представленных на диаграммах функциональной модели (рис. 2-5) наглядно отображается с помощью диаграммы дерева узлов, представленной на рисунке 6.
Рис. 6. «Дерево узлов»
Представленные функциональные модели веб-сервиса по подбору автомобиля на основе характеристик и предпочтений пользователя являются основой для проектирования информационной системы [6]. При проведении научно-исследовательских работ на этапе проектирования часто используют функциональные методики, поэтому их освоение развивает профессиональные компетенции студентов и сотрудников образовательных учреждений.