Главная
АИ #44 (123)
Статьи журнала АИ #44 (123)
Функциональная модель веб-сервиса по подбору автомобиля на основе характеристик ...

Функциональная модель веб-сервиса по подбору автомобиля на основе характеристик и предпочтений пользователя

Научный руководитель

Лазебная Елена Александровна

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

веб-сервис
подбор
модель
входные данные
выходные данные

Аннотация статьи

В статье рассматривается функциональная модель веб-сервиса по подбору автомобиля на основе характеристик и предпочтений пользователя.

Текст статьи

Веб-сервис по подбору автомобиля – это информационная система, позволяющая подобрать автомобиль под запросы пользователя, основываясь на его характеристиках и предпочтениях.

Отличительные особенности сервиса:

  • Вопросы, на которые отвечает пользователь связаны не с характеристиками автомобилей, а с пользователем [1];
  • Пользователю не обязательно знать характеристики автомобилей;
  • Удобный подбор. Пользователям предлагается подобрать автомобиль онлайн. Для этого достаточно воспользоваться ПК или любым мобильным устройством. Посещение офиса или магазина и длительные переговоры с менеджером полностью исключены.

Основой функциональной модели информационной системы является методология IDEF0. Она предписывает построение иерархической системы диаграмм – единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция – система разбивается на подсистемы, и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности [2].

На рис. 1 представлена контекстная диаграмма IDEF0, которая отражает общее описание деятельности веб-сервиса по подбору автомобиля на основе характеристик и предпочтений пользователя.

На вход подаются сведенья о пользователе, список вопросов, список автомобилей, ответы пользователя, а также сбор отзывов.

Выходными данными являются результаты опроса, оформленный заказ и подобранный автомобиль. Управление оказывают рекомендации по подбору автомобилей [3], а также законы РФ: Федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных» (целью Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных [4]) и Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей» (Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах [5]).

В качестве механизмов выступает администратор сайта и пользователь.

Рис. 1. Контекстная диаграмма IDЕF0

На рисунке 2 контекстная диаграмма декомпозируется, для более подробного описания веб-сервиса.

Рис. 2. Представление работы веб-сервиса подбора автомобиля

Система состоит из 4 основных блоков:

  • Регистрация/авторизация пользователя;
  • Оценка подобранного автомобиля;
  • Подбор автомобиля;
  • Проверка и оплата.

Входные данные первого блока «Регистрация/авторизация пользователя» – сведенья о пользователе. Выходом являются данные пользователя. Управляющее воздействие на данный блок оказывают законы РФ.

На вход второго блока «Оценка подобранного автомобиля» поступают ответы пользователя, а также сбор отзывов. Выходом являются результаты опроса.

Входными данными третьего блока «Подбор автомобиля» являются данные пользователя, список вопросов, список автомобилей, а также результаты опроса. Механизмом является администратор сайта и пользователь. Управляющее воздействие на данный блок оказывают рекомендации по подбору автомобиля.

Входные данные четвёртого блока: «Проверка и оплата» - подобранный автомобиль. Механизмом является пользователь. Выходом является оформленный заказ. Управляющее воздействие на данный блок оказывают законы РФ.

Функциональная диаграмма содержит блок, определяющий особенности системы (Подбор автомобиля) (рис. 3.), с целью его уточнения разработана диаграмма декомпозиции, представленная на рис.3. Из неё видно, что функция «Подбор автомобиля» включает 2 блока: «Сбор ответов пользователя» и «Подбор автомобилей».

Подбор автомобиля осуществляется следующим образом: после регистрации пользователь отвечает на вопросы. Система обрабатывает данные и подбирает автомобиль для пользователя, на основе его характеристик и предпочтений.

Рис. 3. Детализация подбора автомобиля

На вход блока «Сбор ответов пользователя» поступают данные пользователя, а также список вопросов.

Входными данными для блока «Подбор автомобилей» являются результаты опроса и список автомобилей. На выход поступает подобранный автомобиль. В качестве механизма выступает администратор сайта и пользователь. Управляющее воздействие оказывают рекомендации по подбору автомобилей. Механизмом является администратор сайта и пользователь.

На рисунке 4 изображена функциональная диаграмма, которая уточняет блок «Регистрация/авторизация пользователя» (рис.2).

Блок «Регистрация/авторизация пользователя» состоит из 3 блоков: «Регистрация», «Авторизация» и «Согласие на обработку персональных данных».

На вход блока «Регистрация» поступают сведенья о пользователе. Выходом является зарегистрированный пользователь.

Входными данными для блока «Авторизация» являются сведенья о пользователе. На выход поступают данные пользователя.

Управляющее воздействие на блок «Согласие на обработку персональных данных» оказывают законы РФ. Выходом являются данные пользователя.

Рис. 4. Детализация блока Регистрация/авторизация пользователя

На рисунке 5 изображена функциональная диаграмма, которая детализирует блок «Проверка и оплата» (рис.2).

Блок «Проверка и оплата» состоит из 3 блоков: «Проверка заказа», «Оплата» и «Оформление заказа».

На вход блока «Проверка заказа» поступает подобранный автомобиль.

Управляющее воздействие на блок «Оплата» оказывают законы РФ. В качестве механизма выступает пользователь

Выходные данные блока «Оформление заказа» - оформленный заказ и подобранный автомобиль.

Рис. 5. «Проверка и оплата»

Иерархия всех функций (блоков), представленных на диаграммах функциональной модели (рис. 2-5) наглядно отображается с помощью диаграммы дерева узлов, представленной на рисунке 6.

Рис. 6. «Дерево узлов»

Представленные функциональные модели веб-сервиса по подбору автомобиля на основе характеристик и предпочтений пользователя являются основой для проектирования информационной системы [6]. При проведении научно-исследовательских работ на этапе проектирования часто используют функциональные методики, поэтому их освоение развивает профессиональные компетенции студентов и сотрудников образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Гармашов Д.О. Методы и технологии подбора функционального товара на основе характеристик и предпочтений пользователя/Д.О. Гармашов – Белгород (дата обращения: 01.11.2022).
  2. Методология IDEF0 [Электронный ресурс]: ITteach – Режим доступа: https://itteach.ru/bpwin/metodologiya-idef0 (дата обращения: 01.11.2022).
  3. Как выбрать автомобиль [Электронный ресурс]: Avilon – Режим доступа: https://avilon.ru/articles/kak-vybrat-avtomobil/ (дата обращения: 01.11.2022).
  4. Федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных»: [Электронный ресурс]: Kremlin.ru – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24154 (дата обращения: 03.11.2022).
  5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей» : [Электронный ресурс]: Pravo.gov.ru – Режим доступа http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102014512 (дата обращения: 03.11.2022).
  6. Лазебная Е.А. Методы и средства проектирования информационных систем и технологий / Е. А. Лазебная. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2015 – 127с. (дата обращения: 01.11.2022).

Поделиться

879

Лазебная Е. А., Гармашов Д. О. Функциональная модель веб-сервиса по подбору автомобиля на основе характеристик и предпочтений пользователя // Актуальные исследования. 2022. №44 (123). С. 14-18. URL: https://apni.ru/article/4871-funktsionalnaya-model-veb-servisa-po-podboru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа