научный журнал «Актуальные исследования» #44 (123), ноябрь '22

Исторические памятники, построенные в Бухарском ханстве во времена правления Абдуллахана

В данной статье представлена историческая информация об исторических событиях, происходивших в Кармане в годы правления династии Шейбанидов в XVI веке, о роли Карманы в общественно-политической и духовной жизни династии. В работе особенно большое внимание уделяется общественно-политической деятельности правителей Кармана Искандар-хана, Абдуллахан II.

Аннотация статьи
правление
история
династия
Кармана
Искандар-хан
крепость
нападение
провинция
Ключевые слова

В период Шайбанидов Кармана стала приобретать определенное значение в общественно-политической жизни ханства. За годы правления Убайдуллахана целые провинции были розданы его сыновьям и близким людям. Сын Мухаммада ибн Абулхайр-хана, Джонибек Султан был двоюродным братом Шейбаний-хана, и когда Моваруннахр был завоеван, он сначала правил со своими сыновьями в Фергане (Ахси) в 1503-1509 годах, затем в Кармане в 1510 году и умер 20 марта 1529 года в деревне Куфийн района Миенколь, принадлежащей Карману.

Кармана считался важно стратегически важным городом в этот период, поэтому Абдулла Хан уделяет серьезное внимание его обороне. Чтобы достичь своей цели, обращается к Касым шейху, подробно излагая ему планы нападения врага, и просит его благословить его на победное объятие и помочь ему укрепить крепость Карманы. Касым шейх приказывает Абдуллахану укрепить крепость Карманы. Учитывая тот факт, что ситуация очень опасная, Касым Шейх вместе со своей семьей и мюридами одним из первых переезжает в крепость Кармана. По совету шейха Абдуллахан приказывает своим помошникам переселить всех жителей, живущих вокруг цитадели и близко к ней, в Цитадель, сам он вместе со своими войсками поселяется внутри Цитадели и укрепляет ее башни и созвездия.

Все эти меры были направлены, во-первых, на то, чтобы взять власть в свои руки, а во-вторых, на то, чтобы жители Карманы не были порабощены в результате вражеского нападения. Войска Абдуллахана храбро сражались в боях за город, несмотря на то, что по численности уступали войскам неприятеля. За двенадцать дней боев враг счел приемлемым заключить перемирие, когда не смог добиться никакого положительного результата. Они быстро отправили человека в деревню Алиабад близ Самарканда, оттуда Дарвеш-Шейх Алиободи был доставлен в Карману, и начались переговоры о перемирии. Вместе с Дарвеш-шейхом Алиобади в переговорах также принял участие Касым Шейх Азизон. При вмешательстве и указаниях этих двух шейхов между враждующимися силами было подписано компромиссное соглашение. После этого Абдулатифхан и Навруз Ахмадхан вернулись в свои провинции [1].

Десятки сохранившихся сооружения в Бухарской, Самаркандской, Ташкентской, Навоийской, Джизакской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской областях были построены по прямому указанию Абдуллахана. Медресе Абдуллахана в Бухаре, мечеть, построенная в честь ходжей Жуйбара Ханака, Гавкушон, новый Чорсу, тими Абдуллахан, медресе Кукалдош в Ташкенте, каменный мачит в комплексе Чашма в Нурате, хонака Касим Шейха в Кармане, "дом Абдуллахана" в Чармгар-чорбаге, мост, построенный через реку Зарафшан в 1582 году входит в их число.

Внимание Абдуллахана к Карману не было напрасным. Потому что он родился на этой земле. Его отец, дедушка, жили в Кармане и управления салтанатом. Во время правления Абдуллахана Кармана становится одним из процветающих и живописных районов. В течение этого периода было построено ряд ирригационных сооружений. Остановимся на некоторых из них подробнее:

В 986-1578 годах на дороге из Карманы в Гиждуван был построен мост, состоящий из 18 раваков недалеко от района Гиждуван. Эти ручьи были разделены на ответвления, которые брали свои истоки из нескольких рек, каждое ответвление было разделено на несколько ручейков, и земли жителей деревни поливались водой, которая шла из этих ручейков.

Согласно информации из рукописных работ 18 века, представленных в "Маджмаал-арком" Мирзо Мухаммада Баде Девона, в низовьях реки Зарафшан существовали водомерные и водораспределительные мосты, такие как "Пули Кармана", "Пули Мехтар Касым", "Пули Чахорминор" и "Пули Джандор" [2].

В 1896 году в Бухаре были проведены топографические работы Н.Ф. Ситняковским [3], а в 1915 году Л.А.Зимин, проводивший археологические проверки в нижнем Зарафшане, писал, что, хотя некоторые части "Пули Чахорминор" и "Пули Джондор", состоящие из нескольких арок, сохранились в конце прошлого века и в начале нашего века, но в настоящее время их останки были погребены, оставаясь под старым ядром на краю реки.

В 1962-1964 годах остатки этих гидротехнических сооружений были найдены и исследованы. Первый из них, "Пули Кармана", располагался примерно в 3 км выше моста, построенного через реку Зарафшан по дороге из Навои в Конимех и Нурату, и его остатки были найдены и исследованы недалеко от Хосакургана, руин средневековой крепости Кармана на левом берегу реки. Остатки этого сооружения являются лишь частью колонны, установленной на берегу реки. К сожалению, у нас нет возможности дать полное представление об этой водной структуре. Потому что основные его части были доставлены по реке уже с помощью буксира. Однако археологическая информация об этом сооружении может быть дополнена, хотя и частично, некоторой информацией, представленной в исторических источниках.

Так, "Пули Кармана", "Пули Мехтар Касым", "Пули Чахорминор" и "Пули Джондор", которые были построены в 16 веке, свидетельствуют исторические источники о том, что они не только стали простым мостом, построенным через реку Зарафшан, но и служили сооружением для разделения речных вод в оросительные каналы вдоль Бухарского оазиса.

Исторические источники указывают, что плотина, построенная по велению Абдуллахана в XVI веке в оазисе Нурата, была одним из самых массивных и сложных водных сооружений того времени.

Согласно "Истории Салимия", плотина для сбора весенней дождевой воды, была построена внутри ущелья, расположенного в двух предгорьях. Длина сооружения составляла пятьсот шагов, и в каждом из его мест - железных даханах, куда стекала вода, - были устья труб. Скопившаяся вода вышла из труб и потекла в сторону Нураты [1].

Это сооружение было построено недалеко от деревни Ахчоб, записанной в "Абдулланоме", впадающей в Бекларсой, которая стекает с южного склона гор Нурата. Деревня Акчоб расположена в 65 км к востоку от Нураты, на территории нынешнего района Кошработ. Северная и восточная стороны деревни примыкают к адирам, прилегающим к горам Нурата, а западные стороны примыкают к обширным пастбищам долины Джош, которая простирается на запад между хребтами Актага и Каратага. В деревне Ахчоб, по мере того как адиры поднимаются вдоль берега сой, ее берега поднимаются высоко и превращаются в скалистое ущелье. Узкая часть ущелья отгорожена огромной плотиной, которую Хафиз Таниш Бухари описал. Это сооружение известно среди местного населения как Абдуллахан банди [4].

Остатки этого водохранилища, которое Абдуллахан II построил в 1582 году, сохранились в ущелье Бекларсой в старой деревне Ахчоб. Длина плотины в основном составляет 73 метра, верхняя - 83 метра, высота - 14 метров. Толщина основания плотины составляет 15 метров, с учетом давления воды и ее прочности. 30 см, верхняя часть сделана 4,5 метра и построена в виде лестницы. Водохранилище, образовавшееся перед плотиной, имело 1500 метров в длину и 75-125 метров в ширину. При условии, что он обеспечен комплексом необходимых сооружений для своевременного стока воды. Тот факт, что он был построен в соответствии с точными расчетами Абдуллахана, показывает, что наши миробы (ирригатор) 16-го века хорошо осведомлены о науке геологии и гидрогеологии.

Во время правления Абдуллахана в Кармане и его окрестностях развивалось сельское хозяйство, животноводство, увеличивались сады, возводились различного рода сооружения.

Следовательно, значительное положение города Кармана в общественно-политической жизни Бухарского ханства в 16 веке связано с династией Шейбанидов. Внимание представителей этой династии по отношению к этому городу послужило важным фактором для его продвижения до уровня городов, приобретающих определенный политический статус. Несмотря на то, что в тот период между правителями происходили междусобные войны, Кармана была относительно мирным городом, где было создано много возможностей для мирного развития общества.

Текст статьи
  1. Махмуд ибн Араб Катагон. Мусаххир аль-билад. ОЗР ФАШИ, рукопись, оп. № 1505, С.60-а.
  2. Вильданова А. Б. Подлинник бухарского трактата о чинах и званиях. Писменные памятники востока. Историко-филологические исследования, - Изд-во “Наука”, 1970, С.51-53.
  3. Ситняковский Н. Ф. Заметки о Бухарской части долин Зерафшана, Известия Туркестанского отдела императорского русского географического общества. - Ташкент, 1900. С.173-174.
  4. Мухаммаджанов А. Древние гидротехнические сооружения Узбекистана. - Т.: 1997, С.36.
Список литературы