Главная
АИ #45 (124)
Статьи журнала АИ #45 (124)
Корпоративный сектор и сущность корпорации

Корпоративный сектор и сущность корпорации

Автор(-ы):

Смирнова Ирина Евгеньевна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

корпорация
корпоративные отношения
глобализация
финансовые корпорации
нефинансовые корпорации
корпоративный сектор
современные корпорации

Аннотация статьи

При всем многообразии существующих в Российской Федерации субъектов хозяйствования немаловажное место отводится корпорациям, которые и сформировали корпоративный сектор государства. Организации из корпоративного сектора играют большую роль в экономике страны, так как являются крупными налогоплательщиками и работодателями. Основные методологические принципы, использованные в статье, базируются на фундаментальных исследованиях российских и зарубежных специалистов в сфере экономики и финансов, а также данных государственной статистики и финансовой отчетности организаций корпоративного сектора Российской Федерации. Цель статьи заключается в рассмотрении корпоративного сектора, корпорации и ее сущности.

Текст статьи

Наибольшую роль в социально-экономическом развитии государств играет корпоративная форма ведения бизнеса, на долю которой приходится около 80 % производимых товаров и услуг [6]. Все большее значение приобретают транснациональные корпорации. ООН признает транснациональной корпорацией хозяйствующий субъект, имеющий годовой оборот не менее 100 млн. долл. США и отделения не менее чем в 6 странах мира.

Существование корпоративного сектора национальной экономики является результатом реализации механизмов институциональной сегментации национальной экономики [5].

В соответствии с международными подходами к институциональной сегментации национальной экономики закрепленных в рекомендациях Коллегии Евразийской экономической комиссии «О классификации институциональных секторов экономики» от 18 августа 2015 года № 18 выделяют пять институциональных секторов [2]:

  • нефинансовые корпорации;
  • финансовые корпорации;
  • государственное управление;
  • домашние хозяйства;
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

В связи с тем, что объектом исследования являются взаимоотношения государства и корпоративных финансов, целесообразно уделить более пристальное внимание корпоративному сектору национальной экономики.

Корпоративный сектор представляет собой совокупность юридических лиц, уставный фонд которых создается путем акционирования, а получаемая прибыль распределяется среди собственников капитала [4].

Особенностью корпоративного сектора экономики Российской Федерации является специфика становления корпоративных отношений. Современный корпоративный сектор стал следствием политических и институциональных реформ, произошедших в 90-х гг. прошлого века. Проведенные преобразования обусловили возникновение коллективной формы собственности, которая впоследствии трансформировалась в корпоративную собственность.

Впервые в Российской Федерации такое понятие, как «корпорации» было внедрено в 2015 году из-за внесения коррективов в ГК РФ, в частности ст. 65.1 ГК РФ [1]. В данном разделе представлено такое определение корпорации: «Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п.1 статьи 65.3 ГК РФ, считаются корпоративными юридическими лицами (корпорациями)». В законодательных актах Российской Федерации понятие «корпорация» в полной мере соответствует такому понятию, как «корпоративное юридическое лицо».

При этом в категории корпоративных юридических лиц Гражданский кодекс относит: «хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ, а также общины коренных малочисленных народов РФ» [1].

Итак, под корпорацией следует понимать крупное объединение лиц и капиталов, образованное с целью экономической деятельности в определенной сфере рынка. которые имеют общую цель-реализацию предпринимательской деятельности. Характерные отличительные черты корпорации:

  • присутствие совета директоров;
  • присутствует коллективная собственность;
  • самоуправление;
  • наличие концепции маркетинга;
  • незначительная ответственность;
  • абсолютная правовая независимость корпорации по отношению к ее владельцам.

Сделав логический вывод о сущности понятия «корпорация», предлагаем следующее определение, которым считаем важным дополнить ст. 65.1 ГК РФ: «Корпорация (корпоративное объединение) – это юридическое лицо, созданное при объединении капиталов и собственности учредителей (основателей организации, акционеров), обладающих правом на участие в управлении объединением и формирование высшего органа, реализующих это право, и иных участников, в целях совместного ведения и распоряжения этим имуществом, социального партнёрства, участия в хозяйственном обороте и выдачи обществу полезного результата (продукта) своей деятельности».

Корпорации должны иметь как юридические, так и фактические признаки, поэтому эти объединения должны руководствоваться, в том числе, и принципами социальной ответственности и социального партнёрства. Для некоторых муниципальных унитарных предприятий (например, для образовательных учреждений) участие в хозяйственном обороте не является главной целью, хотя они выдают обществу результат своей деятельности, и также могут участвовать в хозобороте [6].

Госкорпорации и корпорации с преобладающим государственным участием имеют главную цель – участие в хозобороте, а государство (как акционер или учредитель) в лице своих департаментов, ведомств, министерств или правительства принимает участие в управлении ими, назначает исполняющих директоров. Эти организации выдают обществу полезный физический продукт своей деятельности, в целях чего и созданы. Следовательно, по своей сути эти организации являются корпорациями.

Эти замечания представляют собой перспективу расширения и коррекции действующего списка корпораций, отраженного в ст. 65.1 и далее в гл. 4 ГК РФ, а также списка унитарных юридических лиц, на которые и разделились юридические лица, так как организация их управления и основные цели создания и деятельности расходятся [7]. В связи с обобщением, уточнением понятия «корпорация», следует обратить внимание и на корректировку термина «корпоративные правоотношения». Законодателем в ст. 2 ГК РФ указано определение корпоративных отношений: «…Отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими».

Цели корпоративных правоотношений совпадают с целями создания самой корпорации. Важно также разделить корпоративные правоотношения на внутренние и внешние. Внутренние правоотношения связаны с организацией деятельности и управлением юридическим лицом. Внешние разделяются на отношения корпорации с государственными органами (их можно назвать административными) и отношения с другими физическими и юридическими лицами (к примеру, инвесторами, дочерними организациями и контрагентами) [3].

Делая логические выводы, данную статью Кодекса можно дополнить таким содержанием: «Корпоративные отношения (правоотношения) – это правоотношения субъектов (аппарата управления, органов и отделов корпорации, учредителей, акционеров и собственников) корпорации внутри корпоративного объединения, связанные с участием, организацией деятельности и управлением в нём, а также сопровождающие этот процесс внешние отношения субъектов корпорации с государством, физическими и юридическими лицами, направленные на осуществление целей деятельности корпоративного объединения».

Исходя из предложенной трактовки термина «корпорация», можно сделать вывод, что совершенствование законодательства в целях эволюционного развития правовой основы деятельности корпораций и корпоративных правоотношений не завершено. Законодатель ещё не раз вернётся к трактовке данных понятий и корректировке списков корпоративных и унитарных юридических лиц. На наш взгляд для того, чтобы избежать проблем в области правового трактования понятий, следует внести в законодательство понятие корпорации и указать её отличительные черты.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  2. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 18 «О классификации институциональных секторов экономики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: docs.cntd.ru/document/420295678 (дата обращения 21.09.2022)
  3. Гагиева В.Т., Кокоева Л.Т. Понятие и признаки корпорации в современном гражданском праве // Бюллетень Владикавказского института управления. – 2020. – № 59. – С. 154-162.
  4. Краузов И.Н. Понятие и признаки корпорации в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2022. – № 13 (408). – С. 207-209.
  5. Матвиенко А.С. К вопросу о правовой природе корпоративных правоотношений // В сборнике: Право как искусство добра и справедливости. Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции. – Курск, 2020. – С. 82-87.
  6. Могилевский А.С. Термин «корпорация» и основы правоотношений корпораций государства и общества // В сборнике: Проблемы защиты прав: история и современность. XV Международная научно-практическая конференция. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 41-46.
  7. Отараева М.А. Дефиниция термина «корпорация» в отечественной экономической теории // Russian Journal of Management. – 2021. – Т. 9. – № 4. – С. 146-150.

Поделиться

810

Смирнова И. Е. Корпоративный сектор и сущность корпорации // Актуальные исследования. 2022. №45 (124). С. 82-84. URL: https://apni.ru/article/4876-korporativnij-sektor-i-sushchnost-korporatsii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня