Главная
Конференции
Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания
О приемах развития слухового восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями ре...

О приемах развития слухового восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Автор(-ы):

Алексеева Марина Алексеевна

Спиридонова Вера Николаевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

слуховое восприятие
неречевой (биологический) слух
речевой (фонематический) слух
игры

Аннотация статьи

Статья посвящается поиску эффективных технологий развития слухового восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Текст статьи

С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.

Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Для того чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.

Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха.

Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (неречевой слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).

Неречевой (биологический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Для развития слухового восприятия у дошкольников группы компенсирующей направленности использую следующие приемы:

  • игровые приемы (игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр);
  • наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек)
  • словесные (объяснение, повторение, указание, вопрос).

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, поэтому основным приемом для развития слухового восприятия является игровой, который позволяет в интересной форме научить ребенка различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам, развивать умения различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего, слышать составные части слова.

Подбор игр идет в определенной последовательности и с учетом шести этапов (по Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В.) развития слухового восприятия:

1 этап – узнавание неречевых звуков.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов.

5 этап – дифференциация фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же игры способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, тиканье часов, звук работающей стиральной машины), музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т.д.), голоса животных, птиц, насекомых. Цель игр, познакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном.

Для развития слухового восприятия, внимания, памяти использую следующие игры:

  • «В мире звуков», «Скажи, что звучит?», «Скажи, что ты слышишь?», «Найди пару», «Поставь по порядку», «Угадай, кто кричит», «Встречайте гостей».

Дифференциация по силе звучания:

  • «Тихо – громко!», «Иди – беги», «Найди игрушку»

Дифференциация по способу восприятия:

  • «Солнце или дождик», «Что делала Маша?», «Льет или капает»

Дифференциация звучания по темпу:

  • «Угадай, кто идёт», «На поляне», «Дождик»

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова; воспроизводить слова и доступные фразы – громко, тихо, вполголоса, медленно, умеренно, быстро; учить пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией. Для этих целей служит ряд игр, которые можно разделить на несколько групп.

1. Дифференциация голосов по тембру:

  • «Угадай, чей голос», «Лягушка», «Улиточка», «Угадай, кто я?».

2  Дифференциацию по силе голоса:

  • «В лесу», «Бум», «Ветер или ветерок?».

3. Дифференциация по интонации:

  • «Хорошо», «Узнай по интонации», «Кто сказал?».

4. Дифференциация по высоте:

  • «Три медведя», «Малыши», «Медведица и медвежонок».

5. Развитие речевого внимания:

  • «Будь внимателен», «Слушай и выполняй», «Кто внимательнее?».

III этап. На занятиях этого этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. При этом могут быть использованы следующие игры.

«Правильно – неправильно»

«Запомни слова».

«Как звучат слова?»

«Какое слово лишнее?»

Игра «Запретное слово»

IV этап – дифференциация слогов.

К четвертому этапу дети подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Начинать хорошо с такой игры, как «Какой слог лишний?», целью которой является обучение детей различать слоги, отличающихся далекими согласными звуками.

V этап – дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, далее проводить работу по дифференциации согласных звуков.

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа:

  • умения определять количество слогов в слове;
  • отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;
  • выделять ударный слог;
  • проводить анализ гласных и согласных звуков.

Для решения этих задач использую следующие игры:

1. Определение количества слогов в слове:

«Гроздь винограда»

«Кто внимательнее?»

«Сколько слогов в словах»

«Раздели правильно».

2. Выделение ударного слога

Игра «Позовем слово»

3.  Определение наличия звука в слове

Игра «Божья коровка»

Игра «Тучка и дождик»

4. Выделение ударного гласного из начала слова

«Кто первый?»

«Цветочная поляна»

5. Выделение конечного согласного звука

«Жираф»

Игра «Звук потерялся»

«Последний звук, отзовись!»

6. Определение количества гласных в звукокомплексах

«Сколько звуков я произнесла?»

«Веселые звуковички»

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёхсложные слова.

Играем в игру «Кто внимательнее?», целью которой является определении количества слогов в словах. В ней знакомим ребенка с таким приемом: подставить ладошку под подбородок и произнести слово – ладошка опускается вниз при проговаривании каждого слога. Для деления сначала подбираются слова, состоящие из двух слогов типа «слияние»: ма-ма, ли-па, се-но, мо-ре. Затем предложите слова типа мо-роз, кни-га, гри-бы, кра-си –во.

Полезным и интересным видом работы, связанным со слогоделением, является проговаривание по слогам считалочек.

Необходимо напомнить детям, что бывают слова длинные (корзина, матрешка, машина) и короткие (дом, слон, шар), что в длинных словах – несколько слогов, а в коротких только один. Объяснить им, что слова можно прохлопать, прошагать по количеству слогов.

Для закрепления материала можно провести игру «Сколько слогов в словах?», целью которой является закрепление знаний о длинных и коротких словах.

  1. Сколько слогов в словах? Например: кор-зи-на - 3 слога, 3 хлопка; мат-реш-ка - 3 слога, 3 хлопка; а в слове дом - 1 слог, 1 хлопок; слон - 1 слог, 1 хлопок.
  2. Посчитайте количество слогов в словах: автобус, мак, рама и затем про хлопать или прошагать их.

Таким образом, использование предложенных игр включающих, в себя наглядные и словесные приемы позволяют, детям с тяжелыми нарушениями речи обогащать и расширять представления о звуках окружающего мира, развивать и формировать слуховое восприятие, необходимое для нормального усвоения и произношения звуков, слов, овладение речевой активностью. А также способствует развитию других познавательных процессов, таких как память, мышление, воображение, что в свою очередь является фундаментом становления личности ребенка.

Список литературы

  1. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. – 144 с.
  2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. – 183 с.
  3. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – С. 213-227.
  4. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. М.: АЙРИС-пресс, 2018. – 112 с.
  5. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов. М.: Академия, 2005. – 192 с.

Поделиться

2794

Алексеева М. А., Спиридонова В. Н. О приемах развития слухового восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 нояб. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 51-55. URL: https://apni.ru/article/4878-o-priemakh-razvitiya-slukhovogo-vospriyatiya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня