С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.
Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.
Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.
Для того чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.
Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха.
Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (неречевой слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).
Неречевой (биологический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Для развития слухового восприятия у дошкольников группы компенсирующей направленности использую следующие приемы:
- игровые приемы (игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр);
- наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек)
- словесные (объяснение, повторение, указание, вопрос).
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, поэтому основным приемом для развития слухового восприятия является игровой, который позволяет в интересной форме научить ребенка различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам, развивать умения различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего, слышать составные части слова.
Подбор игр идет в определенной последовательности и с учетом шести этапов (по Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В.) развития слухового восприятия:
1 этап – узнавание неречевых звуков.
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап – дифференциация слогов.
5 этап – дифференциация фонем.
6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же игры способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, тиканье часов, звук работающей стиральной машины), музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т.д.), голоса животных, птиц, насекомых. Цель игр, познакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном.
Для развития слухового восприятия, внимания, памяти использую следующие игры:
- «В мире звуков», «Скажи, что звучит?», «Скажи, что ты слышишь?», «Найди пару», «Поставь по порядку», «Угадай, кто кричит», «Встречайте гостей».
Дифференциация по силе звучания:
- «Тихо – громко!», «Иди – беги», «Найди игрушку»
Дифференциация по способу восприятия:
- «Солнце или дождик», «Что делала Маша?», «Льет или капает»
Дифференциация звучания по темпу:
- «Угадай, кто идёт», «На поляне», «Дождик»
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова; воспроизводить слова и доступные фразы – громко, тихо, вполголоса, медленно, умеренно, быстро; учить пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией. Для этих целей служит ряд игр, которые можно разделить на несколько групп.
1. Дифференциация голосов по тембру:
- «Угадай, чей голос», «Лягушка», «Улиточка», «Угадай, кто я?».
2 Дифференциацию по силе голоса:
- «В лесу», «Бум», «Ветер или ветерок?».
3. Дифференциация по интонации:
- «Хорошо», «Узнай по интонации», «Кто сказал?».
4. Дифференциация по высоте:
- «Три медведя», «Малыши», «Медведица и медвежонок».
5. Развитие речевого внимания:
- «Будь внимателен», «Слушай и выполняй», «Кто внимательнее?».
III этап. На занятиях этого этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. При этом могут быть использованы следующие игры.
«Правильно – неправильно»
«Запомни слова».
«Как звучат слова?»
«Какое слово лишнее?»
Игра «Запретное слово»
IV этап – дифференциация слогов.
К четвертому этапу дети подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Начинать хорошо с такой игры, как «Какой слог лишний?», целью которой является обучение детей различать слоги, отличающихся далекими согласными звуками.
V этап – дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, далее проводить работу по дифференциации согласных звуков.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа:
- умения определять количество слогов в слове;
- отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;
- выделять ударный слог;
- проводить анализ гласных и согласных звуков.
Для решения этих задач использую следующие игры:
1. Определение количества слогов в слове:
«Гроздь винограда»
«Кто внимательнее?»
«Сколько слогов в словах»
«Раздели правильно».
2. Выделение ударного слога
Игра «Позовем слово»
3. Определение наличия звука в слове
Игра «Божья коровка»
Игра «Тучка и дождик»
4. Выделение ударного гласного из начала слова
«Кто первый?»
«Цветочная поляна»
5. Выделение конечного согласного звука
«Жираф»
Игра «Звук потерялся»
«Последний звук, отзовись!»
6. Определение количества гласных в звукокомплексах
«Сколько звуков я произнесла?»
«Веселые звуковички»
Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёхсложные слова.
Играем в игру «Кто внимательнее?», целью которой является определении количества слогов в словах. В ней знакомим ребенка с таким приемом: подставить ладошку под подбородок и произнести слово – ладошка опускается вниз при проговаривании каждого слога. Для деления сначала подбираются слова, состоящие из двух слогов типа «слияние»: ма-ма, ли-па, се-но, мо-ре. Затем предложите слова типа мо-роз, кни-га, гри-бы, кра-си –во.
Полезным и интересным видом работы, связанным со слогоделением, является проговаривание по слогам считалочек.
Необходимо напомнить детям, что бывают слова длинные (корзина, матрешка, машина) и короткие (дом, слон, шар), что в длинных словах – несколько слогов, а в коротких только один. Объяснить им, что слова можно прохлопать, прошагать по количеству слогов.
Для закрепления материала можно провести игру «Сколько слогов в словах?», целью которой является закрепление знаний о длинных и коротких словах.
- Сколько слогов в словах? Например: кор-зи-на - 3 слога, 3 хлопка; мат-реш-ка - 3 слога, 3 хлопка; а в слове дом - 1 слог, 1 хлопок; слон - 1 слог, 1 хлопок.
- Посчитайте количество слогов в словах: автобус, мак, рама и затем про хлопать или прошагать их.
Таким образом, использование предложенных игр включающих, в себя наглядные и словесные приемы позволяют, детям с тяжелыми нарушениями речи обогащать и расширять представления о звуках окружающего мира, развивать и формировать слуховое восприятие, необходимое для нормального усвоения и произношения звуков, слов, овладение речевой активностью. А также способствует развитию других познавательных процессов, таких как память, мышление, воображение, что в свою очередь является фундаментом становления личности ребенка.