На последующем этапе расследования преступлений о незаконном сбыте наркотических средств следственные действия закрепляют результаты, что были получены на первоначальном этапе расследования.
Роль последующего этапа расследования дел, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, заключается в том, что в отличие от первичного этапа расследования, следственные действия, проводимые на последующем этапе расследования, направлены непосредственно на изобличение виновных в совершении преступления.
На последующем этапе расследования следователем проводится иные следственные действия для получения новых доказательств или подтверждения иных доказательств, полученных на первоначальном этапе расследования.
Как пишет ряд исследователей, «допрос – процессуально значимая форма сбора и фиксации информации о расследуемом событии» [1].
В процессе проведения такого следственного действия как допрос, следователь обладает возможностью непосредственного наблюдения за личностными особенностями допрашиваемых, их контактность к установлению истины по делу либо наоборот подавленность сложившейся ситуацией, наличие возбужденного или безразличного состояния, внушаемость, выявить возможные противоречия и конфликты потерпевшим и подозреваемым и т.д.
В криминалистике выделяют следующие основные общие тактические приемы допроса [2]:
- индивидуальный подход к допрашиваемому (установление психологического контакта).
- создание допрашиваемому условий для свободного рассказа.
- уточнение полученной информации путем постановки вопросов допрашиваемому.
- критический анализ и оценка показаний допрашиваемого.
Наиболее распространенными приемами оживления памяти на допросе, предшествующем предъявлению для опознания, являются:
- постановка вопросов, активизирующих в сознании допрашиваемого ассоциативные связи;
- предъявление фотоснимков, схем, планов, других объектов, способствующих припоминанию.
В целях склонения обвиняемого к даче правдивых показаний с учетом имеющихся доказательств и личности допрашиваемого применяются следующие приемы:
- доведения до обвиняемого информации о несоответствии даваемых им показаний сведениям, полученным следствием;
- постановка дополнительных и уточняющих вопросов;
- отвлечение внимания, подразумевающее умышленное отвлечение от внимания задаваемыми вопросами, которые носят второстепенный и не обязательный характер для следствия, усыпляя тем самым внимание и бдительность допрашиваемого;
- постановка следователем вопросов, которым непосредственным образом не относятся к теме допроса, но способствуют получению контрольных сведений в целях осуществления проверки правильности показаний об отдельных фактах.
При наличии противоречивых показаний соучастников возможным является проведение очной ставки. Особенно целесообразным является проведение очной ставки соучастников, дающих ложные и искаженные показания, с одним из соучастников, заключивших досудебное сотрудничество со следствием.
Закрепление в УПК РФ особого порядка судебного разбирательства предоставляет суду возможность постановить приговор без проведения судебного разбирательства. Цель заключения досудебного соглашения состоит в возложении на обвиняемого (подозреваемого) обязательства по содействию раскрытию и расследованию преступления взамен предоставления соответствующих гарантий по последующему смягчению уголовного наказания. Таким образом, по мысли законодателя институт досудебного соглашения о сотрудничестве должен способствовать раскрытию преступлений, а также свидетельствовать о раскаянии лица в совершении преступлении посредством оказания мер содействия правоохранительным органам.
В УПК РФ нет положения, возлагающего на органы предварительного расследования разъяснять каждому подозреваемому, обвиняемому его права на заявление ходатайства о заключении досудебного соглашения. Некоторые авторы придерживаются мнения, что соответствующая обязанность не может быть возложена на органы расследования. Данная точка зрения представляется необоснованной, поскольку она входит в противоречие с положениями уголовно-процессуального законодательства.
В целях склонения обвиняемого к даче правдивых показаний с учетом имеющихся доказательств и личности допрашиваемого применяются следующие приемы [3]:
- доведения до обвиняемого информации о несоответствии даваемых им показаний сведениям, полученным следствием;
- постановка дополнительных и уточняющих вопросов;
- отвлечение внимания, подразумевающее умышленное отвлечение от внимания задаваемыми вопросами, которые носят второстепенный и не обязательный характер для следствия, усыпляя тем самым внимание и бдительность допрашиваемого;
- постановка следователем вопросов, которым непосредственным образом не относятся к теме допроса, но способствуют получению контрольных сведений в целях осуществления проверки правильности показаний об отдельных фактах.
Наибольшую сложность представляет собой допрос несовершеннолетних, как с точки зрения психологии, так и соблюдения предписаний уголовно-процессуальных норм.
При производстве допроса несовершеннолетних подлежат выяснению сферы их занятий и увлечений, о взаимоотношениях с родителями, их материальном и социальном положении.
Допрос несовершеннолетних свидетелей предлагается проводить в помещении, оборудованном зеркалом Гезелла, когда предполагается необходимость установления психологического контакта с потерпевшим. Для этого в помещении, оборудованное зеркалом Гезелла, приглашаются психологи, которые могут вести беседу, находясь под незаметным наблюдением следователей, не нанося вреда психике ребенка [4].
Как устанавливает ч. 4 ст. 191 УПК РФ, при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.
Недостаточная законодательная регламентация правового статуса педагога является причиной возникновения спорных моментов, касающихся предъявляемых к нему требований. Представляется, что педагог должен иметь соответствующее профессиональное образование, обладать профессиональными навыками, что, в свою очередь, предполагает наличие определенного стажа работы по специальности. Педагог должен иметь профильное высшее или среднее специальное образование. Именно наличие этого образования является показателем того, что человек является специалистом в определенной области.
Думается также, что педагог должен иметь стаж практической работы с малолетними лицами не менее трех-пяти лет. Именно в этот период приобретается первоначальный опыт и навыки работы. На момент проведения следственных действий лицо, приглашаемое в качестве педагога, не обязательно должно занимать соответствующую должность, но необходимо, чтобы навыки работы с подростками им не были утрачены.
Итак, на последующем этапе расследования преступлений о незаконном сбыте наркотических средств проводится комплекс следственных действий, которые закрепляют результаты, что были получены на первоначальном этапе расследования. К их числу можно причислить повторный допрос подозреваемого (обвиняемого), очная ставка, проверка показаний на месте, следственный эксперимент и другие. Роль последующего этапа расследования дел, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, заключается в том, что в отличие от первичного этапа расследования, следственные действия, проводимые на последующем этапе расследования, направлены непосредственно на изобличение виновных в совершении преступления. На последующем этапе расследования преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, следователь осуществляет проверку и оценку доказательств, добытых на первоначальном этапе расследования, осуществляет поиск новых доказательств, предъявляет обвинение.