Особенности дизайна экстерьера легковых автомобилей компании Baojun

Особенности дизайна экстерьера легковых автомобилей компании Baojun

Данная статья рассматривает особенности дизайна экстерьера легковых автомобилей китайской компании Baojun на примере двух серийных моделей Е-300 и RM-5. Проводится детальный анализ формообразования кузова автомобилей. Материал статьи во многом основывается на диссертационном исследовании Н.А. Медельца «Факторы формообразования легкового автомобиля (технологический аспект)» 2013.

Аннотация статьи
стиль
промдизайн
предметный дизайн
автодизайн
концепция
формообразование автомобиля
Baojun
Ключевые слова

В апреле 2019 года китайская автомобильная компания презентовала обновлённый логотип компании, а вместе с ним первый в истории бренда SGMW концепт RM-C. Новинка ознаменовала особый подход в формообразовании будущих моделей Baojun, согласно которому внимание уделяется эстетике промышленного/предметного дизайна.

Это неофициальное название выбранного направления, поскольку в пресс-релизе фигурирует другие ключевые слова: «межпланетная геометрия», «рациональная эстетика», «передовой дизайн», «точная технология». Однако, суть подхода в проектировании от этого не меняется.

Решение сменить стилистику бренда Баоджун можно обосновать следующими мотивами. Во-первых, “product design approach” или ещё “not automotive” (метод проектирования, основанный на принципах предметного дизайна) – это актуальная тенденция в мировом автопроме, что делает компанию привлекательной относительно конкурентов, у которых уже есть история и сформировавшаяся, узнаваемая стилистика. Во-вторых, для молодого бренда (основан в 2010г.) изменения стиля проходят менее «болезненно», и он более «гибок» к переменам и экспериментам. В-третьих, упрощение форм и объемов для бюджетного бренда экономически выгодно с точки зрения производства, технологических затрат и прочих формообразующих факторов [1].

Чтобы понять значение изменений дизайна Baojun необходимо обратиться к истории бренда, а именно, к тем моделям автомобилей, производимых с 2010 года.

Baojun 310, Baojun 330, Baojun 560, Baojun 610, Baojun 630, Baojun 730 – эти модели выделяются характерными динамичными, резкими линиями кузова. Это никак не выделяло бренд на фоне конкурентов, так как подобное пластическое решение можно было наблюдать у большинства азиатских автопроизводителей начала 2000-х (рис. 1). Отличие лишь состояло в нюансах, в декорировании решетки радиатора, оформлении бамперов и контуров фар, фонарей и других деталей.

Рис. 1. Модельный ряд Baojun начала 2000-х (630, 560, 310)

Сегодня стилистику промдизайна с простыми формами, геометрией и минимализмом, применяют не только в «Баоджуне». Известны примеры моделей Volvo (XC-40) и Honda e.

Рассмотрим более детально особенности нового стиля «Баоджун».

В его основе лежит построение простых объёмов вокруг пространственной рамы и компоновки. Оригинальность дизайна заключается в использовании простой геометрии. Она представляет собой замкнутые контуры, которые компонуются в пределах функциональных элементов кузова автомобиля (фары, фонари, дверные ручки, пороги, капот, колесные арки, диски колёс, бампера, радиаторные решетки, задняя опорная стойка крыши).

На сегодняшний день в «Баоджуне» есть две модели, которые уже представлены на китайском рынке и выполнены в стилистике промдизайна. Это RM-5 и небольшой трёхместный электрокар E-300.

Вариативность подобной стилистики зависит от оригинальности дизайнерского решения и от умения целесообразно применять графические элементы на поверхности кузова.

В модели Е-300 (старт производства намечен на первую половину 2020), основным модульным элементом является прямоугольник со скруглёнными углами. Этот графический элемент транслируется практически на все элементы кузова автомобиля, пропорционально видоизменяясь согласно размерам соответствующих деталей. Так, его можно заметить на колесных дисках, в контуре дневных ходовых огней и сигналов поворота, в решетке радиатора, в накладках переднего и заднего бампера, в оформлении противотуманных огней, в контуре дверных ручек, двери заднего стекла и декоративной накладки на дверях (рис. 2).

 

Рис. 2. Baojun E-300. Главный элемент дизайна – прямоугольник со скруглёнными углами

В основе дизайна RM-5 (старт производства июль 2019) лежит тема со скруглённым восьмигранником, который чётко прочитывается на плечевой линии. Этот графический элемент как модуль повторяется в оформлении дневных ходовых огней и задних габаритных огней. Замкнутые контуры также просматриваются снизу в подштамповках дверей, в обрамлении заднего бампера, фар и фонарей (рис. 3).

 

Рис. 3. Характерная вытянутая графика удлинённого восьмигранника со скругленными углами на плечевой линии RM-5

Таким образом, стиль компании «Баоджун» достоин рассмотрения и изучения с точки зрения формообразования и методологии проектирования в автомобильном дизайне. Особенности дизайна экстерьера легковых автомобилей Baojun заключаются в следующем: четкие, простые объёмы и однородные поверхности, повторяющие форму и конструкцию кузова; упрощенная, условная графика, применяемая в отделке деталей и функциональных элементов; использование в качестве модуля дизайна одной геометрической фигуры; стремление к унификации и интеграции деталей в единые блоки.

Текст статьи
  1. Меделец Н.А. Факторы формообразования легкового автомобиля (технологический аспект). М. ВНИИТЭ, 2013.
  2. Baojun RM-5. // www.autohome.com.cn URL: https://www.autohome.com.cn/5342/#pvareaid=100124 (дата обращения: 06.02.2020).
  3. Baojun E-300. // www.autohome.com.cn URL: https://chejiahao.autohome.com.cn/info/5453800#pvareaid=28086821202 (дата обращения: 06.02.2020).
  4. Bart Lenaerts & Lies De Mol Ever since I was a young boy I’ve been drawing cars. WAFT, Pure Print, 2012.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 2 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня