Автор(-ы):
Иванникова Любовь Ивановна
Агеев Радислав Борисович
Агеева Наталия Александровна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается процесс формирования естественнонаучной компетентности школьников средствами фенологического наблюдения. Методологической основой служит формирование навыков наблюдения, описания, сравнения. В результате использования данных методов развивается способность обучающихся решать доступные социально и личностно значимые практические и познавательные проблемные задачи, связанные с реальными объектами природы в сфере отношений «человек - природа»; определены значение и основные принципы организации, условия и элементы содержания фенологических наблюдений в школе в процессе ознакомления детей с природной средой.
Текст статьи
В процессе изучения растений в рамках школьного курса биологии выделяется особая отрасль знаний – фенология. Эта наука занимается исследованием периодических явлений в развитии растительного мира, которые обусловлены сменой времен года. Учащиеся нашей школы регулярно проводят наблюдения за самыми характерными представителями диких и культурных растений своей местности, отмечая раскрывание почек, развертывание листьев, начало цветения, продолжительность цветения, начало плодоношения, продолжительность плодоношения, изменение окраски листьев, листопад, зимний покой многолетних насаждений, в частности, кустарников и деревьев [1].
Решение вопросов, связанных с климатическими особенностями местообитаний, позволяют создать в представлении учащихся стройную картину окружающего мира, понять закономерности и взаимосвязи в природе, укрепить уверенность в необходимости изучения биологии и дисциплин, связанных с ней, в первую очередь географии, химии, физики. Дети также активно пользуются математическими методами, используют знания в области информатики, интересуются народными приметами, связанными с наблюдениями за жизнью растений [2].
Собранный материал в результате многолетних наблюдений разносторонне анализируется и обрабатывается. Средние даты наступления разных этапов жизни растений позволяют создавать фенологические карты, отражающие влияние климатических изменений в черте города и в сельской местности. Это дает возможность практически выявить факторы природного и антропогенного влияния на жизнь растений. В наши дни проблема изменения окружающей среды как никогда актуальна, привлекает к себе все больше внимания. Для формирования гражданской позиции, воспитания бережного отношения к природе школьников необходимо использовать не только теоретическую составляющую учебного курса биологии, но и всячески разнообразить практическое применение знаний, формировать умения и навыки, связанные с работой на местности, с природными объектами, прививать интерес к профессиям биологической направленности. Фенологические наблюдения востребованы для работников сельского хозяйства, садоводства, огородничества, лесного хозяйства, пчеловодства, ландшафтного дизайна, обустройства дендрологических парков, один из которых расположен вблизи нашей Котовской школы.
Рассмотрим условия выбора участка для проведения фенологических наблюдений.
В ходе фенологических наблюдений учащиеся заметили, что деревья и кустарники, растущие на открытой местности, зацветают быстрее, чем те, которые растут в густых зарослях, как и находящиеся на южных склонах холмов. В долинах весна начинается раньше, чем на возвышенных участках. Деревья, растущие у водоемов, демонстрируют запаздывание вегетационных процессов весенней порой. Изучая различные изменения в жизни наблюдаемых растений, дети приобщаются к более глубокому и всестороннему анализу природных явлений и процессов, приобретают эстетический вкус, наблюдая чарующие краски осени, слушая шепот березовых листьев, наслаждаясь вкусом спелых ягод [3].
Таким образом, для формирования всесторонне развитой личности в комплексе с другими видами деятельности фенологические наблюдения способствуют осознанию закономерностей развития живой природы, убеждению необходимости рационального использования и приумножения природных богатств нашей страны.
Список литературы
Поделиться
Иванникова Л. И., Агеев Р. Б., Агеева Н. А. Значение и условия эффективной организации и проведения фенологических наблюдений в процессе изучения школьного курса биологии // Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 27-29. URL: https://apni.ru/article/4884-znachenie-i-usloviya-effektivnoj-organizatsii