Жизнь ребенка принято разделять на несколько периодов. Раннее детство заканчивается в 3 года. С 3 до 7 лет длится дошкольный период, затем с 7 до 12 – младший школьный возраст и с 12 до 16 – старший школьный возраст. Различия этих периодов обусловлены процессами роста и развития ребенка. Именно в возрасте с 3 до 6 – 7 лет происходят первые важные перемены в социальном статусе ребенка: из крохи, прячущейся за край маминой юбки, он превращается в самостоятельного все более независимого человека.
Каждый родитель хочет, чтобы его дочь или сын выросли успешными, инициативными и могли творчески подходить к любому делу, за которое они возьмутся.
Возьмем развитие речи. Речь – это основополагающий показатель интеллектуального и психического развития. Она непосредственно связана и является выражением важнейших психических процессов: памяти, восприятия, эмоций. Хороший словарный запас – условие полноценного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, дальнейшего успешного обучения в школе. Богатый лексикон свидетельствует об эрудированности, хорошей памяти и интеллекте. Правильная речь имеет ряд характеристик: звукопроизношение, связная речь, грамматические нормы, которые находятся в компетенции логопеда. В отличие от этих сторон речи, родитель может пополнить словарный запас ребенка, не являясь специалистом.
Если ребенку только исполнилось 3 года, то он еще может неправильно произносить звуки и строить предложения, но в этом возрасте он должен понимать обращенную к нему речь. С 3 лет малыш начинает повторять все за родителями. При разговоре с ребенком следите за своей речью, старайтесь правильно строить предложения. Ребенок учится разговаривать именно от вас. Старайтесь не употреблять грубых слов и выражений при ребенке. Третий год жизни ребенка знаменуется быстрым обогащением словарного запаса до 1000 и более слов.
В возрасте 4 лет ребенок уже должен уметь говорить так, чтобы его речь была понятна не только родителям, но и окружающим людям. Его словарный запас расширяется до 2000 слов. Развитие речи идет параллельно с развитием мышления. Для развития правильной речи и мышления ребенка рекомендуется каждый вечер обсуждать с ним все происходившие в этот день события. Родители тоже должны рассказывать ребенку как прошел их день.
В 5 лет ребенок должен уметь при построении предложения безошибочно согласовывать слова в числе и роде, а в 6 – еще и в падеже. Также следует обращать внимание на богатство словарного запаса ребенка. Шестилетний ребенок должен хорошо знать названия окружающих его бытовых предметов, а также различать некоторые абстрактные понятия (сегодня, завтра, левый, правый, день, ночь и т.п.)
До 7 лет в период активного речевого развития ребенка необходимо много разговаривать с ним, читать, обсуждать сказки, их главных героев, учить небольшие стихи, побуждать малыша к рассуждениям. Все это обогащает словарный запас, развивает логическое мышление, дает возможность лишний раз потренироваться в звукопроизношении.
Ведь развитие устной речи ребенка – это необходимое условие для того, чтобы он смог успешно усвоить и письменную речь. Устная связная речь ребенка не будет нормально развиваться без участия и помощи взрослых или будет развиваться очень медленно. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики пальцев непосредственно зависит от того, как ребенок говорит, поэтому заниматься с ребенком развитием его речи нужно не только посредством формирования артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.
Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики напрямую связано не только с развитием речи, а в целом интеллектуальных способностей малыша. Дополнительная немаловажная причина для развития именно этого навыка при подготовке к школе – это направленность занятий в младших классах преимущественно на обучение правильному письму, так как это самая сложная проблема, которая встает перед младшими школьниками. Ученые даже определили, что первоклассники, обучающиеся письму, испытывают нагрузки, сравнимые с нагрузками космонавтов при старте. Помочь им справиться с этим легче, конечно же, заранее подготовив руку к этой сложной деятельности
Развивать мелкую моторику следует с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь выполнять самые простые упражнения, которые могут сопровождаться стихами.
Давайте рассмотрим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры.
- Развиваем речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
- Развиваем умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
- Учим ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, взрослым, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
- Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.
- В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
- А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
- После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях минут по 5.
Вот примеры некоторых пальчиковых игр для детей:
1 – 2 года. Фонарики:
Вот фонарики горят,
всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)
Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)
Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).
Кошка на ладошке:
Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)
На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)
И пошла, пошла, пошла — (ходим пальчиками по ладони)
Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке).
3 – 4 года. По грибы (потешка):
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Моя семья:
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья!
5 – 7 лет «Осень»:
«Белки-непоседы»:
Раз, два, три, четыре, пять, Пришли к нам белки поиграть Одна куда-то ускакала, Четыре белочки осталось, А теперь скорей смотри: Их уже осталось три. Ну и ну, какая жалость Только две у нас осталось. Эта новость так грустна, Осталась белочка одна, А пока мы их считали, Белочки от нас сбежали. |
Ребенок показывает пять пальчиков Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает четыре пальчика. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает три пальчика. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает два пальчика Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает один пальчик |
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна проводиться постоянно. Играйте с малышом ежедневно. Хвалите его за каждый успех. Только при таком условии вы достигните наилучшего результата!