Главная
АИ #45 (124)
Статьи журнала АИ #45 (124)
Проблематика стратегического развития национальных нефтяных компаний

Проблематика стратегического развития национальных нефтяных компаний

Научный руководитель

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

национальные нефтяные компании (ННК)
международные нефтяные компании (МНК)
стратегическое развитие
бизнес-модели
менеджмент

Аннотация статьи

В условиях глобального изменения энергетического ландшафта значительно увеличивается роль национальных нефтяных компаний (ННК). В последние годы, с учетом роста прибыли, и как следствие увеличения потенциальных возможностей, многие из них решили пересмотреть свои действующие стратегии и начать конкурировать с международными нефтяными компаниями (МНК). В данной статье рассматривается современный контекст и проблематика стратегического развития ННК России и других стран.

Текст статьи

Под национальные нефтяными компаниями (ННК) принято понимать те нефтяные компании, значительные доли акций которых принадлежат их материнскому правительству и чьи задачи заключаются в том, чтобы работать в интересах своей страны. Изначально, традиционная миссия ННК заключалась в том, чтобы предоставить стратегическим инвесторам, совладельцам и поставщикам услуг, доступ к углеводородным ресурсам своей страны. При этом далеко не всегда такие компании, даже при полном содействии государства, способны в полной мере выполнять возлагаемые на них стратегические задачи, а именно эффективно распоряжаться и управлять цепочкой поставок нефти и газа в стране происхождения от добывающей отрасли до дистрибьюторов и конечных потребителей. В России это связано прежде всего с наличием технологического дефицита и значительным недостатком необходимого инженерного опыта, что на протяжении всего периода развития нефтяной отрасли, создавало необходимость налаживания партнерских отношений с международными нефтяными компаниями (МНК), и реализации совместных инвестиционных проектов. Таким образом можно заключить, что основными движущими факторами инвестиций между ННК и МНК являются предоставление доступа к углеводородным ресурсам, передача знаний о передовых технологиях, инженерный опыт и управленческие навыки и навыки управления проектами. Кроме того, как показывает российский опыт, ННК могут с успехом использоваться для продвижения как социальных и политических программ, так и экономических.

ННК бывают разных форм, однако большинство из них сконцентрированы на повышении эффективности и улучшения качества технологий в направлении разведки и добычи сырья – эта тенденция особенно актуальна для России, где несмотря на тренды «зеленой энергетики», «электрификации» и «газификации» промышленных отраслей, функционирующих на нефти – по-прежнему основной упор делается разведку на увеличение объемов добываемого сырья [4]. Разумеется, нельзя не отметить, что в последние годы, отечественные нефтяные компании, демонстрируют значительно большую активность в развитии, некоторых из вышеназванных направлений, в частности мероприятия направленные на снижение вредных выбросов при нефтедобыче и переработке, а также маркетинга этих трансформаций, однако если опираться планы финансирования различных направлений деятельности ННК, можно сделать однозначный вывод о том, что следование международным трендам в энергетике не являются приоритетными для отечественных ННК. При этом серьезному пересмотру подвергается стратегии ННК по увеличению географии своего присутствия и инвестиционная деятельность. По оценкам экспертов тренд резкое сокращение затрат в отечественных ННК является вынужденным, в связи с введенными в отношении России санкционными ограничениями.

Следует отметить, что исторически ННК, в основном работали в своих странах, поэтому сегодняшняя ситуация в России, не является сверхугрозой для ННК, однако развивающаяся тенденция заключается в том, что в других странах такие компании все активнее выходят на международный уровень. В качестве примера можно привести такие компании как: Saudi Aramco (крупнейшая интегрированная нефтегазовая компания в мире), Kuwait Petroleum Corporation (KPC), Petrobras, Petronas, PetroChina, Sinopec, StatOil.

Азиатские государственные компании ННК, в первую очередь из Китая и Индии, находятся в авангарде стратегических трансграничных инвестиций, поскольку их правительства стремятся подготовиться к долгосрочным проблемам с поставками энергии [3]. В то же время увеличение нефтяного богатства, вызванное ростом цен на нефть, побудило правительства таких стран как: Россия, Венесуэла, Боливия и Эквадор, усилить политическое и экономическое влияние своих национальных энергетических лидеров, что не всегда коррелируется с коммерческими интересами ННК. Это достигается прежде всего за счет пересмотра законодательства на местном уровне, контрактов, структур налогообложения и роялти. При этом, для большинства ННК по прежнему главным по приоритетности вектором остается выход и освоение международного рынка, для реализации стратегической инвестиционной деятельности, в частности приобретения полного или частичного контроля над иностранными компаниями в секторах, представляющих стратегический интерес для национального развития.

На территории стран-членов ОПЕК и ОПЕК+, а также Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) есть ряд ННК, которые могут расширяться за пределы обслуживания своих внутренних рынков. Однако чаще всего этому процессу в глобальном масштабе препятствует рост экономического национализма и споры об экономическом суверенитете, безопасности и владении активами, а также устоявшееся мнение бытующее на Западе, о том что ННК не должны стремиться приобретать МНК и их активы. Несомненно, политические соображения фундаментальным образом влияют и воздействуют на международную инвестиционную политику ННК [2].

Возникающая тенденция, вызванная ростом ННК, изменила баланс контроля над большей частью мировых углеводородных ресурсов. В 70-е годы ННК (супер-мейджоры) контролировали менее 10% мировых запасов углеводородов, а с 2012 года они владели уже более 90%. Этот сдвиг позволил ННК расширить свои возможности прямого доступа к капиталу, человеческим ресурсам и техническим услугам, а также нарастить собственные компетенции. Кроме того, ННК расширяют свои возможности по аутсорсингу многих операций через нефтесервисные компании (НСК), тем самым расширяя диапазон своей компетенции и спектр товарного предложения.

При этом, подобного рода трансформации бизнес-моделей ННК создают проблемы для МНК и независимых компаний, поскольку ставит под сомнение устойчивость их бизнес-модели владения ресурсами. Среди этих проблем можно выделить такие, как:

  • снижение добычи на существующих нефтяных месторождениях, сложность замены запасов нефти и газа в районах с ограниченным или ограниченным доступом;
  • быстрое истощение традиционных или легкодоступных запасов нефти;
  • увеличение затрат на добычу нетрадиционных ресурсов и снижение их операционной прибыли;

Таким образом прослеживается ряд ключевых тенденций в деятельности ННК на международном уровне:

  • Благодаря расширению доступа к капиталу и развитию собственного опыта произошел переход от производителей сырья к полностью интегрированным энергетическим компаниям;
  • Высокие цены на нефть, улучшенные методы управления ННК и доступ к рынкам капитала означают, что теперь у ННК есть финансовые ресурсы для подачи заявок и завершения крупных международных приобретений;
  • В то время как крупные мировые нефтяные компании могут бояться инвестировать в нестабильные районы мира или там, где были введены международные санкции, принятие решений ННК просто должно быть совместимо с национальной политикой, и вряд ли ему будут мешать требования корпоративного управления и действия заинтересованных сторон;
  • ННК лучше способны снижать зарубежные политические риски посредством отношений между правительствами и стратегий переговоров;
  • ННК могут мириться с международным политическим риском, потому что внутренние операции, скорее всего, не пострадают;
  • Консорциумы, возглавляемые исключительно ННК, являются новой тенденцией, которая сильно повлияет на мировой нефтегазовый сектор.

Несмотря на эти преимущества для бизнеса и рынка, ННК не обязательно подчиняются рынку и, следовательно, по сравнению с МНК, они имеют тенденцию принимать экономически неэффективные решения. Они также склонны мириться с непроизводительным трудом и раздуванием штата или, возможно, взяточничеством и другими злоупотреблениями со стороны национального руководства. У ННК действительно есть много преимуществ по сравнению с частными корпорациями, в первую очередь политическая сила их родительского правительства. Кроме того, они, как минимум, имеют более широкий доступ к капиталу и возможность брать на себя больший риск, не опасаясь экзистенциальных рисков при реализации жизненно важных инвестиционных проектов [1].

Тем не менее, чтобы быть по-настоящему успешными, ННК должны действовать с дисциплиной хорошо управляемой частной фирмы и, по возможности, разделять свои национальные обязанности, чтобы избежать потенциальной неэффективности. Если у них есть более крупные социальные цели, их следует уточнить и рассчитать по стоимости, чтобы избежать мошенничества и злоупотреблений, в то время как социальные цели преследуются экономически эффективным образом.

При этом несмотря на внешние и внутренние факторы сдерживания, на сегодняшний день в мире, и в России в частности наблюдается активный рост ННК, и в еще большей степени проявляется их значение в решении проблем социальной и экономической повестки в странах их происхождения. Несмотря на значительные ограничения они все больше приобретают свойства международных корпораций с полным арсеналом ресурсов и с особым преимуществом, заключающимся в том, что они занимают привилегированное положение в глазах руководства стран их происхождения, при реализации стратегии энергетического развития.

Список литературы

  1. Амбарцумян А.К. Сравнение стратегий нефтяных компаний и оценка их эффективности.
  2. Пантелеева Ю.В. Стратегические приоритеты российских нефтегазовых компаний.
  3. Обзор нефтегазовой отрасли // https://www.rosneft.ru/docs/report/2018/ru/market-overview/global-oil-gas-market.html#global-oil-gas-market.html#russian-gas-industry.
  4. Как проявил себя нефтегазовый сектор в 2018 году // https://bcsexpress.ru/novosti-i-analitika/kak-proiavil-sebia-neftegazovyi-sektor-v-2018-godu.
  5. Российская нефтянка: выбор есть // https://investcafe.ru/blogs/24457/posts/83655.
  6. Перелыгин А.И. Стратегия развития нефтегазодобывающей компании в Восточной Сибири на основе SWOT-анализа // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. – № 1(24). – М., Изд. «МЦНО», 2019. – С. 50-59.

Поделиться

940

Молчанов А. М., Саввиди С. М. Проблематика стратегического развития национальных нефтяных компаний // Актуальные исследования. 2022. №45 (124). С. 106-108. URL: https://apni.ru/article/4887-problematika-strategicheskogo-razvitiya-nefty

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января