В настоящее время очень много говорят о новшествах в сфере охраны труда, а именно о последней тенденции, направленной на уход от излишнего жесткого, по мнению некоторых предприятий, регулирования на федеральном уровне на более гибкие формы. Рассмотрим основные проявления этой гибкости и наиболее спорные, вызывающие много вопросов современные тренды в области охраны труда.
Гибкость в сфере охраны труда со стороны государства предполагает, что предприятия смогут разрабатывать систему управления охраной труда (далее СУОТ) исходя из своих размеров и характера производства, а также финансовых возможностей [2, с. 3]. В СУОТ будут все основательнее и прочнее входить такие организационные формы, как контроль безопасности, обучение и ознакомление работников, анализ, выявление всех опасностей, оценка рисков и пр. Законодателями осуществляются попытки, и проводится большая работа по определению минимума основных обязанностей для работодателей в сфере охраны труда и четкой расстановке акцентов на самостоятельный выбор предприятиями и организациями методов, форм и способов их выполнения, исходя из своей специфики. Для малого бизнеса предполагается применение упрощенных форм, которые не требуют крупных финансовых затрат без разработки сложной и разветвленной системы управления.
Одним из самых сложных, труднореализуемых и вызывающих много вопросов в плане разработки, внедрения, продвижения и поддержания в действующем состоянии остается вопрос оценки профессиональных рисков (далее профриски). Законодатели, в лице отраслевых курирующих органов утверждают, что ввели термин «оценка профессиональных рисков» осознанно и сознательно. В настоящее время отраслевым министерством (Минтруд) готовятся методические рекомендации для работодателей, по которым, как планируется, они смогут самостоятельно оценить профриски, где будет приведено описание методов, из которых работодатель самостоятельно выберет подходящие для своей организации или предприятия; алгоритмы внедрения, сопровождаемые примерами. Например, для нефтяной, химической или металлургической промышленности оценка рисков представляет собой многоуровневую систему, а для малого бизнеса должен быть разработан простой и понятный алгоритм, легкий в понимании, внедрении и реализации [1].
Необходимо также, безусловно, учитывать и такой фактор, как ресурсы, которых у крупных компаний значительно больше, что позволяет нанять им опытных специалистов, которые знают, как реализовать оценку рисков и провести поведенческий аудит безопасности. У среднего и малого сегмента таких возможностей нет, поэтому для них это могут быть пошаговые алгоритмы с простыми формулировками, решениями, обогащенные примерами.
Законодатели и специалисты подчеркивают, что в методических рекомендациях по оценке рисков не будет готовых решений для работодателей и это связано с тем, что владельцем профессиональных рисков и риска вообще на 90% является работодатель, поэтому он и должен решать, как именно их определять и оценивать. Данный тезис выглядит достаточно логично, поскольку предприятия, особенно крупные, рассчитывают свои доходы, вложения и сделки, планируют инвестиционные программы. При этом, как правило, досконально просчитывают свои риски. Такой же тщательный подход законодатели пытаются спроецировать на наемных работников и их безопасность. Мнение работодателей о том, что профессиональные риски оценить очень сложно или даже невозможно становятся беспочвенными. При этом необходимо отметить, что оценить финансовые риски гораздо сложнее: для их расчетов необходимо учитывать гораздо больше факторов, чем на стационарных рабочих местах.
Как известно систему управления охраной труда можно описать такими этапами как планирование, организация, мотивация, контроль и совершенствование. Если говорить непосредственно о контроле в сфере производственной безопасности, то он принимает немного иные формы. Теперь он базируется больше на накопленной статистике нарушений, травматизма, опять-таки становится более риск-ориентированным [3, с. 123]. При этом контроль со стороны того же государства отнюдь не ослабляется, а скорее концентрируется там, где находится риск и при этом базируется больше на накопленной статистике нарушений и травматизма. Исходя из логики законодателей и надзорных органов работодатель, который не обеспечил безопасные условия для сотрудников, сознательно рискует. Когда человек рискует, он должен понимать, что последует за реализацией риска. Поэтому, если наступили последствия и сотрудник получил травму, работодатель должен нести серьезную ответственность.
Очень много новаций в сфере охраны труда связано также с внедрением электронного документооборота, регистрации инструктажей по охране труда в электронном виде. Причем данная работа проводится отраслевыми министерствами и ведомствами не потому, что это «модно», а потому что у этой процедуры есть свои плюсы. Когда работодатель собирает информацию о тех же инструктажах, нарядах-допусках, обучении, условиях труда, накапливаются «большие данные» (BigData). Благодаря чему в дальнейшем у работодателя копится достаточно большой массив и объем информации для анализа и принятия управленческих решений в сфере производственной безопасности. Сейчас серьезные электронные системы доступны в основном крупным предприятиям. Они могут позволить себе создать необходимую IT-систему, логистические центры, разработать разветвленную горизонтальную структуру. Процедура построения такой системы достаточно дорогая, так как основана на сложных программных решениях. Но опыт разработанных, внедренных, апробированных и действующих систем дает хороший результат.
Для сегмента малого бизнеса апробируется и внедряется система дистанционного тестирования и подготовки по охране труда. В настоящее время система уже размещена на серверах Минтруда РФ. Такую систему планируется протестировать на организациях и предприятиях разных сегментов. Планируется, что благодаря этой системе малые предприятия смогут проходить обучение и тестирование в доступной форме и получить действующее удостоверение со штрих кодом. Инспекциям, в дальнейшем, будет дана возможность сканировать коды, чтобы проверить их подлинность.
Также очень активно Ростехнадзор работает над дистанционным контролем за соблюдением предприятиями требований промышленной безопасности при помощи видеонаблюдения. У Минтруда также имеются планы ввести такой контроль для сферы охрана труда, но при этом подчеркивается, что работодателям хотят дать право, а не обязанность. Если Х раздел трудового кодекса примут в текущей редакции, то предприятия при желании смогут подключить к системам видеонаблюдения контролирующие органы. А в дальнейшем планируется внести дополнительные положения в документы о надзоре, например, о снижении частоты плановых проверок или вовсе их отмене.