3 октября 1988 года в СССР были созданы первые отряды милиции особого назначения, которые вошли в структуру министерства внутренних дел СССР для участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности (ООП и ООБ) в городах СССР.
В СССР отряды милиции особого назначения (ОМОН) существовали в 12 городах, среди которых Москва, Ленинград, Минск и Рига. Впоследствии уже в Российской Федерации ОМОН стали появляться в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге. К концу 1990-х годов подразделения ОМОН существовали уже во всех крупных населенных пунктах России, не только в городах областного значения, но и практически в любом городе с населением свыше 500 тысяч человек.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года отряды мобильные особого назначения (ОМОН) были выведены из состава МВД России и включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ). Основной задачей этих подразделений по-прежнему является по участие в ООП и ООБ при проведении массовых мероприятий (в соответствии с федеральным законом от 3 июля 2016 года №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации») [1].
В каждом подразделении ОМОН имеется автомобильная техника для организации и выполнения служебно-боевых задач (СБЗ) по ООП и ООБ. Ее состав может меняться в зависимости от различных особенностей и штатной структуры, но, как правило, подразделения комплектуются по следующему штату:
- УАЗ-3163 Патриот – для перевозки личного состава к местам несения службы от 5 до 10 единиц;
- ГАЗ-А65R32 – для перевозки личного состава к местам несения службы от 6 до 12 единиц;
- УРАЛ-43203 АТН – для перевозки личного состава к местам несения службы от 3 до 10 единиц [4].
Вся перечисленная техника находится в моторизованном взводе ОМОН.
Для выполнения мероприятий технического обеспечения в ходе выполнения СБЗ в подразделениях ОМОН сил и средств технического обеспечения нет.
В соответствии с задачами ежедневно личный состав ОМОН на автомобильной технике выдвигается к местам выполнения СБЗ. Выход осуществляется одной колонной из пункта постоянной дислокации (ППД), далее колонна разделяется по местам выполнения СБЗ и совершают марш самостоятельно. Количество автомобильной техники в зависимости от количества мест выполнения СБЗ может составлять от 3 грузовых и 8 легковых автомобилей и более.
В процессе совершения марша к местам выполнения СБЗ и вовремя их выполнения автомобильная техника может выходить из строя по двум основным причинам. Первая – по эксплуатационным неисправностям (например: внезапный отказ двигателя или трансмиссии, выход из строя тормозной системы, повреждение рулевого управления и (или) ходовой части и т.д.). Вторая – по причине совершения ДТП [2].
В этих ситуациях особо важную роль приобретает эвакуация автомобильной техники, вышедшей из строя при совершении марша к местам выполнения СБЗ.
Для обеспечения восстановления и возвращения в строй вышедшей из строя автомобильной техники должна осуществляться ее эвакуация к местам ремонта. Эвакуация автомобильной техники является составной частью технического обеспечения деятельности подразделения ОМОН.
Для выполнения мероприятий по эвакуации в подразделениях ОМОН нет специальных автомобилей, предназначенных для эвакуации автомобильной техники, поэтому заместителю командира ОМОН по материально-техническому обеспечению приходится принимать решение по эвакуации автомобильной техники к месту ремонта силами такого же типа автомобиля или другими автомобилями, которые способны осуществить буксировку. Но рассматривая эту проблему можно говорить о том, что способ буксировки при эвакуации автомобильной техники, вышедшей из строя по эксплуатационным причинам не всегда эффективен, а если его применять к автомобилям типа УАЗ-3163 Патриот и ГАЗ-А65R32, то этот способ небезопасный. Для буксировки данного типа автомобильной техники может использоваться только гибкий буксир в связи с тем, что бампер автомобиля изготовлен из пластика и не имеет крюков, как, например, на автомобиле УАЗ-31512. В связи с этим, при использовании гибкой сцепки в условиях движения в городском потоке осуществлять эвакуацию автомобильной техники таким способом небезопасно. Так же, можно добавить, что способ эвакуации неисправной автомобильной техники необходимо выбирать в соответствии с выявленными неисправностями автомобильной техники.
Для выполнения задач по эвакуации легковых автомобилей, как правило, нет специализированных средств, которые могли бы осуществить транспортирование в полупогруженном или в погруженном состоянии. Штатные эвакосредства и средства буксировки грузовых автомобилей, поставляемых в подразделения ОМОН, для выполнения данной задачи не подходят, а своими средствами для эвакуации вышеперечисленная техника не комплектуется [3].
Подобного рода проблема возникала при выполнении задач по охране вверенных объектов силами одной из частей дивизии оперативного назначения в городе Москве. Для выполнения СБЗ ежедневно в течение определенного времени выделялось от 18 до 22 единиц автомобильной техники типа УАЗ-315195 и УАЗ-315196. Автомобильная техника выделялась в основном (около 80%) для перевозки личного состава. При возникновении неисправностей, которые не представлялось возможным устранить на месте, эвакуация осуществлялась посредством буксировки с применением гибкой сцепки. Учитывая, что согласно требований безопасности, в эвакуируемом автомобиле не должен находиться личный состав (за исключением водителя и старшего машины), старшему колонны приходилось организовывать выделение дополнительного транспорта для перевозки личного состава. В городских условиях это отнимало значительную часть времени и негативно влияло на выполнение СБЗ в целом.
Эта проблема была решена выделением в состав замыкания колонны лебедочного автоэвакуатора на базе автомобиля Валдай с тяговым усилием лебедки до 4,1 т и грузоподъемностью до 3500 кг. При возникновении неисправностей легковых автомобилей из состава колонны, которые невозможно устранить своими силами, эвакуация осуществлялась с применением вышеуказанного автоэвакуатора в пункт постоянной дислокации (ППД) воинской части, а личный состав эвакуируемого транспортного средства распределялся по колонне, которая далее продолжала движение к месту выполнения СБЗ. Из ППД автоэвакуатор возвращался к месту выполнения СБЗ с соответствующим автомобилем взамен неисправного.
Этот опыт можно использовать и при выполнении СБЗ подразделениями ОМОН посредством внесения изменений в приказ ФСВНГ РФ от 13.10.1027 г. №434 «Об утверждении норм обеспечения автомобильной техникой и бронетанковым вооружением войск национальной гвардии Российской Федерации» и введением в штат моторизованного взвода ОМОН автоэвакуатора.
Автоэвакуатор – специальное транспортное средство, предназначенное для погрузки, разгрузки и перевозки автомобилей в случае их поломки или неисправности после дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Для этих целей подходит как лебедочный автоэвакуатор со стационарной платформой (рисунок 1), так и со сдвижной (рисунок 2).
Рис. 1. Лебедочный автоэвакуатор со стационарной платформой
Рис. 2. Лебедочный автоэвакуатор со сдвижной платформой
Перевозка осуществляется посредством полной или частичной погрузки либо буксировки транспортного средства. Он оборудован специальной платформой с лебёдкой, либо с манипулятором. Эвакуаторы имеют оборудование и приспособления для самых различных ситуаций.
Использование автоэвакуатора подразделениями ОМОН позволит уменьшить время на эвакуацию автомобильной техники, вышедшей из строя по эксплуатационным причинам или ДТП в ходе выполнения СБЗ по ООП и ООБ.