Главная
Конференции
Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания
Использование региональных возможностей для раннего профессионального самоопреде...

Использование региональных возможностей для раннего профессионального самоопределения обучающихся

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профориентация
профессиональное самоопределение
внеурочная деятельность
младший школьник
аграрное образование

Аннотация статьи

В статье авторским коллективом характеризуются некоторые материалы из опыта работы по ранней профессиональной ориентации детей на приоритетные для Белгородской области аграрные профессии, реализуемые в условиях городских и сельских образовательных организаций.

Текст статьи

Выбор профессии является важным этапом в жизни каждого человека. Этот выбор происходит в разном возрасте, но чаще всего на выходе из общеобразовательной школы, когда молодой человек, девушка решаются поступить в профессиональную образовательную СПО или на конкретный факультет вуза. На профессиональное самоопределение оказывают влияние разные факторы: профессии родителей и традиции семьи, рекомендации близких людей, личные интересы молодых, престижность профессии и специальности в социальной среде, мода на определённые профессии, будущая заработная плата, ТОПовость профессии, возможность трудоустройства по приобретённой профессии и др.

Немаловажную роль в выборе будущей профессии играет, несомненно, школа, педагоги, школьные друзья. В каждой школьной организации Белгородской области сложились свои приоритетные формы организации профориентационной работы. Среди них можно назвать: создание профориентационных уголков и стендов; знакомство с профессиями родителей; знакомство с особенностями разных профессий при изучении учебных предметов; встречи школьников с выпускниками школы; экскурсии на региональные предприятия и организации; встречи с лучшими по профессии; чтение книг, просмотр телепередач, материалов СМИ и др. Важную роль в ранней профессиональной направленности играет внеурочная деятельность школьников, их занятия в организациях дополнительного образования региона.

Стало доброй традицией, что представители приёмных отделений белгородских вузов, техникумов, колледжей, преподаватели кафедр, студенты-активисты посещают школы с профориентационной информацией. Техникумы и вузы проводят Дни открытых дверей, удовлетворяют потребности обучающихся в тематических посещениях профессиональных организаций, их лабораторий и исследовательских площадок, знакомятся с бытом студентов, научной деятельностью.

Несомненно, раннее знакомство с миром профессий начинается ещё в детском саду, а в начальной школе продолжается через урочную и внеурочную деятельность. Приведём в качестве примера некоторые материалы из деятельности сельских школ Белгородской области в реализации ранней профориентации детей на приоритетные в нашем регионе аграрные профессии.

МБОУ «Погореловская СОШ Корочанского района» находится в непосредственной близости с ОГАПОУ «Корочанский сельскохозяйственный техникум». Такая географическая близость способствует тому, чтобы школа и техникум сотрудничают в вопросах выбора будущей профессии детьми на школьной скамье, готовя тем самым будущих абитуриентов. Например, ученики под руководством педагога С.И. Котовой систематически посещают техникум, который особенно преобразился после недавнего капитального ремонта, знакомятся с его материальной базой, учебными лабораториями и мастерскими.

После каждой экскурсии пополняется классный краеведческий уголок в Погореловской школе. Дети пишут сочинение по материалам экскурсии, рисуют понравившиеся объекты, иллюстрируют свои работы фотографиями. Проведенное школьниками исследование среди своих родителей показало, что 30% мам и пап являются выпускниками Корочанского сельскохозяйственного техникума. Родители рассказали детям о своей учёбе в техникуме, полученной профессии, а школьники написали о профессиях родителей небольшие рассказы для коллективного альбома «Профессии наших родителей».

Очень впечатлила детей в современном техникуме полученная информация о профессии ветеринара, очень востребованной в Белгородской области. На классном часе дети рассказали одноклассникам, какие животные есть в их семьях, как они появились в их доме. По инициативе дирекции школы  в одном из коридорных уголков блока начальной школы оформлена учебно-познавательная «Лаборатория доктора Айболита». Педагогами подобран для младших школьников так называемый ветеринарный игровой материал, что позволяет младшеклассникам на школьных переменах погружаться в квази-профессиональную среду и тренировать свои «ветеринарные навыки». В школьной лаборатории оформлены фотостенды о домашних питомцах школьников, собраны Дневники наблюдений учащихся за домашними животными. Например, такой Дневник у учащихся класса С.И. Котовой включает следующие разделы:

  1. План наблюдения.
  2. Рекомендации для создания комфортных условий жизни питомца.
  3. Недельные наблюдения за питомцем, включающие: описание питания животного, созданную среду для пребывания в квартире, наблюдения за здоровьем и поведением питомца, психологическое состояние животного и его влияние на членов семьи школьника.
  4. В качестве итоговых выводов обучающиеся отвечают на следующие вопросы в Дневнике наблюдений:
  • Можно ли назвать твоего питомца интересным?
  • Как влияет наблюдение за твоим животным на твоё настроение?
  • Как ты считаешь, достаточно ли ты внимателен к своему питомцу?
  • Что ты делаешь для того, чтобы твой четвероногий друг чувствовал себя комфортно и безопасно?
  • Напиши, как ты заботишься о своём питомце.

Приведем в качестве примера отрывок из такого дневника учащегося 4-а класса Горбунова Романа. Он наблюдал за своей кошкой Асей, приложил к наблюдениям много фотографий.

«… Кошка в доме – это большая радость. Изучив дополнительный материал, я понял, что вместе с тем это и определенные заботы. Чтобы кошка была веселой, здоровой и красивой, за ней требуется ежедневный уход. Для этого у меня есть:

  • миски для воды и корма;
  • лоток и специальный наполнитель;
  • шампунь и щетка для шерсти;
  • когтеточка;
  • место для отдыха.

Для профилактики паразитов, своей кошке Асе я надел специальный ошейник. Сначала я сделал его слабее, но потом понял, что так делать нельзя, потому что кошка пытается его снять.

Несколько раз в день Ася кушает. Рацион ее питания разнообразен, это и специальный корм, молоко и обычная еда. Пить Ася не очень любит. Из обычной еды отдает предпочтение рыбе, как только почувствует ее запах, начинает мяукать. Вообще Ася не часто мяукает. А когда ей хорошо, она очень громко мурлыкает.

Днем Ася спит и ест, а ночью ведет активный образ жизни, бегает, играет.

Несмотря на то, что у нее есть специальное место для сна, она любит приходить ко мне в кровать.

На улицу Ася выходит осторожно, обнюхивает растения и корни деревьев. Ася подружилась с соседским котом. Ася не любит собаку, и когда она появляется. То Ася выгибает спину дугой и шипит. А если собака подходит ближе, то Ася бросается ей в морду и царапает её.

Ася – свободолюбивая кошка. Она не очень любит, чтобы ее брали на руки или крепко прижимали. Мою младшую сестру Ася недолюбливает, и даже несколько раз царапала ее.

Для Асиного комфорта я приобрел несколько специальных игрушек – это разные маленькие мячи. Я заметил, что ей больше нравится играть с тем, который громче звенит.

Моя кошка Ася очень интересная и озорная…».

Исследование учащиеся Погореловской СОШ, показало, что в отдельных классах школы почти половина родителей являются выпускниками Корочанского сельхозтехникума и работают по специальности. Учащиеся школы знакомятся с техникумом ещё на ступени начального образования, знают о новых профессиях, которым обучают в профессиональной организации. Знакомство с лабораториями техникума увлекает младших школьников: они выращивают микрорастения, добавляют их в пищу в качестве питательной добавки, стимулирующей иммунитет. Многие из школьников собираются в будущем стать ветеринарами. На Белгородчине эта профессия ТОПовая, так как предприятия АПК области специализируются на производстве мяса птицы, свиноводстве и выращивании крупного рогатого скота, производстве молока и молочной продукции.

Одним из профориентационных мероприятий в начальной школе является написание сочинения на такую злободневную тему, как «Кем быть». Педагоги школы считают, что такое сочинение может быть ежегодным. Это позволит анализировать постоянство или наоборот изменения в предпочтениях детей, через тексты школьных сочинений можно увидеть эффективность системы профориентационной работы в школе и в конкретных классах.

Приведем в качестве второго примера профориентационную деятельность с младшими школьниками в МБОУ «Стригуновская СОШ Борисовского района».

Село Стригуны в Белгородской области славится тем, что здесь выращивают знаменитый сорт лука – «Стригуновский местный» (Стригунок), а в школе создан музей его имени. Младшие школьники посещают школьный музей с разной целью: изучают историю села и его знаменитого лука, знакомятся с лучшими луководами села и их достижениями, с видами и способами выращивания этой культуры. После музейных уроков младшие школьники могут рассказать многое о достоинствах этого сорта перед другими.

«Стригуновский лук» известен в нашей стране с 18 века. С 1943 года этот сорт включен в Государственный реестр России. Почти 80 лет он считается в нашей стране одним из лучших достижений народной селекции овощных культур. Это сорт практически может расти на всей территории нашей страны. Большой популярностью пользуется у промышленных фермеров.

Форма луковицы – округлая с небольшим сбегом вверх и вниз. Цвет верхних чешуек желтый со светло-серым оттенком. Средний вес луковицы 45-80 г. Отличные вкусовые качества – лук пряный острый, сочный. Хорошо хранится в прохладном помещении 9-12 месяцев. Относится к скороспелым сортам, вырастает за 77-98 дней (до полегания перьев). Отчается высокой урожайностью. Откликается на поливы и удобренную почву высокой урожайностью. Но в целом – неприхотлив к условиям выращивания. Используется как в однолетнем, так и в двухлетнем выращивании (семенами и севком). Стригуновцы стараются его сажать севком сразу после схода снежного покрова. Недостатков у данного сорта лука практически нет, если только кому-то не нравится его острый вкус.

Учащиеся Стригуновской школы собирают в альбомы стихи о луке, пословицы и поговорки, ставят сценки о знаменитом сказочном герое мальчике Луковице по материалам сказки итальянского писателя Джанни Родари, собирают альбомы с описанием разных сортов лука. В рамках уроков окружающего мира и технологии под руководством педагогов школьники проводят исследовательские работы по проращиванию лука, ведут наблюдения за его произрастанием в условиях «огорода на окне».

Село Стригуны – это преимущественно частный сектор проживания населения. Несомненно, все стригуновцы выращивают лук на своих семейных подворьях. Школьники помогают своим родителям в этих сельскохозяйственных работах, вырабатывают практические навыки будущего полевода, агронома.

Знаменитый лук дал название августовскому региональному празднику «Стригуновское лукоморье», на который приезжают в село все районы Белгородской области. Стригуновские школьники принимают участие в праздничном концерте, болеют за местную команду на соревнованиях луководов, участвуют в конкурсах на самую большую луковицу, выращенную на подворье. Вместе с родителями участвуют в кулинарном конкурсе – на самое вкусное, оригинальное блюдо с использованием лука.

Этот праздник стал Днем села Стригуны. А школьный музей лука в этот день открывает свои двери для всех гостей лукового праздника [2].

Ранняя профориентационная работа способствует тому, что на выходе из школы учащиеся села Стригуны очень часто выбирают сельскохозяйственные профессии, получают образование на разных отделениях ОГАПОУ «Борисовский агромеханический техникум» и на факультетах Белгородского ГАУ имени В.Я. Горина.

Ежегодно студентами Белгородского ГАУ становятся выпускники не только сельских школ, но и городских. Шесть факультетов университета, ориентированного на развитие АПК Белгородской области, привлекают многих молодых белгородцев. В городские школы также с профориентационной миссией приходят преподаватели вуза и специалисты приемной комиссии, несколько раз в год проводятся Дни открытых дверей как в онлайн, так и в офлайн-форматах. Университет десять лет носит имя выдающегося агрария, дважды Героя Социалистического Труда Василия Яковлевича Горина. Губернатором Вячеславом Гладковым 2022 год объявлен в Белгородской области «Годом Горина» в честь 100-летия со дня рождения великого белгородца.

Учителя МБОУ «Гимназия №5» города Белгорода знакомят детей с жизнью и деятельностью самого именитого агрария Белгородской области, Василий Яковлевич 55 лет руководил самым передовым колхозом нашей территории – специализированным хозяйством имени М.В. Фрунзе. В Корочанском сельскохозяйственном техникуме он получил вторую свою профессию – агронома-полевода, он является самый известным его выпускником.

Легендарный образцовый колхоз с 2014 года носит имя Горина. В краеведческом уголке школы собраны книги о Почетном гражданине Белгородской области В.Я. Горине, в том числе и из серии «Знаменитые земляки» (Библиотека белгородской семьи) [2]. Педагоги в юбилейный год организовывают для школьников заочные (онлайн) экскурсии на родину В.Я. Горина, рассказывают о юбилейных мероприятиях в честь белгородской «Легенды - 31».

Через Белгородский экскурсионно-туристический центр школьники имеют возможность посетить село Бессоновку и мемориальный музей В.Я. Горина, совершить экскурсию в поселок Майский и познакомиться с аграрным университетом и с университетским городком. На территории поселка Майского школьники посещают открытый зооуголок на территории перед УНИЦ «Технопарк», знакомятся с так называемым хоздвором университета – теплицами, учебными мини-фермами, музеем лошади, конно-спортивной школой. Посещают уникальный парк «Русский лес», зимний сад на территории факультета ветеринарной медицины, знакомятся с работой ветеринарной клиники, музеем истории факультета. Такое передвижение по университетскому городку оказывает большое эмоциональное воздействие на школьников. И, конечно же, в финале экскурсии дети останавливаются в молчании перед памятником В.Я. Горину на университетской площади.

 На университетской территории есть Аллея лауреатов Премии имени В.Я. Горина в виде стилизованных деревьев с портретами знаменитых белгородцев, достигших высоких результатов в области развития АПК. Двадцать лет исполнилось этой престижной на Белгородчине премии в области аграрной науки и технологий. По инициативе Белгородской области с 2022 года эта премия стала Всероссийской, ее поддерживает теперь Министерство сельского хозяйства нашей страны. Скоро университетская Аллея лауреатов пополнится портретами выдающихся аграриев всей России.

В профориентационной работе педагога важную роль играют экскурсионные мероприятия и поездки, они в большей степени эмоционально положительно влияют на младших школьников. Экскурсионная работа является важной составной частью в работе педагога начального звена школы. Профориентационные экскурсии занимают в ней также немалое место. Раннему профессиональному самоопределению учащихся Погореловской школы в области садоводства они также, несомненно, способствуют.

Корочанский район Белгородской области уже полтора столетия известен в России как территория, специализирующаяся на выращивании садовых культур, а именно – яблок. Знаменит район необычно благоприятными условиями для произрастания яблоневых культур – об этих климатических и почвенных черноземных условиях писал в прошлом веке знаменитый отечественный биолог, селекционер Иван Владимирович Мичурин после посещения города Корочи. Действительно, корочанское яблоко стало брендом Белгородчины. В начале прошлого века в городе работала школа садоводов для подростков и взрослых, был создан атлас яблочных культур, включавший более ста сортов. На базе школы садоводов, которой руководил ученик и соратник Мичурина Кичунов Николай Иванович, в последующие годы был создан Корочанский сельскохозяйственный техникум. На Белгородчине этот техникум известен как инновационное учреждение профессионального образования. Якорным работодателем его является агропромышленный холдинг «Зелёная Долина», который активно заинтересован в подготовке современных специалистов для работы в своих хозяйствах на территории Белгородской области.

В городе Короча сохранилось здание школы садовых рабочих – памятник истории и культуры 1896-1898 гг. Педагог С.И. Котова из Погореловской школы разработала офлайн-экскурсию к нему с увлекательным рассказом о Н.И. Кичунове, материал этой экскурсии опубликован в методическом пособии для учителей «Места, куда хочется вернуться» [5].

Н.И. Кичунов в 1892 году был приглашен Корочанским уездным земством из Министерства земледелия в качестве садового инструктора. Ученый-плодовод за короткий срок провел в Короче солидное исследование по садоводству и плодоторговле. На территории уезда произрастало 750 тысяч плодовых деревьев. Это было немного меньше по сравнению с масштабами садов Крыма. Как ученый-практик и организатор Николай Иванович в течение двух лет вел курсы садоводства и огородничества в первую очередь для народных учителей. Через 2 года закладывает Корочанский земский питомник на 14 тысяч фруктовых сеянцев. Основными работами в питомнике были посадка дичков, прививка, выведение новых сортов и кроны деревьев. Для жителей уезда саженцы продавались по льготным ценам. Ученый вел селекционные работы по улучшению сортов плодовых растений средней полосы России. Кроме того, он лично составлял рецепты консервирования фруктов, приготовления маринадов, сидров, ягодных вин. На Международной выставке 1894 года в Санкт-Петербурге корочанские плоды были отмечены высшей наградой – Большой золотой медалью. В 1896 г. при питомнике была открыта школа садовых рабочих, которая в 1929 г. стала основой современного техникума. За 20 лет работы садовой школы в Корочанском уезде в два раза увеличилось количество плодовых деревьев. Были созданы образцовые показательные сады. Корочанские фрукты развозились во все уголки России. Во время Первой мировой войны корочанцы готовили для фронта сухофрукты, так, например, в 1916 г. из было отправлено свыше 10 тысяч килограммов.

Хочется надеяться, что небольшое одноэтажное корочанское здание бывшей школы садовых рабочих станет наконец-то местным Музеем яблока. Но, не дожидаясь такого решения от наших властей, свой школьный музей яблока открыли в Поповской школе Корочанского района. Именно в этом школьном музее хранится знаменитый Атлас садовых культур Корочанского района начала 20 века. Именно в этот школьный музей яблока организуются корочанскими школами экскурсии. В этом музее сложилась за несколько лет работы традиция – каждого экскурсанта на память одаривать ароматным корочанским яблоком.

Нужно заметить, что музей открыт в этой школе не только по инициативе мудрого учителя биологии Поповской школы, педагога-патриота своего края. Есть и еще одна причина. На территории Поповского сельского поселения расположено ЗАО «Корочанский плодопитомник» - крупнейшее предприятие Белгородской области, занимающее площадь почти в 430 гектаров. Его деятельность по возрождению выращивания садовых культур в промышленном масштабе на территории Корочанского района отмечена золотыми медалями на Всероссийской агропромышленной выставке в Москве «Золотая осень».

В завершении подчеркнем: и общеобразовательные школы, и профессиональные образовательные организации Белгородской области заинтересованы в том, чтобы школьники выбирали будущую профессию по призванию. Сотрудничество школы и родителей, школы и техникумов, школы и вуза, школы и предприятий АПК Белгородской области – важный фактор в выборе профессии в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями школьника [1, 3-4].

Список литературы

  1. Бобров Я.Д., Любимова Н.И. Перспективные формы сотрудничества профессиональных образовательных организаций / Горинские чтения. Инновационные решения для АПК: Материалы международной студенческой конференции (18-19 марта 2020 года). Том 4. – п. Майский: Издательство ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2020. – С. 354.
  2. Знаменитые земляки. Горин. / Ю.В. Коннов; под общей ред. В.В. Горошникова. – Рыбинск: Медиарост, 2018. – 48 с.: ил.
  3. Иващенко Е.В., Цыбульник И.В. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе краеведческого материала // Начальное образование. – 2018. – №1. – С.25-29.
  4. Кадина Н.Н., Никулина Н.Н. Дуальная подготовка студентов в профессиональной образовательной организации / Горинские чтения. Инновационные решения для АПК: Материалы международной студенческой конференции (18-19 марта 2020 года). Том 4. – п. Майский: Издательство ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2020. – С. 366.
  5. Котова С.И., Стручаева Т.М. Места, куда хочется вернуться. Краеведческие экскурсии по Корочанскому району Белгородской области. – п. Майский: Изд-во Белгородского ГАУ, 2019. – 63с.
  6. Стручаева Т.М., Котова С.И., Цыбульник И.В. Ранняя профориентация сельских школьников на агрообразование/ В сборнике: Аграрная экономика глазами молодого специалиста. Материалы Международной онлайн-конференции. - п. Майский, 2021. – С.97-101с.
  7. Масленникова Ю.В., Стручаева Т.М. Профориентация в организациях среднего специального образования / В книге: Горинские чтения. Инновационные решения для АПК. Материалы Международной студенческой научной конференции. 2021. С. 263.

Поделиться

543

Стручаев В. В., Котова С. И., Новикова Н. Н., Цыбульник И. В. Использование региональных возможностей для раннего профессионального самоопределения обучающихся // Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 56-63. URL: https://apni.ru/article/4896-ispolzovanie-regionalnikh-vozmozhnostej-dlya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа