Понятие и сущность налогового администрирования
В статье раскрываем понятие и сущность налогового администрирования.
Администрирование как процесс можно охарактеризовать следующей формулировкой: прямое воздействие публичных структур на функционирование гражданских и общественных субъектов, предназначенное для реализации единых целей.
По нашему мнению, в текущий момент актуализируется вопрос совершенствования административно-правовой концепции. Нельзя исключать из внимания тот факт, что наше государство стремится к построению собственных правовых, социальных и демократических основ. Это означает, что интересам личности и общественных институтов Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) придаёт приоритетное значение и ценность относительно государственных интересов. Данный подход означает развитие сервисного инструментария государственной власти в социальной сфере. Так задаётся новый вектор модернизации государственно-административных методов.
В то же время следует принимать во внимание действующий механизм по государственному администрированию. Современное правоведение обязано включать самые рациональные аспекты, сохранившиеся в культурно-правовом наследии страны, доставшемся ей от предшествующего отечественного социально-экономического строя.
Особый приоритет принадлежит такому вектору становления административно-правовой науки, как формирование статута право-институциональной структуры, именуемой государственным администрированием. Данный вектор имеет ценность в рамках практического опыта в управление государством.
Главная задача налоговых органов – обеспечение эффективности в реализации налогового контроля. Согласно позиции И. И. Кучерова, налоговый контроль призван модернизировать систему налогообложения и обеспечить уровень налогового самосознания налогоплательщиков в гражданском обществе. При этом существует необходимость профилактики налогово-законодательных нарушений.
В законодательстве о налогах и сборах отсутствует дефиниция «налогового администрирования». Данное понятие, при этом, включено в ряд правовых актов в контексте собственной модернизации (одним из первых было Распоряжение Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. N 162-р, ныне утратившее силу). Если исходить из базовых задач налоговых органов, то природа налогового администрирования заключается в деятельности налоговых органов по исполнению контрольных функций в рамках соблюдения законодательства о налогах и сборах.
Однако до сих пор нет легального законодательно сформулированного определения, которое могло раскрыть правовую природу налогового администрирования. Таким образом, понятие «налоговое администрирование», фактически, отсутствует в институционально-правовом поле Российской Федерации.
В НК РК указаны также «непрофильные» функции налоговых органов, например, обеспечение информационного взаимодействия между налогоплательщиками и государством.
Указанная категория используется в единстве своем, причем, не имея каких-либо особенных оговорок с законотворческой стороны. Данный момент обусловлен значимостью установления единой унифицированной административной процедуры, что не зависит от управленческой сферы применения, а также управленческих субъектов. Администрирование – гарантия дозволительного типа реализации правового положения субъектов, которые не имеют публично-правовых полномочий. Так реализуется принцип дозволенности всего, что не имеет запрета. Второй тип – разрешительный тип претворения правового положения субъектов, которые обладают полномочиями публично-властной направленности. Здесь ключевой принцип – разрешение любых действий, имеющих прямое предписание.
Таким образом, понятие налогового администрирования можно рассматривать в контексте налогового права, которое, с точки зрения данной науки, помимо широкого распространения, представляется наиболее обоснованным. При этом налоговое администрирование по своей сущностной природе имеет управленческий характер, т.е. сущность налогового администрирования состоит в том, чтобы сформировать такие условия для взаимного сотрудничества и коммуникации всех субъектов правоотношений налоговой сферы, за счет которых будет обеспечиваться равноценность интересов и прав всех сторон и действенная работа механизма всей налоговой системы.
- Беликов А.П. Налоговое администрирование как инструмент финансового контроля // Налоги (газета). 2018. № 11. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.10.2022).
- Гашенко И.В. Достижение эффективности налогового администрирования НДС в условиях атомизации и цифровизации налоговых процессов / И. В. Гашенко, И. В. Оробинская, Ю. С. Зима // Налоги и налогообложение. – 2019. – № 11. – С. 1-7.
- Демин А.В. Налоговый комплайенс и цифровизация налогового администрирования: проблемы, тренды, перспективы / А. В. Демин, Е. С. Ефремова // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Материалы XVII Международной научно-практической конференции. В 3-х томах, Тольятти, 24–25 апреля 2020 года. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева (институт), 2020. – С. 61-67.
- Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 г. № 162-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования» // СЗ РФ. 2014. № 7. Ст. 711. – Утратил силу.