Одним из ключевых элементов осуществления финансовой деятельности государства является финансовый контроль, который, прежде всего, служит инструментом для обеспечения эффективного и прозрачного функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем следует понимать комплекс мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Финансовый контроль проявляется на различных этапах финансово-хозяйственной деятельности, он осуществляется государственными органами, состав и полномочия которых закреплены законодательством. Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике.
Помимо государственного финансового контроля существует и независимый (негосударственный) финансовый контроль – аудит. Аудиторская деятельность служит инструментом для осуществления контроля за деятельностью предприятий независимыми аудиторскими организациями или физическими лицами, имеющими право на проведение таких контрольных мероприятий (индивидуальными аудиторами). Целью аудита является проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта, установка правильности и корректности порядка ведения финансовых и хозяйственных операций, а также соответствие их действующему законодательству Российской Федерации.
Аудиторская деятельность является одним из важнейших элементов инфраструктуры рыночной экономики. В настоящее время в России активно развивается система общественного регулирования, а именно переход от государственного регулирования к саморегулированию. Вместе с этим, имеется определенный ряд проблем, связанных с нормативно-правовой базой регулирования аудиторской деятельности, в частности, к ним можно отнести вопросы стандартизации аудиторской деятельности.
Со 2 декабря 2014 года в силу вступили изменения, внесенные в п. 1 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в связи с которыми аудиторская деятельность должна осуществляться в соответствии с международными стандартами аудита [1].
Международные стандарты аудита, подлежащие применению на территории Российской Федерации, введены в действие Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н (ред. от 30.11.2016) «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации», а также приказом Минфина России от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [2,3].
Таким образом, с 1 января 2017 г. международные стандарты аудита (МСА) стали обязательными к применению всеми аудиторскими организациями и аудиторами страны.
Глобализация мировой экономики, усиление общемировых интеграционных процессов, сопровождающиеся стремлением каждой страны защитить национальные интересы, в том числе путем сохранения конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке, сформировало потребность в установлении единых общемировых стандартов ведения учета и проведения аудита финансовой отчетности компаний и заставило российские аудиторские фирмы осознавать для себя роль и значение международных стандартов аудита в эффективной и экономически обоснованной системе обеспечения качества аудита.
Таким образом, возникает вопрос об основных возможных изменениях в регулировании аудиторской деятельности в свете принятого варианта стандартизации путем отказа от национальных стандартов (от увязки с национальным законодательством). Очень важно обозначить причины перехода на международные стандарты аудита, а также определить влияние сложившейся ситуации на общее развитие аудита в стране в целом, а также на деятельность отдельных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в частности.
Принято считать, что внедрение МСА способствует развитию коммуникации между аудиторами и бизнесом, повышению качества аудиторских услуг, повышению доверия к аудиту среди пользователей финансовой отчетности в условиях глобализации экономики [5, с. 58]. К преимуществам перехода на международные стандарты можно отнести следующее:
- использование единого подхода к аудиту на глобальном уровне;
- повышение доверия к качеству предоставляемых услуг со стороны не только клиента, но и пользователей отчетности в России и за рубежом;
- обеспечение понимания всеми заинтересованными сторонами процесса, лежащего в основе аудита;
- сопоставимость данных по результатам проведенного аудита между компаниями стран мира.
Необходимо также упомянуть и о возможных трудностях в условиях перехода, а именно разночтениях между отечественной и мировой практикой, возникающих по причине имеющихся несоответствий бухгалтерского законодательства в России и в мире.
В целом, можно определить следующую классификацию федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД), применяемых ранее в нашей стране, по отношению к международным стандартам аудита (МСА):
- российские стандарты, имеющие аналоги среди МСА;
- российские стандарты, не имеющие аналогов среди МСА;
- российские стандарты, имеющие существенные отличия от МСА в силу сложившейся специфики ведения аудиторской деятельности;
- МСА, не имеющие аналогов среди российских стандартов.
Имеющиеся несоответствия, на мой взгляд, приводят к трудностям в понимании международных стандартов, при их первичном применении, а также к усложнению работы аудиторов в рамках предоставления услуг по проверке финансовой отчетности [7].
Несмотря на то, что российские стандарты аудита представляли собой некое изложение международных стандартов доступным для российских специалистов языком и в форме, привычной для лиц, которым такие нормативные документы предназначены, адаптация МСА в нашей стране обусловлена рядом проблем:
- трудностью перевода разработанных стандартов на другие языки;
В связи с этим необходимо установить процедуру, с помощью которой при разработке высококачественных стандартов учитывались бы потребности неанглоговорящих пользователей.
- сложностью содержания стандартов и их структурой;
- частотой, объемом и сложностью изменений, вносимых в стандарты;
- трудностью применения МСА малыми и средними аудиторскими, а также бухгалтерскими фирмами;
- потенциальной нехваткой знаний у российских специалистов.
Возможной причиной возникновения трудностей можно назвать различия в подходах к аудиту, а также формальные различия в рамках проведения аудиторской проверки (например, оформление рабочих документов и их стилистика).
Еще один немаловажный фактор, который стоит учитывать при введении МСА в России – проблема точности перевода и, соответственно, корректности терминологии [6].
По мнению Минфина РФ, переход на международные стандарты аудита не влечет серьезных последствий для российских аудиторов, поскольку им не потребуется проходить переобучение, пересдавать квалификационные экзамены или кардинально менять подход к проведению аудита. Изменения, в большинстве случаев, носят частный характер, в первую очередь, в части организационных вопросов.
Для того, чтобы проект введения МСА в России оказался успешным, требуется работа регулятора, профессиональных объединений аудиторов и непосредственных участников рынка.
В этой связи регулятор и саморегулируемые организации аудиторов должны обеспечить решение следующих ключевых задач:
- унификация терминологии – обеспечение точного и корректного перевода МСА, подготовка глоссария ключевых терминов;
- актуализация стандартов – проведение мониторинга изменений оригинальных МСА, внесение соответствующих корректировок;
- контроллинг и консалтинг – осуществление контроля за выполнением МСА, предоставление разъяснений по спорным вопросам и другое.
Подводя итог, можно сказать, что переход на международные стандарты аудита – это не сама цель, а средство для её достижения. Цель проста – это качество отчетности, финансовой информации, представляемой внешнему рынку и пользователям отчетности.
Ключевой проблемой при трансформации международных стандартов аудита в российскую практику является контроль выполнения их аудиторскими организациями. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольных органов не всегда позволяют им разбираться в тонкостях методики аудита.
Еще одной не менее важной проблемой проведения в России аудита согласно МСА заключается в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми российскими аудиторскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита [4, с. 120].
Таким образом, введение в действие МСА на территории Российской Федерации обусловливает существенное увеличение нагрузки на практикующих аудиторов с точки зрения необходимости теоретического освоения и практической адаптации к применению огромного массива новых нормативных подходов и концепций ведения аудиторской деятельности
Внедрение в отечественную практику работы аудиторов полного комплекта МСА, служащих нормативно-правовой базой регулирования работы ведущих аудиторских фирм во всем мире является, безусловно, позитивным шагом прежде всего потому, что нацелено на адаптацию наиболее прогрессивных и усовершенствованных методик контроля оказания аудиторских услуг, планирования и выполнения аудиторских процедур, обобщения результатов аудиторских проверок.
Однако, стоит отметить, что переход к мировой практике осуществления аудита, является необходимым толчком для развития данной сферы в России, повышения качества предоставляемых услуг, а также выхода на новый уровень подготовки специалистов в данной области.