Значение внутреннего водного транспорта (ВВТ), являющегося комплексом организаций и технических средств, обеспечивающих судоходство и другие виды деятельности на ВВП, в экономике РФ определяется функциями, которые он выполняет, главная из которых – поддержание национальной безопасности внутри страны.
Реализация этой функции напрямую зависит, в том числе, от снижения пожарной опасности объектов ВВТ.
К объектам ВВТ относятся 7 групп транспортных и технических средств (рис. 1).
Рис. 1. Объекты ВВТ
Суда ВВТ среди этих объектов наиболее пожароопасны.
«Пожарная опасность – возможность возникновения и (или) развития пожара [1, 4].
Пожар – это горение, не поддающееся контролю и приводящее к человеческим жертвам, нанесению вреда здоровью граждан и окружающей среде, материальному ущербу.
Судовой пожар специфичен проявлением только ему присущих факторов (рис. 2), способствующих, с одной стороны, быстрому распространению пожара, с другой, затрудняющих его ликвидацию [3, 7].
Рис. 2. Факторы судового пожара
По статистике пассажирским судам, перевозящим опасные грузы навалом и в упаковке, нефтяным танкерам и танкерам-химовозам, кроме перечисленных факторов, дополнительно сопутствуют следующие [7, 8]:
- перевозимые опасные грузы и производимые с ними операции;
- наличие «потенциальных нарушителей» правил пожарной безопасности – пассажиров и членов экипажа;
- сложное оборудование, расположенное с высокой плотностью в помещениях машинного отделения, имеющим высокий риск возгорания из-за использования топлива, в том числе под высоким давлением, а также из-за работы в условиях высоких температур;
- наличие большого количества смежных помещений сложной конфигурации;
- системы и средства пожаротушения, имеющие свои ограничения по сравнению с «береговыми» аналогами.
Особенности пожарной опасности судов ВВТ (рис. 3), как представляется, должны объединять факторы судового пожара и его причины, а также состояние организации управления на судне.
Рис. 3. Особенности пожарной опасности судов ВВТ
Состояние организации управления является главной особенностью пожароопасности объектов ВВТ. Низкий уровень управления и организации может быть фактором и причиной судового пожара, являться одновременно и «особенностью» пожарной опасности на судах ВВТ, где в принципе не должно быть такого. Управление должно быть непрерывно в совокупности строго следующих друг за другом этапов: сбор информации, ее анализ, принятие и планирование решения, определение исполнителей, постановка им задач, контроль и помощь. Управление обязательно во всех действиях и мероприятиях командного состава, экипажа и пассажиров судна. Только такого качества управление создаст условия для обеспечения приемлемого риска пожарной опасности на судах и других объектах ВВТ.
Последствия возникновения пожаров на судах могут привести к человеческим жертвам, экологическим катастрофам и экономическому ущербу.
Обеспечение приемлемого уровня пожарной опасности на судах ВВТ (рис. 4) достигается выполнением комплекса мероприятий. Таковыми являются:
- Проектирование и строительство судов, а также процесс технического наблюдения за их строительством, модернизацией, переоборудованием и ремонтом осуществляется в соответствии с Правилами классификации и постройки судов Российского речного регистра. Российский речной регистр при классификации проводит освидетельствования с целью оценки соответствия судов, в том числе используемых на них систем, например, систем противопожарной защиты (конструктивной, систем пожаротушения, противопожарного снабжения), вышеупомянутым Правилам. Проводятся освидетельствования судов и в процессе их эксплуатации [6].
- Соблюдение со стороны судовладельцев и членов экипажей Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 24 декабря 2002 г. N 158 и Правил по охране труда на судах морского и речного флота, утвержденного Приказом Минтруда России от 5 июня 2014 года N 367н. [4, 5].
- Организация подготовки членов экипажей судов по мерам пожарной безопасности и по действиям в ситуации пожара на судне, проведением соответствующих инструктажей и учений, в образовательных учреждениях, в судоходных компаниях и на судах.
Рис. 4. Обеспечение приемлемого уровня пожарной опасности на судах ВВТ
Учет особенностей возможных пожаров, анализ их причин и факторов обязателен для снижения вероятности их возникновения. При этом сами причины и факторы чаще всего оказываются следствием некачественного управления на объектах ВВТ, создающем условия для их проявления. Некачественное управление приводит к несоблюдению норм, неиспользованию некоторых методов обеспечения безопасности, невыполнению поставленных задач, и в конечном итоге, к повышению уровня пожарной опасности. Особенности пожарной опасности учитываются в существующих и проектируемых системах пожарной безопасности объектов ВВТ (судов различного назначения).
Таким образом, высокая пожарная опасность, системообразующее положение судов различного назначения среди других объектов ВВТ должны предопределять особые требования к их управлению, организации, уровню технической оснащенности и профессиональных действий судовых экипажей для обеспечения пожарной безопасности.