Главная
Конференции
Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции
Особенности пожарной опасности на объектах внутреннего водного транспорта

Особенности пожарной опасности на объектах внутреннего водного транспорта

Секция

Технические науки

Ключевые слова

объекты внутреннего водного транспорта
судно внутреннего водного транспорта
пожар
пожарная опасность
судовой пожар
причины и факторы пожара

Аннотация статьи

Определены причины возникновения пожаров, факторы, способствующие их распространению на наиболее пожароопасных объектах внутреннего водного транспорта –пассажирских, грузопассажирских судах и нефтеналивном флоте.

Текст статьи

Значение внутреннего водного транспорта (ВВТ), являющегося комплексом организаций и технических средств, обеспечивающих судоходство и другие виды деятельности на ВВП, в экономике РФ определяется функциями, которые он выполняет, главная из которых – поддержание национальной безопасности внутри страны.

Реализация этой функции напрямую зависит, в том числе, от снижения пожарной опасности объектов ВВТ.

К объектам ВВТ относятся 7 групп транспортных и технических средств (рис. 1).

Рис. 1. Объекты ВВТ

Суда ВВТ среди этих объектов наиболее пожароопасны.

«Пожарная опасность – возможность возникновения и (или) развития пожара [1, 4].

Пожар – это горение, не поддающееся контролю и приводящее к человеческим жертвам, нанесению вреда здоровью граждан и окружающей среде, материальному ущербу.

Судовой пожар специфичен проявлением только ему присущих факторов (рис. 2), способствующих, с одной стороны, быстрому распространению пожара, с другой, затрудняющих его ликвидацию [3, 7].

Рис. 2. Факторы судового пожара

По статистике пассажирским судам, перевозящим опасные грузы навалом и в упаковке, нефтяным танкерам и танкерам-химовозам, кроме перечисленных факторов, дополнительно сопутствуют следующие [7, 8]:

  • перевозимые опасные грузы и производимые с ними операции;
  • наличие «потенциальных нарушителей» правил пожарной безопасности – пассажиров и членов экипажа;
  • сложное оборудование, расположенное с высокой плотностью в помещениях машинного отделения, имеющим высокий риск возгорания из-за использования топлива, в том числе под высоким давлением, а также из-за работы в условиях высоких температур;
  • наличие большого количества смежных помещений сложной конфигурации;
  • системы и средства пожаротушения, имеющие свои ограничения по сравнению с «береговыми» аналогами.

Особенности пожарной опасности судов ВВТ (рис. 3), как представляется, должны объединять факторы судового пожара и его причины, а также состояние организации управления на судне.

Рис. 3. Особенности пожарной опасности судов ВВТ

Состояние организации управления является главной особенностью пожароопасности объектов ВВТ. Низкий уровень управления и организации может быть фактором и причиной судового пожара, являться одновременно и «особенностью» пожарной опасности на судах ВВТ, где в принципе не должно быть такого. Управление должно быть непрерывно в совокупности строго следующих друг за другом этапов: сбор информации, ее анализ, принятие и планирование решения, определение исполнителей, постановка им задач, контроль и помощь. Управление обязательно во всех действиях и мероприятиях командного состава, экипажа и пассажиров судна. Только такого качества управление создаст условия для обеспечения приемлемого риска пожарной опасности на судах и других объектах ВВТ.

Последствия возникновения пожаров на судах могут привести к человеческим жертвам, экологическим катастрофам и экономическому ущербу.

Обеспечение приемлемого уровня пожарной опасности на судах ВВТ (рис. 4) достигается выполнением комплекса мероприятий. Таковыми являются:

  1. Проектирование и строительство судов, а также процесс технического наблюдения за их строительством, модернизацией, переоборудованием и ремонтом осуществляется в соответствии с Правилами классификации и постройки судов Российского речного регистра. Российский речной регистр при классификации проводит освидетельствования с целью оценки соответствия судов, в том числе используемых на них систем, например, систем противопожарной защиты (конструктивной, систем пожаротушения, противопожарного снабжения), вышеупомянутым Правилам. Проводятся освидетельствования судов и в процессе их эксплуатации [6].
  2. Соблюдение со стороны судовладельцев и членов экипажей Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 24 декабря 2002 г. N 158 и Правил по охране труда на судах морского и речного флота, утвержденного Приказом Минтруда России от 5 июня 2014 года N 367н. [4, 5].
  3. Организация подготовки членов экипажей судов по мерам пожарной безопасности и по действиям в ситуации пожара на судне, проведением соответствующих инструктажей и учений, в образовательных учреждениях, в судоходных компаниях и на судах.

Рис. 4. Обеспечение приемлемого уровня пожарной опасности на судах ВВТ

Учет особенностей возможных пожаров, анализ их причин и факторов обязателен для снижения вероятности их возникновения. При этом сами причины и факторы чаще всего оказываются следствием некачественного управления на объектах ВВТ, создающем условия для их проявления. Некачественное управление приводит к несоблюдению норм, неиспользованию некоторых методов обеспечения безопасности, невыполнению поставленных задач, и в конечном итоге, к повышению уровня пожарной опасности. Особенности пожарной опасности учитываются в существующих и проектируемых системах пожарной безопасности объектов ВВТ (судов различного назначения).

Таким образом, высокая пожарная опасность, системообразующее положение судов различного назначения среди других объектов ВВТ должны предопределять особые требования к их управлению, организации, уровню технической оснащенности и профессиональных действий судовых экипажей для обеспечения пожарной безопасности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 212.1994 N69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.07.2019).
  2. Федеральный закон от 27.12002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 29.07.2017).
  3. Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (ред. от 29.05.2018).
  4. Приказ Минтранса России от 24 декабря 2002 г. N158 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации».
  5. Приказ Минтруда России от 5 июня 2014 года N367н «Об утверждении Правил по охране труда на судах морского и речного флота».
  6. Российский Речной Регистр. Правила классификации и постройки судов. // – 2019.
  7. ГОСТ 12.1.033-81 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения.
  8. Гремин Ю.В. Особенности пожарной опасности материалов и сред, применяемых при постройке и ремонте судов / Ю.В. Гремин, Е.В. Любимов, М.Р. Сытдыков // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2010. – № 4(16). – С. 16-22.
  9. Шарапов С.В. Анализ информации о пожарах на судах и о практике их тушения в портах. / С.В. Шарапов, А.С. Крутолапов, Н.Н. Копейкин // Пожаровзрывобезопасность. -2017. – Том 26, №1. – С. 52-60.

Поделиться

4026

Федоров Е. Ю. Особенности пожарной опасности на объектах внутреннего водного транспорта // Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 64-67. URL: https://apni.ru/article/490-osobennosti-pozharnoj-opasnosti-na-obektakh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря