Главная
АИ #45 (124)
Статьи журнала АИ #45 (124)
Здоровьесберегающие технологии в русском народном детском музыкальном творчестве

Здоровьесберегающие технологии в русском народном детском музыкальном творчестве

Автор(-ы):

Николаева Наталия Борисовна

Куликова Алёна Валерьевна

Григорьева Мария Михайловна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

здоровьесберегающие технологии
народный фольклор
музыкальная деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматривается использование русского народного фольклора как здоровьесберегающую технологию в детском музыкальном творчестве.

Текст статьи

Перед нами, педагогами дошкольного образовательного учреждения, стоит важная задача – вырастить духовно и физически здорового ребёнка. И если это не заложить в начальной фазе развития человека, т. е. в дошкольном возрасте, то в будущем здоровье ребёнка сформировать будет намного сложнее. Для этого надо создать необходимое условие для полноценного духовного, психического, физического и социального развития. Безусловно, этим вопросом занимаются не только медицинские работники, но и педагоги ДОУ.

Существуют различные комплексные программы, в которые входят различные мероприятия, связанные со становлением духовного и физического здоровья. Их задачей является повышение функциональных возможностей, уровня физического и психического развития и двигательной подготовленности.

Музыка является наиболее ярким средством физического развития детей. А музыкально-оздоровительная работа является новым направлением в музыкальном воспитании. Дети очень любят музыкальные занятия. На них мы занимаемся различными видами музыкальной деятельности, вместе с детьми слушаем музыку, поём, играем, выполняем музыкально-ритмические движения. Всё это воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние детей.

Наиболее ярким и наиболее ценным на музыкальном занятии является репертуар народного фольклора. Фольклор воспринимается слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое, психическое состояние ребёнка.

Всем известна истина, что после своего рождения первую песню, которую слышит ребёнок – это колыбельная. Уже тогда, прислушиваясь к тихому, спокойному голосу мамы, ребёнок успокаивается. И постепенно, такое пение у ребёнка развивает творческое мышление, память, что важно для становления уравновешенной психики. На музыкальных занятиях дети тоже слышат колыбельные. Они их всегда определят по исполнению, «качающейся», спокойной, тихой мелодии. Некоторым детям знакомо уже и содержание песни. Девочки качают кукол, напевая колыбельную. Через такое пение происходит формирование эстетического вкуса ребёнка, знакомство с родным диалектом, с традиционными образами, встречающимися в песнях и сказках, развивает духовное отношение, и чувства сопричастности к культурному наследию. А в физическом развитии влияет на формирование образной памяти.

В нашем детском саду, как и во многих других, есть дети, имеющие речевые проблемы. Некоторые из них не могут произнести слова со сложной слуховой структурой. Опыт показывает, что такие дети, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии. У них наблюдается аритмичность, плохой мелодический слух, музыкальная память, точное интонирование. Существуют упражнения, которые могут исправить речевые нарушения дошкольников. В этом нам помогает логоритмика, а именно элементы, направленные на развитие всех компонентов речи, слуховых, речевых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания и т.д. К элементам относятся чистоговорки, пальчиковая гимнастика, песни, стихи, игры. Чистоговорка, как малый жанр фольклора, содержит умышленный подбор слов, трудный для правильной артикуляции, при быстром и многократном повторении. Её мы применяем, как средство для исправления речи.

С детьми младшего дошкольного возраста на занятиях используем потешки. Они очень помогают в работе с малышами. Небольшие песенки и стишки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируют моторные рефлексы, а на примере детского фольклора ребёнок ещё приобщается к народной культуре! В этом жанре детского фольклора заложены пальчиковые игры. Они, как и потешки, помогают прививать правила гигиены, порядка, развивают мелкую моторику.

Тот материал, который передавался из уст в уста, то есть от наших предков – это ценный материал. Предки были мудры. Какую бы не взять народную мудрость в ней всегда можно изъять пользу и не только духовную, но и физическую.

Почти каждое занятие в детском саду пытаемся строить таким образом, чтобы дети могли слышать русскую народную музыку. Будь то работа над танцевальными движениями русской пляски, хороводами или игрой. Нельзя остаться равнодушным, слушая русскую народную песню, ведь она богата по содержанию и исполнению. В ней можно встретить эпитеты, поэтические обороты (травушка-муравушка, девицы-красавицы, Ванечка-дружок и т.д.). Детей знакомим с трудовыми, бытовыми, семейными, солдатскими песнями. Они интересны, разнообразны, различаются многообразием жанров. Недаром говорят, что песня – это душа. Она выражает характер, настроение русского народа. Мы рассказываем детям, что песни исполнялись во время работы, отдыха. В процессе знакомства с народной песней дети усваивают музыкальные средства, доступные для применения в собственное песенное творчество, познают выразительные возможности народной музыки. И так же пение можно рассматривать, как оздоровительный фактор. При пении тренируется диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж лёгких. Пение, полезно при бронхиальной астме, пневмонии, при перевозбуждении нервной системы.

Разные по характеру, по содержанию песни отображают любовь к близким, к родной природе, к Отечеству. Русская народная песня, как добрая, мудрая наставница внушает любовь к приданиям и обычаям родной земли, к труду мастеров того времени, к подвигам героев. Она обладает огромной воспитательно-художественной ценностью: формирует художественный вкус, обогащает речь, учит любить и понимать народную музыку.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что использование народного фольклора как здоровьесберегающую технологию в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации способствует сохранению и укреплению физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Список литературы

  1. Абаскалова Н.П., Ирхин В.Н., Маджуга А.Г. Педагогика здоровья: новый этап развития. Стерлитамак: Фобос, 2014. 242 с.
  2. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009. 352 с.
  3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С. Петербург. Издательство «Акцидент» 1997. 157 с.
  4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003. 79 с. 

Поделиться

273

Николаева Н. Б., Куликова А. В., Григорьева М. М. Здоровьесберегающие технологии в русском народном детском музыкальном творчестве // Актуальные исследования. 2022. №45 (124). С. 125-127. URL: https://apni.ru/article/4901-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-russkom

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня