Главная
АИ #45 (124)
Статьи журнала АИ #45 (124)
Причины девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Причины девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор(-ы):

Широких Мария Михайловна

Мякушко Анна Александровна

Секция

Психология

Ключевые слова

дошкольники
девиантное поведение
социализация личности

Аннотация статьи

В статье исследуются основные причины, определяющие девиантное поведение у детей старшего дошкольного возраста.

Текст статьи

В практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений особую значимость приобретают проблемы отклоняющегося, или девиантного поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение детей проявляется во всех сферах жизнедеятельности ребенка, и не всегда укладывается в общепринятые нормы общественного поведения.

Девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и поступки, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Это поведение, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения.

Поведение детей мотивируется удовлетворением совокупности биологических, психологических и социальных потребностей. Понимание потребностей каждого ребенка помогает понять их поведение.

Поведение детей становится все более изощренным и сложным по мере их роста и изменения их потребностей. Дети узнают о том, какого поведения от них ожидают окружающие их люди. По мере того как дети развиваются, они все лучше понимают, что они чувствуют, и контролируют свои действия. Деструктивное поведение у детей относится к поведению, которое возникает, когда ребенку трудно контролировать свои действия. Примеры разрушительного поведения включают вспышки гнева, прерывание других, импульсивность, не считающуюся с безопасностью или последствиями, агрессивность или другие социально неприемлемые действия.

У детей старшего дошкольного возраста некоторые деструктивные формы поведения считаются нормальными с точки зрения развития, если они происходят время от времени. Например, истерики, рассматриваемые как периоды интенсивного эмоционального выражения, такого как гнев или печаль, наряду с плачем или криком. По мере того как ребенок развивается и учится понимать свои эмоции и поведение, его способность контролировать поведение улучшается.

Что вызывает деструктивное поведение?

Деструктивное поведение может иметь ряд различных причин. Эти причины могут иметь биологические, психологические или социальные факторы, которые помогают объяснить поведение.

Примеры биологических факторов включают:

  • Болезнь или травма, вызывающие боль: это означает, что страдает их обычная способность контролировать свои собственные эмоции и поведение;
  • Разрушительное поведение может проявляться в различных детских психических и поведенческих расстройствах. Примеры включают умственную отсталость, тревогу, депрессию, синдром дефицита внимания и гиперактивности, посттравматическое стрессовое расстройство и расстройства привязанности;
  • Нарушения в обучении или задержки в когнитивном развитии: это означает, что ребенок менее способен понимать свой мир по сравнению с другими детьми;
  • Трудности с концентрацией или вниманием: означающие, что ребенок не может сосредоточиться и поддерживать внимание, которое не соответствует нормальной концентрации для возраста ребенка.

Примеры психологических факторов включают:

  • Дети, пережившие серьезную травму: избегают или прячутся от вещей, которые пробуждают в них воспоминания об их травмирующем опыте;
  • Дети, склонные к беспокойству, возникающему в результате травматических переживаний: всегда находятся в поиске опасности и, возможно, реагируют, чтобы защитить себя в ситуациях, которые, по их мнению, представляют для них угрозу.

Примеры социальных факторов включают:

  • Дети, у которых было мало возможностей узнать о социальных правилах, помещаются в новую среду и от них ожидают, что они будут следовать правилам, которых они не знают;
  • Стресс, влияющий на других членов семьи, испытывают дети, которые осознают чувство напряженности в семье, но не могут выразить это словами.

Как остановить деструктивное поведение у малышей?

  1. Постарайтесь понять своего ребенка. Нет двух одинаковых детей, даже братьев и сестер. Поэтому, как родители, вы должны понимать и ценить уникальную индивидуальность и потребности вашего ребенка. Станьте частью жизни вашего ребенка и узнайте о нем больше. Узнайте, чем он занимается, что его беспокоит или интересует.
  2. Целью должна быть профилактика. Если ваш ребенок проявляет такие черты характера, наказания и ругань не помогут, а наоборот, могут еще больше ухудшить ситуацию. Лучший способ положить конец такому поведению - это предотвратить его. Присматривайте за ним или держите его под наблюдением. Если он начнет что-то делать, вы можете вмешаться и поговорить с ним или провести с ним время.
  3. Составьте распорядок дня для ребенка. Это будет отличная идея, чтобы ваш ребенок был увлечен и занят чем-то конструктивным.
  4. Балуйте, но не балуйте. Мы все любим и обожаем наших детей, но уступая всем их требованиям и соглашаясь со всем, что они говорят, мы можем сделать их избалованными. Вы должны стремиться научить своего ребенка вести себя хорошо и дисциплинированно.
  5. Воспитывайте индивидуальность вашего ребенка. Если ваш ребенок более активен, чем другие дети, вы не должны обижаться или жаловаться на это; вместо этого вы должны планировать мероприятия, которые могут помочь позитивно направить энергию вашего ребенка.
  6. Продолжайте поощрять хорошее поведение. Помощь в формировании поведения ваших детей — это ключевая часть воспитания. Лучший способ улучшить поведение — уделять детям много внимания. Не забывайте наполнять своих детей большим количеством любви и привязанности в течение всего дня, каждый день. Очень простой способ сделать это – провести с ними качественное время. Играя со своими детьми, позвольте им выбрать игрушку и вести игру.
  7. Будьте образцом для подражания. Измените свое плохое поведение, чтобы изменить поведение ваших детей. Дети всех возрастов учатся, наблюдая и подражают вам, потому что они предполагают, что их родители знают лучше всех.

Другой способ уделить внимание детям за хорошее поведение, но не отвлекать их, пока они ведут себя, – это нежно и с любовью прикасаться к ним; например, просто прикоснуться к их плечу или спине. Рекомендуется каждый день дарить детям от 50 до 100 коротких любовных прикосновений.

Случайное неправильное поведение – это право ребенка. Не пытайтесь подавить это своими дисциплинарными методами. Однако, если вы видите постоянные и серьезные проблемы с поведением у вашего ребенка, вам необходимо предпринять соответствующие действия.

Помните, прежде чем вы назовете своего ребенка плохим, попробуйте понять поведение ребенка, чтобы определить первопричину. При правильном подходе и профессиональной помощи поведенческие проблемы у детей могут быть устранены. Продолжайте проявлять свою любовь и в то же время поощряйте хорошее поведение вашего ребенка.

Список литературы

  1. Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. Курс лекций / Л.А. Азарова. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.
  2. Белоусова, З. И. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков / З. И. Белоусова, В.В. Овсянник, 2002. - 101 с.
  3. Большой психологический словарь / Сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

Поделиться

732

Широких М. М., Мякушко А. А. Причины девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2022. №45 (124). С. 150-152. URL: https://apni.ru/article/4903-prichini-deviantnogo-povedenie-u-detej-starsh

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня