Формирование безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста посредством игры

В статье освещается воспитательная работа по формированию безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация статьи
дети старшего дошкольного возраста
безопасное поведение
игра
Ключевые слова

Проблема безопасности детей в дорожном движении в мире возникла очень давно, ещё с появлением первых колёсных повозок. Правила движения транспорта и его безопасность для путников и пешеходов всегда были под контролем государства, которое обеспечивало людям охрану их жизни и здоровья. Уже в 1764 году в России во время правления Екатерины II был принят указ о смертной казни для кучера или извозчика, повинным в гибели ребёнка [2].

Как и во всём мире, вместе с развитием техники в нашей стране также увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП): по свидетельству мировой и отечественной статистики, каждой десятой жертвой при этом является ребёнок. Часто это связано с незнанием детьми или невыполнения ими правил дорожного движения (ПДД), а также с их психологическими возрастными особенностями, так как дети не всегда могут правильно оценить возникновение опасной ситуации на дороге и предпринять верные действия.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них основы безопасного поведения на дороге необходимо начинать как можно раньше, поскольку знания, полученные в детстве, являются наиболее прочными. Со временем правила, усвоенные ребенком в дошкольном периоде, могут стать для него нормой поведения, а соблюдение этих правил превратиться в потребность. Принимая во внимание, что дошкольная организация является самой первой ступенью системы непрерывного образования, именно на педагогов детского сада ложится выполнение ответственной задачи – формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.

Изучение уровня сформированности у детей безопасного поведения на дорогах с помощью методик «Улица города», «Светофор сломался», «Помоги пешеходу» (автор Т. И. Данилова) показало, что необходимо организовать целенаправленную работу с детьми старшего дошкольного возраста в данном направлении.

Целью работы по обучению детей дошкольного возраста основам безопасности дорожного движения является формирование у них необходимых умений и навыков, выработка устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице и дорогах.

 Основным средством формирования безопасного поведения детей на дорогах является игра.

Мы предположили, что формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если использовать в процессе обучения и воспитания детей такие игры:

  • дидактические игры (например: «Угадай транспорт», «Дорожное лото», «Придумай знак» и др.);
  • сюжетно-ролевые игры (например: «Пешеходы», «В автобусе» и др.);
  • театрализованные игры (например: «По дороге в Теремок», «Город дорожных знаков» и др.);
  • подвижные игры (например: «Найди свой знак», «Перекрёсток» и др.);
  • игры со строительным материалом (например: «Мост для пешеходов», «Улицы города» и др.).

Опытно-практическая работа по формированию безопасного поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста посредством проведения игр осуществлялась как со всей группой, так и в подгруппах по 3-5 человек, также использовалась индивидуальная работа. Игры проводились в разное время: в первой половине дня, после обеденного сна, в вечернее время и во время прогулок.

При проведении игр были использованы 3 группы методов (по К.Ю. Белой) [1].

Первая группа методов направлена на предварительное углубление и расширение знаний, впечатлений, представлений детей дошкольного возраста о дорожном движении и правилах безопасного поведения на дорогах, а также во дворе. Перед проведением игр педагоги проводили с детьми беседы о правилах ПДД для водителей и пешеходов, дорожных знаках; организовывались наблюдение, экскурсии, чтение художественной литературы с использованием иллюстраций и презентаций, разбор и анализ ситуаций, возникающих на дороге у пешеходов.

Вторая группа – это методы, способствующие развитию самой игровой деятельности. Среди них важное место занимало непосредственное участие педагога в игре: игра с одним ребенком или подгруппой, выполнение воспитателем ведущей или второстепенной роли. Также детям оказывалась помощь в продолжении игры путем советов, предложений, напоминаний, подбора игрового материала, беседы по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.

С целью развития у детей умений и навыков самостоятельной организации игры активно использовались поручения, задания по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др. Для достижения указанной цели использовались беседы, поощрение, разъяснения, вопросы, направленные на подсказку детям возможной реализации замысла, определения игровых действий; индивидуальные беседы с ребенком по поводу роли; изготовление вместе с ребенком элементов костюма для его роли. Детей учили распределять роли самостоятельно, без ссор и конфликтов, с использованием считалок, жребия, разрезных картинок.

Третья группа методов подготовки и проведения игр была связана с практической деятельностью по изготовлению наглядного и игрового материала совместно с детьми и с помощью их родителей: дорожные знаки, регулирующие движения; светофор; изображения регулировщика; фотографии и макеты различных видов транспорта; карта улиц с пешеходными переходами, перекрестками и зданиями. Использовались такие методы и приемы, как совместное выполнение с детьми макетов и декораций для игры, тематические игры со строительным материалом, подбор материала для обыгрывания построек. Одновременно у детей развивали умение использовать предметы-заместители (например, большая коробка – автобус, стулья – сидения в транспорте и т.п.).

Также при проведении опытно-практической работы использовали такие педагогические средства:

  • игровые упражнения «Как бы ты поступил?», «Как можно безопасно перейти улицу?», «Какой это знак?»;
  • беседы на тему «Поведение в общественном транспорте», «Сигналы светофора», «Безопасное поведение на улице»;
  • игры-тренинги «Городская улица», «Перекресток», «Запрещается / разрешается», чтобы формировать у детей умения и навыки практического применения знаний ПДД;
  • встречи с сотрудниками ГИБДД для проведения игрового занятия с детьми для расширения и углубления информации о правилах поведения пешеходов и функциях сотрудников ГИБДД;
  • досуговые мероприятия «Уроки дорожной азбуки», «Светофор – наш лучший друг», «Школа пешеходов».

Игры чередовались по виду, степени сложности и в зависимости от плана воспитательно-образовательной работы в группе, учитывалось настроение детей и их игровые пожелания.

Многие игры повторялись по желанию детей: девочек больше привлекали игры о правилах поведения в транспорте, настольно-печатные и театрализованные игры, мальчикам – игры, связанные с макетами улиц, светофором, ГИБДД, дорожными знаками, видами транспорта.

В ходе проведения игр дети учились практическому применению правил дорожного движения, совместному взаимодействию, проявляли взаимопомощь, сотрудничество.

Работа по формированию безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста не была бы результативной без постоянного взаимодействия с родителями воспитанников: родители обучающихся принимали участие в оборудовании уголка ПДД в группе детского сада и дорожки на участке группы, в изготовлении атрибутов для игр, костюмов и декораций. С родителями проводились индивидуальные и групповые консультации, собрания, на стендах, в папках-передвижках предлагались игры для детей, которые можно проводить в домашних условиях.

Таким образом, опытно-практическая работа по формированию безопасного поведения детей на дороге показала, что в работе с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом и др.

Текст статьи
  1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. М., 2018. 64 с.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М., 2016. 80 с.
Список литературы