Главная
Конференции
Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире
Интеграция тем по финансовой грамотности в учебный предмет «Обществознание»

Интеграция тем по финансовой грамотности в учебный предмет «Обществознание»

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

интеграция
финансовое право
финансовая грамотность
финансовое образование
обществознание
программа

Аннотация статьи

В статье представлены материалы из опыта работы включения тем по финансовой грамотности в учебный предмет «Обществознание», а также рассмотрены основные преимущества данной интеграции, что говорит о том, что обучающиеся смогут приобрести соответствующие знания в области финансовой грамотности и получат возможность самостоятельно организовывать свое финансовое поведение, повысить уровень финансовой грамотности.

Текст статьи

В настоящее время исследования показывают, что имеется ряд проблем, связанных с низким уровнем финансовой грамотности населения. В связи с этим, актуальной задачей становится интеграция финансовой грамотности в систему общего образования, которая является результатом финансового образования [5].

Современные обучающиеся должны свободно разбираться в экономических отношениях, уметь правильно реагировать на определенные вызовы жизни и выработать навыки поведения, необходимые в обществе. Эта задача нашла отражение в Федеральных государственных стандартах основного общего образования. Контрольно-измерительные материалы государственной итоговой аттестации по учебному предмету «Обществознание» включают задания по вопросам финансовой грамотности.

Так, отечественными исследователями в публикациях отмечено, что в современных реалиях развития финансового рынка именно финансовая грамотность становится важным навыком для человека.

По мнению А.В. Зеленцовой, в ближайшей перспективе финансовая грамотность обеспечит личное благосостояние населения на различных этапах их развития и становления. Финансовая грамотность нужна при получении образования, создании семейных отношений, при смене профессиональной деятельности и т. д. [3, с. 86]. Автор считает, что финансовая грамотность является способностью населения для управления финансовыми ресурсами, чтобы иметь представление о принятии эффективных финансовых решений [4].

Таким образом, финансовая грамотность определяется как ряд знаний, умений и навыков в финансовой сфере, финансового поведения людей, повышающих качество жизни [1].

Наглядным примером выступает введение тем по финансовой грамотности в предмет «Обществознание». Данный учебный предмет является обязательным и начинает изучаться с 6 класса на уровне основного общего образования. Во время проведения занятий до обучающихся доводятся основные принципы финансовой грамотности.

В рамках учебной программы обучающиеся могут осваивать финансовые рынки, повышать уровень финансовой грамотности. В урочной и внеурочной деятельности используются различные формы финансового образования: конкурсы, семинары, лекции, практикумы, деловые игры, дебаты, моделирование различных ситуаций, дискуссии и другие.

В рамках данной статьи представим опыт разработки, апробации интеграции учебного модуля «Первые шаги в освоении экономики и финансового права» в общеобразовательных организациях Вейделевского района Белгородской области. Данный модуль с целью интеграции тематики финансовой грамотности и включения его в рабочую программу по учебному предмету «Обществознание».

Все уроки по изучению финансовой грамотности проводились путем применения игровой деятельности: логических мини-задач, задач-шуток, сюжетно-ролевых игр. В процессе реализации данной программы успешно применялись следующие формы работы: ток-шоу «Деловая среда», познавательная викторина «Финансы: что это такое и что мы о них знаем», обучающая игра «Что такое деньги?». За основу были взяты собранные материалы по финансовой тематике. Эти формы позволили не только заниматься разнообразными видами познавательной деятельности, мыслить широко и творчески, но и позволяли решать практические экономические задачи.

В процессе введения тем финансовой грамотности в предмет «Обществознание» в рамках реализации данного модуля использовался прием создания проблемных ситуаций – аналог ситуаций, происходящих в реальной жизни и требующих оперативного решения. Посредством моделирования таких ситуаций обучающиеся имели возможность выработки собственных оригинальных решений, которые отличались социальной направленностью, личностной принадлежностью.

В рамках реализации модуля «Первые шаги в освоении экономики и финансовой грамотности» также применялась ситуации-тренинги. Обучающиеся вовлекались в процесс решения различных проблемных ситуаций, активно взаимодействуя между собой. Например, необходимо смоделировать ситуацию: «Вы выиграли в лотерею крупную сумму денег. Как бы вы распорядились данной суммой?» Обучающиеся рационально давали оценку собственным действиям.

По итогам реализации модуля «Первые шаги в освоении экономики и финансовой грамотности» проводилась оценка финансовой грамотности обучающихся. Результаты представлены в таблицах (табл. 1, табл. 2).

Таблица 1

Результаты уровня освоения финансовой грамотности из контрольной группы

Уровень сформированности грамотности

Количество – 15 человек

Модуль «Первые шаги в освоении экономики
 и финансовой грамотности»

«Четыре правила, которые необходимо знать о кредитовании»

«Пять важных моментов, которые помогут освоить азбуку страхования»

«Для чего необходимо быть финансово грамотным»

«Финансовые решения

Высокий

8

8

10

10

Средний

4

4

3

3

Низкий

3

3

2

2

Таблица 2

Результаты уровня освоения финансовой грамотности из экспериментальной группы

Уровень сформированности грамотности

Количество человек – 15 человек

Модуль «Первые шаги в освоении экономики
и финансовой грамотности»

«Четыре правила, которые необходимо знать о кредитовании»

«Пять важных моментов, которые помогут освоить азбуку страхования»

«Для чего необходимо быть финансово грамотным»

«Финансовые решения

Высокий

12

10

13

10

Средний

2

1

1

0

Низкий

1

4

1

5

Таким образом, исходя из данных таблиц 1 и 2 можно отметить, что интеграция данного модуля в программу по обществознанию способствовала повышению уровня финансовой грамотности обучающихся экспериментальной и контрольной группы.

Включение данного модуля «Первые шаги в освоении экономики и финансовой грамотности» в рабочую программу по учебному предмету «Обществознание» позволило обучающимся достичь следующих результатов:

  • выбор правильного решения для задач с экономическим уклоном (предметные навыки);
  • умение различать и классифицировать денежные знаки различных видов; постепенно формируется бережное отношение к семейному бюджету вследствие осознания того, что необоснованная трата финансов приводит к нестабильному материальному состоянию; приобретение умения групповой деятельности (личностные навыки);
  • проведение всесторонней работы с информацией, ее анализ, систематизация и обобщение; способность к индивидуальной работе и работе в коллективе (метапредметные навыки).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучающиеся научились понимать распространенные финансовые понятия, термины и применяют эти знания в различных ситуациях, связанных с финансами, научились определять последствия финансовых решений. Всё вышеперечисленное способствует повышению финансовой грамотности, способствует формированию у обучающихся разумного финансового поведения.

Итак, финансовая грамотность ‒ неотъемлемая часть современного образования, представляющая собой набор необходимых знаний и практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Интеграция тем финансовой грамотности в предмет «Обществознание», включение модуля «Первые шаги в освоении экономики и финансовой грамотности» способствуют повышению уровня финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования.

Список литературы

  1. Акентьев, Р.А. Финансовая грамотность или основы управления личными финансами / Р.А Акентьев. ‒ Текст: электронный. ‒ URL: http://romanakentev.ru/wpcontent/uploads/2017/11/ (дата обращения: 09.11.2022).
  2. Восканян, Р.О. Влияние финансовой грамотности на качество жизни населения / Р. О. Восканян, Т.В. Ващенко // Образование. Наука. Научные кадры. – 2018. – №1. – С. 122–125.‒ Текст: непосредственный.
  3. Восканян, Р.О. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры / Р.О. Восканян // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – Т.7, №1(22). – С. 86–88.
  4. Гришакина, О.П. Характеристика проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и возможности его реализации / О.П. Гришакина. – Текст: электронный. ‒ URL: http://profesiniciative.ru/index.php/ai1/480-grishakina241116 (дата обращения: 07.11.2021).
  5. Курмашева, А. Р. Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе / А. Р. Курмашева// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». – 2020. – №1(5)/апрель. – С. 55–60. – URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo107/ (дата обращения: 10.11.2022).

Поделиться

1133

Каверина Н. Н. Интеграция тем по финансовой грамотности в учебный предмет «Обществознание» // Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 105-108. URL: https://apni.ru/article/4906-integratsiya-tem-po-finansovoj-gramotnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января