В настоящее время исследования показывают, что имеется ряд проблем, связанных с низким уровнем финансовой грамотности населения. В связи с этим, актуальной задачей становится интеграция финансовой грамотности в систему общего образования, которая является результатом финансового образования [5].
Современные обучающиеся должны свободно разбираться в экономических отношениях, уметь правильно реагировать на определенные вызовы жизни и выработать навыки поведения, необходимые в обществе. Эта задача нашла отражение в Федеральных государственных стандартах основного общего образования. Контрольно-измерительные материалы государственной итоговой аттестации по учебному предмету «Обществознание» включают задания по вопросам финансовой грамотности.
Так, отечественными исследователями в публикациях отмечено, что в современных реалиях развития финансового рынка именно финансовая грамотность становится важным навыком для человека.
По мнению А.В. Зеленцовой, в ближайшей перспективе финансовая грамотность обеспечит личное благосостояние населения на различных этапах их развития и становления. Финансовая грамотность нужна при получении образования, создании семейных отношений, при смене профессиональной деятельности и т. д. [3, с. 86]. Автор считает, что финансовая грамотность является способностью населения для управления финансовыми ресурсами, чтобы иметь представление о принятии эффективных финансовых решений [4].
Таким образом, финансовая грамотность определяется как ряд знаний, умений и навыков в финансовой сфере, финансового поведения людей, повышающих качество жизни [1].
Наглядным примером выступает введение тем по финансовой грамотности в предмет «Обществознание». Данный учебный предмет является обязательным и начинает изучаться с 6 класса на уровне основного общего образования. Во время проведения занятий до обучающихся доводятся основные принципы финансовой грамотности.
В рамках учебной программы обучающиеся могут осваивать финансовые рынки, повышать уровень финансовой грамотности. В урочной и внеурочной деятельности используются различные формы финансового образования: конкурсы, семинары, лекции, практикумы, деловые игры, дебаты, моделирование различных ситуаций, дискуссии и другие.
В рамках данной статьи представим опыт разработки, апробации интеграции учебного модуля «Первые шаги в освоении экономики и финансового права» в общеобразовательных организациях Вейделевского района Белгородской области. Данный модуль с целью интеграции тематики финансовой грамотности и включения его в рабочую программу по учебному предмету «Обществознание».
Все уроки по изучению финансовой грамотности проводились путем применения игровой деятельности: логических мини-задач, задач-шуток, сюжетно-ролевых игр. В процессе реализации данной программы успешно применялись следующие формы работы: ток-шоу «Деловая среда», познавательная викторина «Финансы: что это такое и что мы о них знаем», обучающая игра «Что такое деньги?». За основу были взяты собранные материалы по финансовой тематике. Эти формы позволили не только заниматься разнообразными видами познавательной деятельности, мыслить широко и творчески, но и позволяли решать практические экономические задачи.
В процессе введения тем финансовой грамотности в предмет «Обществознание» в рамках реализации данного модуля использовался прием создания проблемных ситуаций – аналог ситуаций, происходящих в реальной жизни и требующих оперативного решения. Посредством моделирования таких ситуаций обучающиеся имели возможность выработки собственных оригинальных решений, которые отличались социальной направленностью, личностной принадлежностью.
В рамках реализации модуля «Первые шаги в освоении экономики и финансовой грамотности» также применялась ситуации-тренинги. Обучающиеся вовлекались в процесс решения различных проблемных ситуаций, активно взаимодействуя между собой. Например, необходимо смоделировать ситуацию: «Вы выиграли в лотерею крупную сумму денег. Как бы вы распорядились данной суммой?» Обучающиеся рационально давали оценку собственным действиям.
По итогам реализации модуля «Первые шаги в освоении экономики и финансовой грамотности» проводилась оценка финансовой грамотности обучающихся. Результаты представлены в таблицах (табл. 1, табл. 2).
Таблица 1
Результаты уровня освоения финансовой грамотности из контрольной группы
Уровень сформированности грамотности |
Количество – 15 человек Модуль «Первые шаги в освоении экономики | |||
«Четыре правила, которые необходимо знать о кредитовании» |
«Пять важных моментов, которые помогут освоить азбуку страхования» |
«Для чего необходимо быть финансово грамотным» |
«Финансовые решения | |
Высокий |
8 |
8 |
10 |
10 |
Средний |
4 |
4 |
3 |
3 |
Низкий |
3 |
3 |
2 |
2 |
Таблица 2
Результаты уровня освоения финансовой грамотности из экспериментальной группы
Уровень сформированности грамотности |
Количество человек – 15 человек Модуль «Первые шаги в освоении экономики | |||
«Четыре правила, которые необходимо знать о кредитовании» |
«Пять важных моментов, которые помогут освоить азбуку страхования» |
«Для чего необходимо быть финансово грамотным» |
«Финансовые решения | |
Высокий |
12 |
10 |
13 |
10 |
Средний |
2 |
1 |
1 |
0 |
Низкий |
1 |
4 |
1 |
5 |
Таким образом, исходя из данных таблиц 1 и 2 можно отметить, что интеграция данного модуля в программу по обществознанию способствовала повышению уровня финансовой грамотности обучающихся экспериментальной и контрольной группы.
Включение данного модуля «Первые шаги в освоении экономики и финансовой грамотности» в рабочую программу по учебному предмету «Обществознание» позволило обучающимся достичь следующих результатов:
- выбор правильного решения для задач с экономическим уклоном (предметные навыки);
- умение различать и классифицировать денежные знаки различных видов; постепенно формируется бережное отношение к семейному бюджету вследствие осознания того, что необоснованная трата финансов приводит к нестабильному материальному состоянию; приобретение умения групповой деятельности (личностные навыки);
- проведение всесторонней работы с информацией, ее анализ, систематизация и обобщение; способность к индивидуальной работе и работе в коллективе (метапредметные навыки).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучающиеся научились понимать распространенные финансовые понятия, термины и применяют эти знания в различных ситуациях, связанных с финансами, научились определять последствия финансовых решений. Всё вышеперечисленное способствует повышению финансовой грамотности, способствует формированию у обучающихся разумного финансового поведения.
Итак, финансовая грамотность ‒ неотъемлемая часть современного образования, представляющая собой набор необходимых знаний и практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Интеграция тем финансовой грамотности в предмет «Обществознание», включение модуля «Первые шаги в освоении экономики и финансовой грамотности» способствуют повышению уровня финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования.