Актуальность проблемы воспитания эстетической культуры школьников обусловлена изменившимися социальными и политическими условиями существования и развития человека. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что главная беда образования во всем мире – это «обнищание души при обогащении ее информацией». Прагматизация всех сторон жизни ведет к духовному оскудению жизни общества и человека. Это стало причиной изменения целевых приоритетов образования и перехода от технократической образовательной парадигмы к гуманитарной. Цель образования в сегодняшнем представлении – развитие личности, предполагающее создание условий для воспитания культуры человека, формирования структуры его ценностных ориентаций. Вместе с тем современное образование все еще остается ориентированным на формирование и развитие практических компонентов интеллекта личности. Культурный потенциал ребенка остается при этом мало востребованным.
В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности ребенка. В этом плане приобретает важность воспитание эстетической культуры, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании. В свете гуманизации образовательного процесса данная проблема становится актуальной и для учреждений дополнительного образования детей, которые, благодаря вариативности и пластичности, способны наилучшим образом осуществлять воспитание эстетической культуры школьников. Одним из наиболее популярных и востребованных направлений в дополнительном образовании детей является художественно-эстетическое, следовательно, именно оно должно играть главную роль в решении проблем воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования.
Мы считаем, что одним из наиболее действенных и продуктивных средств эстетического воспитания детей и подростков в условиях дополнительного образования может выступить этнокультурная коннотация, предполагающая подчёркивание и развитие центральной этнокультурной темы. Концепция этнокультурной коннотации основывается на этнических константах того или иного этноса. Основными этническими константами являются родной язык, жизненный уклад и традиции этноса, религия, национальная культура.
Этнокультурная коннотация предполагает ориентацию на развитие ребенка как личности, восходящей от родной культуры к мировой, обеспечивая не только эмоциональное развитие чувства ответственности за сохранение и развитие этнокультурной традиции, но и формирование эстетической культуры.
В условиях дополнительного образования этнокультурная коннотация может охватывать не только образовательный процесс, но и воспитательную внеучебную работу, и массовую конкурсно-досуговую деятельность. Это значит, что в учреждении дополнительного образования возможна разработка как основных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, так и внеучебных воспитательных программ и проектов, а также сценариев массовых досуговых и конкурсно-творческих мероприятий, основанных на принципе этнокультурной коннотации.
Этнокультурно-коннотированное содержание дополнительного образования реализовывается через содержание образовательных программ различных направленностей, в основном – художественной направленности. В программы включаются сквозные этнокультурологичекие темы, проходящие через весь период обучения, этнокультурный сравнительно-сопоставительный материал, отдельная этнокультурная информация, имеющая отношение к какой-либо конкретной теме по программе.
Этнокультурная коннотация при таком подходе становится средством образования, которое способствует более эффективному осуществлению процесса эстетического воспитания, так как основывается на триединстве этнического, общероссийского и мирового начала в культурном пространстве. Этим обеспечивается культурообразующий характер и приросообразность учебно-воспитательного процесса, что способствует повышению эффективности воспитания эстетической культуры школьников.
В этнокультурный компонент содержания образовательного процесса возможно включение любых элементов этнокультуры, таких как национальные духовные ценности, жизненный бытовой уклад, традиции, искусство (музыкальное, танцевальное, литературное, декоративно-прикладное, изобразительное), устное народное творчество.
В этнокультурных традициях содержится богатейший культурно-педагогический потенциал для воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно-коннотированного дополнительного образования, на этих традициях и основывается этнокультурная коннотация (добавочное значение, окраска, окрашенность, дополнительное содержание слова) образования. А.Б. Панькин, рассматривает этнокультурно коннотированное образование как систему, обеспечивающую сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса, оптимизированную сквозными этнолингвокультурологическими темами, присутствующими во всех структурных компонентах системы.
На наш взгляд, этнокультурная коннотация дополнительного образования имеет возможность как нельзя лучше способствовать воспитанию эстетической культуры школьников, потому что данное качество личности относятся к духовной сфере, которую наилучшим образом формирует потенциал этнокультуры и этнопедагогики.
С помощью ориентации на принцип этнокультурной коннотации дополнительное образование имеет возможность выйти на новый качественный уровень развития личности и воспитания подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что именно этнокультурная коннотация даёт возможность детям с ранних лет развиваться как представителям своего конкретного этноса, так и гражданам единого российского государства и полноправным членам мирового сообщества. В соответствии с принципом этнокультурной коннотации образование, воспитание и развитие ребёнка построено на восхождении к мировой культуре через общероссийскую и родную этническую культуру.
Таким образом, принцип этнокультурной коннотации образования подчёркивает первичность этнокультурных традиций для полноценного развития растущей личности раскрывает и развивает особенность дополнительного образования как образовательной системы, способствующей эффективному формированию этнической картины мира. Реализуется содержание образования в условиях этнокультурной коннотации через непрерывный процесс передачи из поколения в поколение духовных ценностей, этнокультурных традиций и особенностей, отражающих различные стороны культуры жизнеобеспечения, являющихся проявлением этнокультурной памяти. Одной из особенностей этнокультурной коннотации является необходимость включения в содержание образования всего, что отражает суть основных этнических констант центральной культурной темы этноса, это и родной язык, и национальное искусство, народное творчество, этническое восприятие мира с детства и на всю жизнь.