Игра – это деятельность, которая отличается от реальности окружающего мира. Это изменение бытовой обстановки вокруг. Любая игра в любом её проявлении и состоянии, это свободная, вольная деятельность.
Педагог в дошкольном учреждении, с помощью игры вполне может развивать процессы: познавательные, обучающие. Также может прививать правила и нормы нравственного действия, патриотизма, социализировать ребенка и многое другое. Он учит ребят исполнять роли, сам входит в игру, как партнер и лидер игровой деятельности, может выступить в роли организатора, или режиссера. То есть выступать в качестве инициатора, равноправного партнера в игровой деятельности. Помогать и направлять, а не указывать и диктовать условия.
В игре дошкольник не учится жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Он отыгрывает роли и ситуации через фантастические сюжеты, проигрывает возможности и пути решения проблем... игра — многофункциональна и дает огромные возможности. Если войти в игру на равных с ребенком, вполне возможно управлять процессом таким образом, чтобы получить не просто положительный результат, но направить возможности развития ребенка.
Для детей старшего дошкольного возраста игра становится наиболее красочной и живой. Он уже применяет воображение и фантазию, использует уже наработанные навыки процессуально-бытовой игры, но на новом качественном уровне.
В старшем дошкольном возрасте ребенок от процессуально-бытовой игры переходит к более сложному виду игровой деятельности – сюжетноролевая игра.
«Сюжетно-ролевые игры – это игры коллективного характера, формирующие у детей способность общаться со сверстниками».
Сюжетно ролевая игра состоит и нескольких основных элементов: сюжет, содержание игры, ситуация, роли, атрибуты.
Сюжет является основным элементом сюжетно-ролевой игры. Без него не будет игры. Это область деятельности, которую воспроизводят дети. В процессе игры ребенок старшего дошкольного возраста воспроизводит взаимоотношения, события и действия из жизни, причем его игровые действия (строить дом, готовить пирожки, осматривать пациента и т. п.) являются главными средствами, при помощи которых он реализует сюжет. Игры имеют различные сюжеты.
Важно знать, что в течение дошкольного детства сюжетно-ролевая игра имеет несколько этапов и соответственно имеет несколько различных форм: игры в отдельные действия взрослых; простые ролевые игры; сюжетно-ролевые игры (классическая игра); творческие сюжетные игры (театрализованные и другие).
От игр классических сюжетно-ролевых творческие сюжетные игры отличаются тем, что малыш начинает уже сам придумывать сюжеты игр и корректировать их в процессе игры, а не воспроизводит известный заранее сюжет, который взят из фильма, книги или жизни.
Творческие сюжетные игры способствуют развитию у дошкольников способности проигрывать в уме различные варианты развития событий, умение понимать окружающих и мотивы их поведения, способность гибко корректировать свое поведение в случае изменения ситуации.
Следовательно, сюжетно-ролевая игра – это такой тип деятельности малыша, который воплощает в себе творческое отношение к окружающему миру посредством несовпадения реального и игрового действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают дошкольника, расковывают его мышление, предоставляют простор свободной творческой деятельности.
У старших дошкольников наиболее популярны игры-инсценировки. Дети выбирают себе определенные роли и исполняют их по определенному сюжету, который придумали самостоятельно или воспользовались сюжетом, который приглянулся в недавно прочитанной книге, сказке. Педагог в дошкольном учреждении может научить детей исполнению таких ролей: ходить, как дедушка, говорить голосом хитрой лисы, шагать, как большой медведь. По сути, дети начинают играть в театр, и происходит интегрированный процесс «игра в игре». Ребята могут показывать инсценировки другим детям, более младшего возраста. Из других групп. При этом если есть еще возможность наряжаться в костюмы, они сами могут создать себе образ и нарядиться в костюм. Иногда создавая роль, исходя из самого костюма, и его элементов.
Относительно новая форма игр – театрализованные игры. Игры, в которых требуется постановка и педагогу нужно объяснить, что у всякой показательной театрализованной игры должен быть какой-то конец, пусть даже сериальный. Поэтому важно подсказывать на некоторых этапах, по каким сказкам можно играть, знакомить с небольшими произведениями, которые легко можно отыграть. Это своеобразные игры – этюды.
Следующая категория игр сюжетно ролевых игр – это спортивные игры-соревнования. Они тоже относятся к творческим сюжетным играм, но имеют некоторые ограничения в действиях, но никак не в воображении и применении способностей.
Спортивные игры-соревнования имеют строгие правила, поэтому педагог должен сначала познакомить детей с инструкцией, правилами игры и указать, что требуется их четкого исполнения. Прежде чем дети начнут играть в такие игры самостоятельно, педагог проверяет правильность соблюдения правил. А вот дальше ребенок может свободно видоизменять действие, оставаясь в рамках правил. Это можно сказать, усложнение творческой игры и возможность развития саморегуляции.
В старшем дошкольном возрасте картина, книга стают важным источником игрового творчества. От того, насколько эмоционально ребята воспримут данные литературно-художественные образы, насколько глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения. Чтобы развить способность следовать от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности дошкольника.
Музыкальная деятельность проявляется в театрализованных играх особенно активно, часто играя организующую роль ритмической стороны сценического действия.
Процесс накопления музыкально-слуховых представлений до активного включения в пение, происходит по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольника. В этом заключается главная сложность организации музыкальных игр. Но по мере привыкания дошкольника к музыкальному звучанию и его включения в пение, его интерес к игровой деятельности возрастает. Главное внимание педагога, в первую очередь, направлено на выработку навыка внимания.
В процессе игрой деятельности ребенок меняет реальность под себя, используя различные предметы так, как ему не обходимо, меняя условия игры, использует новые знания из различных источников, позволяя игре развиваться и получать новое направление, ставя перед собой новые задачи, а значит проявляет максимальный творческий потенциал своих способностей, ведь мы уже говорили о том, что творчество – есть процесс чего-то нового, или качественно новый результат. Таким образом, можно сказать, что влияние игровой деятельности на развитие творческих способностей старших дошкольников огромное, так как в старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности является игровая. И особый акцент стоит сделать на том, что игровая деятельности старшего дошкольного возраста сложная, так как строится на сюжетно- ролевом воспроизведении увиденного или услышанного.