Сформировавшаяся экономическая нестабильность, появление новых типов риск-факторов в финансово-политической сфере, а также негативное развитие кризисных ситуаций на различных экономических уровнях ведет к воздействию на экономическую безопасность страны во внешнеторговой сфере.
В контексте различных взаимоотношений между государствами, в которых отношения зачастую формируются в экономическом пространстве взаимодействия, понимание особенностей торговых отношений требует формирования у каждой государственной системы концепции по ведению торговых отношений с потенциальными партнерами.
В контексте международных отношений обеспечение безопасности государства означает формирование оптимального положения между объемом расходов и доходов, экономической эффективностью, конкурентоспособностью национального производства и объемами торговли, то есть качеством и структурой торговых отношений [1].
Поскольку экономическая безопасность является основополагающей концепцией для существования экономической системы, текущая государственная система приобретает гораздо большее количество составляющих, которое необходимо контролировать. Во внешнеторговой деятельности важными аспектами являются уровень интеграции и глобализации, а также политическая обстановка в конкретном регионе, уровень преступности, потенциал развития и текущая экономическая обстановка. Не менее важным аспектом является экономическое положение соседствующих государств, их влияние может быть положительным или отрицательным в зависимости от таких же указанных выше характеристик.
Также в контексте экономической деятельности и безопасности государственной системы, экономическая безопасность подразумевает под собой реализацию сформулированных национальных экономических интересов, а также комплекс мероприятий по их реализации [2].
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет некоторых приоритетов Обеспечение экономической безопасности.
- Одним из основных приоритетов является обеспечение суверенитета и независимости, а также территориальной целостности государство, я защита прав и свобод своим граждан.
- Реализация собственных интересов с учётом международного права.
- Сохранение и укрепление отечественной экономики, потенциала её развития, а также увеличение роли протекционизма отечественного производства [3].
Ещё одним важным документом является Стратегия обеспечения экономической безопасности. Она включает в себя не только определение экономической безопасности на уровне государства, но и определяет перечень рисков угроз, которые могут негативно сказываться на развитии политической экономической ситуации в стране. Помимо этого, документ также включает в себя цели и направления для реализации целью непосредственного обеспечения экономической стабильности. К таким целям документа относятся развитие экономической Независимости, повышение устойчивости экономики к воздействию различных внешних и внутренних факторов, которые в свою очередь могут негативно сказаться на развитии экономики, обеспечение экономического роста научно-технической сферы для уменьшения зависимости от зарубежных партнёров и стимулирования внутреннего производства [4].
В области внешнеэкономической деятельности существуют следующие приоритеты: обеспечение экономических интересов с учётом текущей об обстановки, увеличение экспортного потенциала за счёт внутреннего производства и формирования излишков продукции, поддержка к Отечественным экспортёрам на внешних рынках для обеспечения я их конкурентоспособности и востребованности в отечественном продукте, а также контроль за учётом текущих обязательств перед другими партнёрами.
Внешнеэкономическая деятельность, а также результаты являются отражением различных качественных и количественных показателей конкретной экономической системы. Это формирует внешнеэкономическую безопасность как результат устойчивости к внешним и внутренним риск факторам, а также обеспечение различных государственных интересов во внешнеэкономической сфере [5].
Среди основных видов рисков и угроз внешнеэкономической безопасности можно выделить слабое привлечение иностранных инвестиций, значительное доминирование объёмов внешнего долга на валовым внутренним продуктом и производственными мощностями страны, частый дефицит бюджета, а также превалирование иностранных компаний в хозяйственной деятельности страны и отток капитала [6].
Таким образом для обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности необходимо взаимодействие множества структур.
Экономическая безопасность внешнеэкономической деятельности заключается в обеспечении её национальных интересов в аспекте внешнеэкономической деятельности, а также влияние на мировое хозяйство. Мировой рынок представляет из себя постоянную конкуренцию за определённые виды благ и преимуществ, что также обеспечивает необходимость постоянной модернизации и развитие системы безопасности внешнеэкономической деятельности и экономики в целом.