Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций

Экономическая нестабильность, изменчивость среды бизнеса, учащение экономических кризисов оказывают огромное влияние на финансовую устойчивость и стабильность организаций разных отраслей и форм собственности.

Аннотация статьи
конкурсное производство
заложенное имущество
федеральный закон
банкротство
кредитная организация
Ключевые слова

В России все большее количество организаций становятся неспособными отвечать по своим обязательствам, что в дальнейшем зачастую приводит к банкротству. Для предприятия жизненно важной является способность оценивать свою платежеспособность и определять степень угрозы банкротства, а также наступления других финансовых рисков. Данная проблема становится очень актуальной в современном обществе.

Банкротство является необходимым условием для благоприятного развития экономических отношений. Принимая во внимание современное положение дел, связанных с несостоятельностью (банкротством), государство ставит перед собой цель упорядочения общественных отношений, складывающихся в данной правовой отрасли, создания правового режима, целесообразного обеспечения баланса частных и публичных интересов различных субъектов права, которые вовлечены в процедуры банкротства.

Причины, обуславливающие банкротство коммерческих организаций могут быть различными, однако, все эти субъекты оказываются в ситуации, когда они не в состоянии выполнить свои обязательства перед кредиторами. В этой связи законодательство о банкротстве приобретает важнейшую роль. Институт банкротства призван не только урегулировать отношения между неплатежеспособными должниками и их кредиторами, но и обеспечить применение всех возможных средств для восстановления их платежеспособности.

Так все-таки что же такое банкротство организаций и при каких условиях оно наступает? Для того чтобы разобраться в этих вопросах обратимся к первоисточнику. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гласит: «Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [1]. Должником в данной ситуации может выступать как гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель), так и юридическое лицо. Признаком банкротства выступает неспособность должника исполнить свои обязательства в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Процедура банкротства играет большую роль в повышении эффективности работы аппарата управления компанией, а также регулировании процессов, связанных с хозяйственным оборотом.

В этой связи исследование института несостоятельности (банкротства) и процедур, применяемых в делах о банкротстве коммерческих организаций, является весьма актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Современный этап законодательства Российской Федерации в отношении регулирования проблем банкротства связан с принятием Федерального закона №127-ФЗ от 22.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», вступившим в действие в декабре 2002 года. Данный Закон вносит значительные дополнения и нововведения в части регулирования банкротства (несостоятельности). Первостепенное внимание уделяется процедурам банкротства, которые дополняются реабилитационной стадией – финансовым оздоровлением должника; пересматривается очередность удовлетворение кредиторских требований, а также значительно расширяется глава об особенностях банкротства отдельных категорий должников и конкретизируются другие процессуальные вопросы.

В российской правовой науке существуют различные варианты смыслового использования определений несостоятельности и банкротства, но юридическая наука требует достаточно четкого понятийного аппарата и строгой определенности применяемых юридических дефиниций. Поэтому при анализе института несостоятельности, важное значение приобретает определение понятий несостоятельности и банкротства, а также выявление общего и особенного, присущих каждой из этих категорий.

Институт банкротства – комплексный институт права. Отсюда большая часть проблем: противоречия в судебной практике, «формальные» противоречия законодательных актов, направленных на регулирование несостоятельности (банкротства).

Согласно ст. 32 Закона, в Арбитражном суде рассматриваются все дела, непосредственно связанные с банкротством юридических лиц. Регламентирующие процесс правила, прописанные в АПК РФ, дополняются особенностями, содержащимися в Законе. Место рассмотрения дела соответствует местонахождению коммерческой организации.

Если требуемая от должника кредиторами сумма превышает 300 000 рублей, и прошло три месяца с момента последнего исполнения финансовых обязательств должником, в арбитражный суд подается заявление о признании должника банкротом.

Суд принял к производству все заявления с разъяснением каждому заявителю о том, что их требования будут рассмотрены в порядке очерёдности.

В рамках дела о банкротстве должника первоначально будет проведена проверка обоснованности заявления о признании должника банкротом.

Все участники процесса банкротства, согласно Закону, делятся на две группы:

  • первую группу составляют участники дела о банкротстве;
  • во второй группе – участники арбитражного процесса по делу о банкротстве.

Согласно ст. 34 Закона, участники дела о банкротстве это: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления тех субъектов РФ, где находится должник; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Данная статья не упоминает среди участников дела о банкротстве такие важные субъекты, как третьи лица – участники заключения мирового соглашения и лица, предоставляющие обеспечение (поручительство) для введения внешнего управления в отношении градообразующего должника. На наш взгляд, данный пробел законодательства должен быть устранен.

Ст. 35 Закона даёт перечень лиц–участников процесса дела о банкротстве в Арбитражном суде: представитель работников должника; представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия; представитель учредителей (участников) должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом.

Также в судебном процессе могут принимать участие представители: саморегулируемой организации арбитражных управляющих; органа по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих; кредиторы по действующим платежам, если в деле рассматриваются вопросы о нарушении их прав.

Арбитражный суд принимает заявление в письменной форме, подписанное руководителем должника или лицом, которое уполномочено, согласно учредительным документам, подавать заявления о банкротстве юридического лица. Подпись может поставить и иное лицо, у которого есть нотариально заверенная доверенность представителя должника. Заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями, прописанными в ст. 37 Закона. Нюанс применения положений п. 1 ст. 37 нормативного документа со ссылкой на ч. 1 ст. 223 АПК РФ заключается в том, что положения Закона имеют преимущества по отношению к общим правилам АПК РФ. Лишь специальные нормы названого Закона могут определить решение об оставлении заявления без движения, принятии его и возвращении. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве коммерческой организации (далее – дела о банкротстве) применяются следующие процедуры:

  1. наблюдение;
  2. финансовое оздоровление;
  3. внешнее управление;
  4. конкурсное производство;
  5. мировое соглашение;
  6. конкурсное производство.

Согласно ст. 18.1 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке, не допускается. Конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в ходе финансового оздоровления и внешнего управления вправе обратить взыскание на заложенное имущество должника, если должник не докажет, что обращение взыскания на указанное имущество должника сделает невозможным восстановление его платежеспособности. Вопрос о возможности обращения взыскания на заложенное имущество должника решается арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению конкурсного кредитора, требования которого обеспечены залогом данного имущества.

При реализации заложенного имущества требования конкурсного кредитора по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, подлежат удовлетворению за счет средств, вырученных от реализации заложенного имущества. Не удовлетворенные за счет средств, вырученных от реализации предмета залога, требования конкурсного кредитора по обязательствам, которые были обеспечены залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.

В современных условиях экономической нестабильности, изменчивости среды бизнеса и учащения финансово-экономических кризисов риск возникновения банкротства присутствует у большого числа предприятий.

На сегодняшний день, статистика по делам о банкротстве является убедительным подтверждением того факта, что в реалиях современной российской экономики всестороннее изучение вопросов, касающихся банкротства организаций, остается довольно актуальной темой.

По представленным выше данным можно заметить, что наблюдается тенденция к росту числа поступивших заявлений о признании должника банкротом и росту числа завершившихся производств по делам о банкротстве.

Особенно резкое увеличение поступивших заявлений о признании должника банкротом можно наблюдать в 2020 году. Вероятнее всего это связано с вступлением в силу с 1 октября 2015 года Федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" от 29 декабря 2014 г. №476-ФЗ, который вводит детальное регулирование института банкротства физических лиц.

Данный факт объясняется тем, что, казалось бы, огромное число предприятий-банкротов в данных городах является ничтожно малым по сравнению с общим числом зарегистрированных юридических лиц.

Какие из секторов экономики являются самыми рискованными с точки зрения возникновения банкротства.

По статистике банкротству больше всего подвержены отрасли оптовой и розничной торговли, строительства, коммерческих услуг, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, электроэнергетики, финансовой деятельности, производства пищевых продуктов, машиностроения и металлургии.

Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день основой правового регулирования несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127.

В связи с этим, изучение управления финансовой стабильностью, процессами предотвращения банкротства приобретает особую значимость. Объективная оценка вероятности банкротства позволяет своевременно реагировать на возникновение кризисных ситуаций, принимать эффективные управленческие решения. Чтобы на ранних стадиях могли быть выявлены проблемы с платежеспособностью предприятия и возможные риски наступления банкротства, стоит особое внимание уделить методикам диагностики банкротства, которые позволяют оперативно оценить финансовое состояние предприятия. Ведь чем раньше будут обнаружены возникшие проблемы на предприятии, тем больше у руководства шансов своевременно принять необходимые управленческие решения, стабилизировав при этом финансовое состояние предприятия и сократив возможные потери.

Текст статьи
  1. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3 и 4.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации с таблицей изменений и с путеводителем по судебной практике.
  4. Постановление Правительства РФ "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" от 19 сентября 2003 г. № 586.
  5. Постановление Правительства РФ "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" от 29 мая 2004 г. № 257 (с изменениями и дополнениями от 21.12.2016).
  6. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов" от 9 июля 2004 г. № 345.
  7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» от 25 июня 2003 г. № 36
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2015. – № 12.
  9. О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 г. № 93 // Вестник ВАС Российской Федерации. 2005. № 10. С.78-7
  10. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 № 63 (ред. от 30.07.2013) «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник ВАС РФ. – 2011. – № 3.
  11. Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 23 декабря 2010 г. № 63.
  12. Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» от 22 июня 2012 г. № 35.
  13. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
  14. Постановление Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 97.
  15. Постановление Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" от 13 октября 2015г. № 45.
  16. Постановление Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 г. Москва "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве".
  17. Баранова А.Н., Гусева Т.А., Чуряев А.В. Принудительная ликвидация юридического лица: научно-практическое пособие, 2019.
  18. Баренбойм П. Правовые основы банкротства: Учеб. пособие. М., 2020.
  19. Бруско Б.С. Категория защиты в российском конкурсном праве. М.: Волтерс Клувер, 2020.
  20. Витрянский В.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». М., 2018.
  21. Витрянский В.В. Как реформировать законодательство о банкротстве / Законодательство. М.: Гарант, 2019.
  22. Габов. А.В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. – М.: Статут, 2020. – 253 с.
  23. Турбанов А.В. Концепция деятельности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» как «конкурсного управляющего» // Дис. доктора юрид. наук. Банковское право, 2020.
Список литературы