Вторая половина XX века характеризуется как время стремительного развития индустрии досуга.
Досуг и развлечение являются одной из важнейших сфер жизни человека. Активные изменения в социальной сфере и желание людей интересно и с пользой проводить свободное время явилось «триггером» бурного развития индустрии досуга.
Сегодня индустрию досуга можно представить как промышленное производство культурных услуг в условиях массового потребления.
«Современная отечественная индустрия досуга и развлечений не только является значимой частью экономики страны, но занимает важное место в системе производства и потребления культурных благ. Индустрия развлечений предоставляет разнообразные культурные услуги» [1, с. 175].
Появился значимый по масштабам сектор предприятий, избравших сферой своей деятельности представление услуг по организации отдыха в досуговых центрах, тематических парках, кинотеатрах, цирках, галереях, кафе, студиях развития детей, агентствах по организации свадебных торжеств, юбилейных мероприятий и т. д.
Досуговая продукция, в частности, развлекательные культурно-досуговые программы для различных категорий населения, предлагаемые аудитории, в первую очередь, ориентированы на получение прибыли.
«В этой связи особую актуальность приобретает изучение индустрии досуга с позиции выявления ее воспитательного, культуросозидающего потенциала, который находит выражение в социально-культурных технологиях, обеспечивающих всестороннее и творческое развитие личности в условиях свободного времени» [2, с. 100].
В условиях современного общества создатели культурного продукта должны, помимо цели – заработать на предоставлении услуги в сфере досуга, осознавать, что транслируют и утверждают те или иные ценностные ориентиры. Понимать, что обладают возможностью психологического воздействия на сознание потребителя, чтобы «вживить» в него ценности нравственного образа жизни.
От ценностных ориентиров, которые транслируют учреждения индустрии досуга, зависит не только качество создаваемого культурного продукта, но и формируемая культура социума.
В связи с этим, к специалистам, осуществляющим деятельность в сфере индустрии досуга предъявляются достаточно высокие требования: надлежащая ориентация в предоставлении услуг, профессиональные знания в области сценарного моделирования и навыки постановщика, знание специфики организации досуга различных групп населения, его потенциальных возможностей, наличие деловых знаний, умений, навыков, инициативность, знание психологических особенностей различных социально-демографических групп.
Профессор Н.К. Бакланова в учебном пособии «Профессиональное мастерство специалиста культуры» определяет «профессионализм как базу, необходимую ступень подготовки для достижения мастерства, предполагающую наличие определенной суммы знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности» [3, с 223].
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению «Социально-культурная деятельность» профиль «Социально-культурные технологии в индустрии досуга» базовыми компетенциями являются следующие:
- способность осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации;
- готовность к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности;
- способность к художественному руководству клубным учреждением, парком культуры и отдыха, научно-методическим центром, центром досуга и другими аналогичными организациями;
- готовность к разработке целей и приоритетов творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуротворческие, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативные);
- готовность к участию в апробации и внедрении новых технологий социально-культурной деятельности;
- способность проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения запросов, интересов с учетом возраста, образования, социальных, национальных, гендерных различий групп населения;
- готовность к оказанию консультативной помощи специалистам социально-культурной сферы [4, с. 11].
В институте истории, государственного управления, права и социально-гуманитарных наук, на кафедре социально-культурных коммуникаций и медиации Приднестровского Государственного университета им. Т.Г.Шевченко в рамках направления 51.03.03 – Социально-культурная деятельность в 2017 году был открыт профиль «Социально-культурные технологии в индустрии досуга».
Процесс обучения специалистов был ориентирован на изучение деятельности учреждений индустрии досуга в г. Тирасполь: условий труда, материально-технической базы, спектра представляемых услуг, их качества В процессе обучения студенты, проходя практику в государственных учреждениях культуры, во внеучебное время работали в качестве аниматоров в учреждениях индустрии досуга – праздничных агентствах г. Тирасполь, занимающимся организацией и проведением культурно-досуговых программ для детской аудитории.
Возможность участия в работе праздничных агентств позволила студентам собрать аналитический материал, обобщив который они смогли разработать рекомендации по оптимизации деятельности и улучшению качества услуг, предоставляемых учреждениями индустрии досуга детской аудитории.
Одним из существенных недостатков работы праздничных агентств, занимающихся организацией культурно-досуговых программ для детской аудитории, студенты считают: недостаточную компетентность специалистов: сценаристов и постановщиков. Отмечено: формально, с нарушением технологии разрабатывается драматургическая основа постановки. Программы, предлагаемые детской аудитории, в основном, ориентированы на реализацию развлекательной функции. Обязательность педагогической направленности, формулирование и достижение воспитательной цели программы не являются приоритетом драматургии программ для детей. Зачастую, сюжет программы слабо организован логически, по сути, и представляет собой перечень игровых модулей. Персонажи подбираются, исходя и костюмного фонда агентства, и это зачастую является сюжетообразующим фактором, в работе над сценарием.
С целью изучения состояния индустрии досуга в регионе в учебном процессе студентов профиля «Социокультурные технологии в индустрии досуга» кафедры социокультурных коммуникаций и медиации института государственного управления, права и социально-гуманитарных наук Приднестровского государственного университета им. Т.Г.Шевченко основной акцент сделан на практико-ориентированном обучении, учитывающем виды профессиональной деятельности, в частности: творческо-производственная деятельность, организационно-управленческая деятельность, проектная деятельность, педагогическая деятельность.
Практико-ориентированная подготовка специалистов заключается в освоении ими специфических особенностей индустрии досуга на современном этапе, которые включают: владение современными культурными практиками и технологиями социально-культурной деятельности, а также и организационно-управленческими навыками.
Современные реалии требуют от будущего специалиста адекватного восприятия изменений, происходящих в досуговой сфере, которые он должен учитывать в своей профессиональной деятельности. Именно формирование ключевых профессиональных компетенций и постановка конкретных целей даст необходимый уровень практической подготовки, позволяющей в успешно осуществлять профессиональную деятельность в сегменте индустрии развлечений и создавать качественный культурный продукт.