Тенденции и перспективы развития гастрономического туризма в Ивановской области

Туризм является неотъемлемой частью человеческой жизни. Благодаря ему человек может восстановить как моральное, так и физическое здоровье. Также туризм является одной из самых развивающихся отраслей. Каждый год появляются новые направления. Одним из таких направлений является гастрономический туризм (гастротуризм). В статье проанализированы возможности гастротуризма в Ивановской области. В результате исследования проанализирован гастрономический туризм как отдельное направление, проанализированы ресурсы Ивановской области для развития гастрономического туризма, проанализированы результаты социального опроса среди потенциальных гастротуристов.

Аннотация статьи
гастрономический туризм
туристический продукт
гастрономическая экскурсия
русская кухня
Ключевые слова

Гастрономия стала незаменимым элементом для знакомства с культурой и образом жизни во время путешествий. Данный вид туризма воплощает в себе все традиционные ценности, связанные с новыми тенденциями в туризме: уважение к культуре и традициям, здоровый образ жизни, аутентичность, устойчивость, опыт. Эта ведущая роль гастрономии при выборе туристического направления привела к росту гастрономического предложения, основанного на высококачественных местных продуктах, и появлению отдельного рынка для продовольственного туризма [1, с. 65].

На данный момент гастрономический туризм - одно из популярных направлений в Европе и активно развивающееся направление в России. Развитие сферы гастрономического туризма привело к созданию специальных фирм, которые организуют туры для знакомства с зарубежными национальными кухнями.

На законодательном уровне нет понятия гастрономической экскурсии, как и гастрономического туризма. Но в статье «Гастрономические экскурсии как новое направление развития регионального туризма» автор статьи И. В. Кедрова предлагает определение и классификацию гастрономических экскурсий: «Гастрономическая экскурсия - это возможность попробовать на вкус новый город или местность, принять участие в дегустации, мастер-классе по приготовлению того или иного блюда, узнать кулинарные привычки и традиции того или иного общества, во главу угла которых поставлены вкусовые впечатления» [3, с. 32].

В рамках таких туров большую актуальность набирают различного рода мастер-классы, экскурсионная практика и так далее. По статистике для 40% туристов основным запросом является знакомство с национальной кухней. Они тратят более 30% своего бюджета на гастрономические удовольствия [2, с. 5].

В рамках комплексных программ и гастрономических туров решается сразу несколько задач. Во-первых, организуется дегустация напитков и блюд для познания культурных особенностей региона через еду. Во-вторых, происходит получение специальных знаний по технологиям приготовления конкретных блюд национальной и региональной кухни, что позволяет перенять опыт и культурные ценности. Гастрономический туризм может быть частью комплексного тура или же обладать некоторыми признаками других видов туризма, по которым можно провести классификацию:

  • сельский («зеленый) гастрономический туризм;
  • деловой (городской) гастрономический туризм;
  • событийный (фестивальный) гастрономический туризм;
  • культурно-познавательный гастрономический туризм [4, с. 58].

Если рассматривать целевую аудиторию данного вида туризма, то она зависит от программы. Стандартные гастрономические туры пользуются популярностью у обычных туристов в качестве альтернативы традиционному виду отдыха, который уже надоел. Также гастрономические туры ориентированы и на туристов-гурманов, которые рассматриваются в качестве ценителей изысканных напитков и традиционной кухни. Участниками гастротуров нередко становятся туристы с профессиональными знаниями в области кулинарии и искусства по приготовлению напитков.

Разработка туристского маршрута гастрономического тура является основным элементом технологии туристского обслуживания. Прежде, чем приступать к проектированию маршрута гастрономического тура, необходимо провести исследование туристских ресурсов, в особенности историко-культурных, по предполагаемой трассе маршрута, изучить предприятия питания, на базе которых будут проходить основные мероприятия тур.

Самые востребованные у российских туристов гастро-активности – это винные и сырные дегустации, посещение фермерских хозяйств и рынков, ресторанов авторской кухни, мастер-классы по приготовлению различных региональных специалитетов.

В последнее время в России стала активно расширяться сеть ресторанов, специализирующихся на кухне коренных народов. Ярким примером может быть развитие ресторанов в Кинешме Ивановской области.

На данный момент в России большим спросом пользуются туры выходного дня, на которые не нужно тратить много времени на организацию мероприятий по посещению мест, где можно употребить разные блюда и напитки, а также различные гастрономические продукты. В данные туры включено посещение ресторанов, музеев, которые посвящены продуктам пищевой промышленности или сельского хозяйства, а также фермы и прочие места национально-культурной значимости [5, с. 138].

К гастрономическому туризму также относятся и гастрономические фестивали. Гастрономические фестивали более массовые, но несмотря на это, они также погружают туристов в национальную кухню и ее особенности. Каждая российская область славится своими кулинарными традициями, и Ивановская не является исключением. Здесь можно отведать очень интересные блюда, отправившись в путешествие по ее городам и небольшим населенным пунктам. Традиционные блюда Ивановской области, рецепты которых передаются из поколения в поколение, радуют своим разнообразием.

Для того чтобы лучше понимать потребности потенциальных туристов, было проведено анкетирование, в котором участвовало 232 человека. Женщин и мужчин было примерно одинаковое количество. Седи опрошенных в возрасте 18-25 лет оказалось 43 человек (18%), в возрасте 25-35 лет оказалось 139 человек (60%), в возрасте от 35 и выше оказалось 50 человек (21,6%).

В ходе исследования удалось выяснить, что большинству респондентам интересен гастрономический туризм как отдельное направление 209 человек (90%).

Распределение ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, относится к гастрономическому туризму?» представлено на рисунке ниже.

Рис. Распределение ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, относится к гастрономическому туризму?»

По результатам исследования, стало известно, что к гастрономическому туризму большинство респондентов относят дегустации национальных блюд и напитков 226 человек (97%), посещение виноградников и дегустацию различных сортов вина 200 человек (86%), посещение пивоварни и дегустацию различных сортов пива 169 человек (72%), менее популярным ответами были обучение и получение знаний в области кулинарии 142 человек (61%) посещение фабрик по производству продукции 111 человек (48%) и посещение рынков с целью приобретения необычных продуктов 61 человек (26%).

В ходе исследования удалось выяснить, что более приемлемой суммой респонденты считают 4500-5500 рублей 113 человек (49%) и от 5500 рублей и более 77 человек (33%), 3500-4500 рублей 24 человека (10%). Практически одинаковое количество голосов распределилось под вариантами 2000-2500 рублей 6 человек (2%), 2500-3500 рублей 9 человек (4%). Также респонденты отметили, что не готовы потратить более 10000 рублей.

Более оптимальной продолжительность экскурсии респонденты считают 3-4 часа 134 человек (59%), 26% опрошенных считают 2-3 часов, 14% ответили 4-5 часа, 2% - 1-2 часа и меньше 1% - от 5 часов и более.

В ходе исследования было выявлено, что всего 16,4% респондентов заинтересованы в посещении достопримечательностей во время экскурсии. Большинство респондентов 67,2% не считают нужным посещать достопримечательности и у 16,4% ответ на вопрос вызвал затруднение.

По результатам исследования было выявлено, что для большинства респондентов важно наличие мастер-классов в программе экскурсии 153 человек (57%), также стоит отметить, что 51 человеку (22%) не нужны мастер-классы и 48 человек (21%) не смогли определиться с ответом.

Таким образом, по завершению анкетирования было выявлено, что большинство опрошенных хорошо знакомы с понятием «гастрономический туризм» и данный вид туризма привлекает респондентов. Но не смотря на привлекательность гастротуризма, опыт в данном виде туризма был у меньшинства респондентов. Также стоит отметить, что концепция «Ивановской кухни» (фритюрный пирог, луковое варенье, парский калач) привлекает респондентов. Эти данные можно обосновать тем, что данный вид туризма только набирает свою популярность и предложений на рынке услуг достаточно мало.

Проанализировав гастрономический туризм в ивановской области, можно сделать вывод о том, что данный вид туризма активно развивается и это даёт свои плоды. Стоит обратить внимание на тот факт, что гастрономический туризм как отдельное направление появился на туристском рынке совсем недавно. В развитии заинтересованы не только власти города, но и предприниматели в области ресторанного бизнеса.

Текст статьи
  1. Жигулева Н. А. Гастрономический туризм как один из ключевых трендов в сфере туризма / Н.А. Жигулева, Ю.В. Таранова // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : 19-ой Международной конференции студентов и аспирантов и XIII международного «Конкурса научных работ студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей» / Санкт-Петербургский государственный университет. – Санкт-Петербург 2020. С. 65-71.
  2. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Синицына А.А., Казначеев Д.А. Направления гастрономического туризма в России / С.Н. Казначеева, Н.В. Быстрова, А.А. Синицына, Д.А. Казначеев // Вестник Евразийской науки. - 2019. - №6. – С. 5-14
  3. Кедрова И.В. Гастрономическая экскурсии как новое направление развития регионального туризма / И.В. Кедрова // Общество, экономика, управление. – 2018. – №1. – С. 32–36.
  4. Локша А.В. Особенности развития гастрономического туризма в Приморском крае / А.В Локша, Н.И. Петрова // Вестник НГИЭИ. – 2018. – №12. – С. 58-68.
  5. Пахарь В.В. Состояние и направления развития гастрономического туризма в мире и в России / В.В Пахарь // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №7. – С. 138-142.
Список литературы