Гастрономия стала незаменимым элементом для знакомства с культурой и образом жизни во время путешествий. Данный вид туризма воплощает в себе все традиционные ценности, связанные с новыми тенденциями в туризме: уважение к культуре и традициям, здоровый образ жизни, аутентичность, устойчивость, опыт. Эта ведущая роль гастрономии при выборе туристического направления привела к росту гастрономического предложения, основанного на высококачественных местных продуктах, и появлению отдельного рынка для продовольственного туризма [1, с. 65].
На данный момент гастрономический туризм - одно из популярных направлений в Европе и активно развивающееся направление в России. Развитие сферы гастрономического туризма привело к созданию специальных фирм, которые организуют туры для знакомства с зарубежными национальными кухнями.
На законодательном уровне нет понятия гастрономической экскурсии, как и гастрономического туризма. Но в статье «Гастрономические экскурсии как новое направление развития регионального туризма» автор статьи И. В. Кедрова предлагает определение и классификацию гастрономических экскурсий: «Гастрономическая экскурсия - это возможность попробовать на вкус новый город или местность, принять участие в дегустации, мастер-классе по приготовлению того или иного блюда, узнать кулинарные привычки и традиции того или иного общества, во главу угла которых поставлены вкусовые впечатления» [3, с. 32].
В рамках таких туров большую актуальность набирают различного рода мастер-классы, экскурсионная практика и так далее. По статистике для 40% туристов основным запросом является знакомство с национальной кухней. Они тратят более 30% своего бюджета на гастрономические удовольствия [2, с. 5].
В рамках комплексных программ и гастрономических туров решается сразу несколько задач. Во-первых, организуется дегустация напитков и блюд для познания культурных особенностей региона через еду. Во-вторых, происходит получение специальных знаний по технологиям приготовления конкретных блюд национальной и региональной кухни, что позволяет перенять опыт и культурные ценности. Гастрономический туризм может быть частью комплексного тура или же обладать некоторыми признаками других видов туризма, по которым можно провести классификацию:
- сельский («зеленый) гастрономический туризм;
- деловой (городской) гастрономический туризм;
- событийный (фестивальный) гастрономический туризм;
- культурно-познавательный гастрономический туризм [4, с. 58].
Если рассматривать целевую аудиторию данного вида туризма, то она зависит от программы. Стандартные гастрономические туры пользуются популярностью у обычных туристов в качестве альтернативы традиционному виду отдыха, который уже надоел. Также гастрономические туры ориентированы и на туристов-гурманов, которые рассматриваются в качестве ценителей изысканных напитков и традиционной кухни. Участниками гастротуров нередко становятся туристы с профессиональными знаниями в области кулинарии и искусства по приготовлению напитков.
Разработка туристского маршрута гастрономического тура является основным элементом технологии туристского обслуживания. Прежде, чем приступать к проектированию маршрута гастрономического тура, необходимо провести исследование туристских ресурсов, в особенности историко-культурных, по предполагаемой трассе маршрута, изучить предприятия питания, на базе которых будут проходить основные мероприятия тур.
Самые востребованные у российских туристов гастро-активности – это винные и сырные дегустации, посещение фермерских хозяйств и рынков, ресторанов авторской кухни, мастер-классы по приготовлению различных региональных специалитетов.
В последнее время в России стала активно расширяться сеть ресторанов, специализирующихся на кухне коренных народов. Ярким примером может быть развитие ресторанов в Кинешме Ивановской области.
На данный момент в России большим спросом пользуются туры выходного дня, на которые не нужно тратить много времени на организацию мероприятий по посещению мест, где можно употребить разные блюда и напитки, а также различные гастрономические продукты. В данные туры включено посещение ресторанов, музеев, которые посвящены продуктам пищевой промышленности или сельского хозяйства, а также фермы и прочие места национально-культурной значимости [5, с. 138].
К гастрономическому туризму также относятся и гастрономические фестивали. Гастрономические фестивали более массовые, но несмотря на это, они также погружают туристов в национальную кухню и ее особенности. Каждая российская область славится своими кулинарными традициями, и Ивановская не является исключением. Здесь можно отведать очень интересные блюда, отправившись в путешествие по ее городам и небольшим населенным пунктам. Традиционные блюда Ивановской области, рецепты которых передаются из поколения в поколение, радуют своим разнообразием.
Для того чтобы лучше понимать потребности потенциальных туристов, было проведено анкетирование, в котором участвовало 232 человека. Женщин и мужчин было примерно одинаковое количество. Седи опрошенных в возрасте 18-25 лет оказалось 43 человек (18%), в возрасте 25-35 лет оказалось 139 человек (60%), в возрасте от 35 и выше оказалось 50 человек (21,6%).
В ходе исследования удалось выяснить, что большинству респондентам интересен гастрономический туризм как отдельное направление 209 человек (90%).
Распределение ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, относится к гастрономическому туризму?» представлено на рисунке ниже.
Рис. Распределение ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, относится к гастрономическому туризму?»
По результатам исследования, стало известно, что к гастрономическому туризму большинство респондентов относят дегустации национальных блюд и напитков 226 человек (97%), посещение виноградников и дегустацию различных сортов вина 200 человек (86%), посещение пивоварни и дегустацию различных сортов пива 169 человек (72%), менее популярным ответами были обучение и получение знаний в области кулинарии 142 человек (61%) посещение фабрик по производству продукции 111 человек (48%) и посещение рынков с целью приобретения необычных продуктов 61 человек (26%).
В ходе исследования удалось выяснить, что более приемлемой суммой респонденты считают 4500-5500 рублей 113 человек (49%) и от 5500 рублей и более 77 человек (33%), 3500-4500 рублей 24 человека (10%). Практически одинаковое количество голосов распределилось под вариантами 2000-2500 рублей 6 человек (2%), 2500-3500 рублей 9 человек (4%). Также респонденты отметили, что не готовы потратить более 10000 рублей.
Более оптимальной продолжительность экскурсии респонденты считают 3-4 часа 134 человек (59%), 26% опрошенных считают 2-3 часов, 14% ответили 4-5 часа, 2% - 1-2 часа и меньше 1% - от 5 часов и более.
В ходе исследования было выявлено, что всего 16,4% респондентов заинтересованы в посещении достопримечательностей во время экскурсии. Большинство респондентов 67,2% не считают нужным посещать достопримечательности и у 16,4% ответ на вопрос вызвал затруднение.
По результатам исследования было выявлено, что для большинства респондентов важно наличие мастер-классов в программе экскурсии 153 человек (57%), также стоит отметить, что 51 человеку (22%) не нужны мастер-классы и 48 человек (21%) не смогли определиться с ответом.
Таким образом, по завершению анкетирования было выявлено, что большинство опрошенных хорошо знакомы с понятием «гастрономический туризм» и данный вид туризма привлекает респондентов. Но несмотря на привлекательность гастротуризма, опыт в данном виде туризма был у меньшинства респондентов. Также стоит отметить, что концепция «Ивановской кухни» (фритюрный пирог, луковое варенье, парский калач) привлекает респондентов. Эти данные можно обосновать тем, что данный вид туризма только набирает свою популярность и предложений на рынке услуг достаточно мало.
Проанализировав гастрономический туризм в Ивановской области, можно сделать вывод о том, что данный вид туризма активно развивается и это даёт свои плоды. Стоит обратить внимание на тот факт, что гастрономический туризм как отдельное направление появился на туристском рынке совсем недавно. В развитии заинтересованы не только власти города, но и предприниматели в области ресторанного бизнеса.