Главная
Конференции
Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире
Методика подготовки к выполнению ВПР в профессиональной образовательной организа...

Методика подготовки к выполнению ВПР в профессиональной образовательной организации

Автор(-ы):

Матвеева Дина Александровна

Кононыхина Лариса Николаевна

Калашникова Наталья Ивановна

Трухачёва Лариса Викторовна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

всероссийские проверочные работы
электронное образование
дистанционные технологии
образовательная организация

Аннотация статьи

В статье представлен анализ методики подготовки к выполнению ВПР студентами и преподавателями профессиональной образовательной организации.

Текст статьи

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Всероссийские проверочные работы – это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют усвоение знаний обучающихся по предмету.

С 2021 года проведение Всероссийских проверочных работ стало регулярным для обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Участниками ВПР СПО являются: – обучающиеся первых курсов по образовательным программам среднего профессионального образования, поступившие на базе основного общего образования, проходящие обучение по очной форме; – обучающиеся по программам СПО очной формы и завершившие в предыдущем учебном году освоение общеобразовательных предметов.

Количество ВПР СПО для обучающихся ПОО зависит от программы подготовки:

  1. обучающиеся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих выполняют одну проверочную работу с оценкой метапредметных результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) и Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО);
  2. по программам подготовки специалистов среднего звена – две проверочные работы: – проверочную работу с оценкой метапредметных результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) и Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО); – проверочную работу по учебному предмету, обусловливающему формирование профиля среднего профессионального образования (профильному учебному предмету).

Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования образовательного процесса, а органами управления образованием – для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития.

Ежегодное проведение ВПР в результате позволяет:

  1. Психологически подготовить студентов к экзаменам в дальнейшем;
  2. Определить качество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
  3. Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
  4. Даст возможность улучшить общую систему обучения.

Если говорить о подготовке к ВПР, то можно выделить три составляющие готовности к ним:

    • Информационная готовность (сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения и т.д.);
    • Предметная готовность (готовность по определённым предметам, умение выполнять задания);
    • Психологическая готовность (эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия).

Подготовку к ВПР преподаватели начинают с начала учебного года, с учетом результатов проверочных работ в предыдущем учебном году. В соответствии с этим вводятся в план урока подобные задания, которые могут встретиться в ВПР.

Как помочь обучающимся подготовиться к ВПР?

  1. Преподаватели в рамках своих учебных дисциплин составляют планы подготовки по предмету и доводят эту информацию до обучающихся. Важно дать студентам информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
  2. Преподаватели дают обучающимся возможность оценить их достижения в учебе. Обсуждая со студентами пройденный материал, делается акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Перед студентами ставятся достижимые краткосрочные учебные цели и демонстрируется, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
  3. Преподаватели регулярно проводят короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ. Обсуждаются основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР.
  4. При изучении учебного материала преподаватели применяют различные педагогические технологии, методы и приемы. Большой популярностью при подготовке к ВПР пользуются игровые технологии, так как позволяют преподнести учебный материал в непринужденной форме. Студенты не только участвуют в проведении различных викторин и олимпиад, но и самостоятельно готовят задания в различных игровых формах. Такие игровые формы применятся не только в рамках одной студенческой группы, но и среди других групп курса. Огромную роль при подготовке играет мотивация. Важно не только качественно подготовиться к выполнению ВПР, но и увлечь студентов, выявить их индивидуальные творческие способности, что позволяет стать конкурентоспособной личностью, а в дальнейшем и профессиональным специалистом.

В век современных технологий помогают осуществлять подготовку и цифровые образовательные ресурсы и платформы, которые позволяют проанализировать банки данных ВПР, ОГЭ и ЕГЭ прошлых лет, а также с помощью интерактивных тренажеров проверять уровень своих знания. Цифровые формы позволяют работать и с иллюстративным материалом, используя интерактивные контурные карты, интерактивные пазлы, когда студенты не просто запоминаю материал, но и сами его создают или моделируют, рассчитывают маршруты по географии или собирают пазлы, связанные с историческими событиями России. Только создавая задания творческого и проблемного характера, студенты активно включаются работу.

Кроме того, замечательной практикой подготовки к выполнению ВПР является осуществление наставничества «студент – студент», причем наставничество осуществляется не только в рамках группы, но и в рамках курса.

В ходе подготовки выявляются студенты, которые медленнее других усваивают материал, с такими обучающимися проводится индивидуальная дополнительная работа и консультации.

Огромное значение в подготовке студентов играет участие в различных всероссийских акциях, таких как «Исторический диктант», «Этнографический диктант», «Географический диктант», «Тотальный диктант», «Экологический диктант». Такие формы позволяют проверить свои знания, узнать что-то новое для себя, психологически привыкнуть к выполнению проверочных работ.

Помимо этого, промежуточная аттестация по учебным дисциплинам осуществляется по форме проведения ВПР, что позволяет студентам ещё раз проверить полученные знания и применить их на практике, а преподавателям – провести анализ работы по подготовке к ВПР, выявить недочёты и скорректировать работу до выполнения ВПР.

Список литературы

  1. Подготовка учащихся начальных классов к ВПР / Режим доступа: https://infourok.ru/podgotovka-uchashihsya-nachalnyh-klassov-k-vpr-6329019.html

Поделиться

578

Матвеева Д. А., Кононыхина Л. Н., Калашникова Н. И., Трухачёва Л. В. Методика подготовки к выполнению ВПР в профессиональной образовательной организации // Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 нояб. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 87-89. URL: https://apni.ru/article/4923-metodika-podgotovki-k-vipolneniyu-vpr-v-profe

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая