научный журнал «Актуальные исследования» #45 (124), ноябрь '22

Тенденции и перспективы развития мирового рынка легкового коммерческого электротранспорта

В статье представлены результаты исследования мирового рынка легковых электрических коммерческих автомобилей. Установлено, что в настоящее время сложились благоприятные условия его развития, чему способствует восстановление отложенного спроса и постепенное наращивание темпов роста экономики как в развитых, так и в развивающихся странах. Исследования показали, что спрос на легковые электрические коммерческие транспортные средства обусловлен обновлением и расширением автомобильного парка, введением строгих норм выбросов, требованием постепенного отказа от автомобилей, работающих на ископаемом топливе, снижением стоимости электромобилей и повышением их производительности, а также благодаря государственной поддержке приобретения новых электромобилей.

Аннотация статьи
субсидии
налоговые льготы
электрические фургоны
легковые электромобили
коммерческий электротранспорт
эксплуатационные расходы
Ключевые слова

Введение. Глобализация мировой экономики и рост конкуренции в большинстве секторов способствуют внедрению энергоэффективной «зеленой» системы автомобильных перевозок, которая может привести как к экономическим, так и к экологическим улучшениям. Продажи электромобилей растут благодаря сочетанию политики поддержки, усовершенствования аккумуляторных технологий, расширения инфраструктуры зарядки и выпуска новых привлекательных моделей от автопроизводителей. Распространение электрификации на новые сегменты автомобильного рынка создает благоприятную почву для грядущих изменений на рынке наземного электрического коммерческого транспорта [1, с. 6].

Сущность и классификация наземных электрических коммерческих транспортных средств. В настоящее время, широкое распространение получила классификация наземных электрических коммерческих транспортных средств по типу ТС, силовой установке и выходной мощности (рис.). Однако, она не является исчерпывающей, поскольку не учитывает национальные особенности законодательства отдельных стран и требования технических регламентов к классификации транспортных средств. Кроме того, при отнесении ТС к категории коммерческих следует исходить из их способности приносить доход (прибыль) собственнику за счет использования их в технологическом процессе (содействие мобильности персонала компании), оказания услуг (грузовые и пассажирские перевозки) и другое.

Рис. Универсальная (базовая) система классификации наземных электрических коммерческих транспортных средств

Исследование эффективности коммерческой эксплуатации электрических ТС. Сегодня коммерческие электромобили рассматриваются многими экологически группами и организациями как потенциальное решение проблемы неблагоприятного влияния автотранспорта на экологию городов [3, с. 703]. Как показывают исследования, в США стоимость энергозатрат электрических коммерческих автомобилей (ECV) почти в четыре раза ниже, чем у обычных дизельных грузовиков, в расчете на милю пробега при текущих рыночных ценах [2, с. 136]. В то же время ECV примерно в три раза дороже с точки зрения затрат на покупку, но вместе с тем, они проще и дешевле в обслуживании. Однако, пользователи, при принятии решения о приобретении электромобиля, сталкиваются с неопределенностью в отношении срока службы батареи и связанными с этим долгосрочными затратами, а, также, ограничениями по дневному пробегу без подзарядки. Несмотря на это, результаты анализа безубыточности показывают, что снижение цены на электрические коммерческие автомобили на 9–27 % может значительно повысить их конкурентоспособность на рынке США при условии среднегодового пробега не менее 20 тыс. километров [2, с. 136].

Результаты исследований эффективности использования электрического наземного транспорта в Европе, также указывают на её обусловленность назначением EVC, отраслевыми и национальными условиями эксплуатации. Так, анализ статистической информации корпоративных автопарков Австрии и Германии, собранной с использованием глобальной системы позиционирования (GPS), включая сведения о количестве задействованных транспортных средств, ежедневном пробеге и количестве ездок, позволил авторам во главе с Й. Клауэнбергом установить, что в Австрии наиболее благоприятные условия для электрификации парка легковых коммерческих автомобилей действуют в сфере производства и торговли, в то время как в Германии это преимущественно оптовая и розничная торговля [4, с. 209]. Исследования Л. Кристенсен на примере Дании и Германии показали, что легковые коммерческие автомобили с электрическим приводом лучше всего подходят для строительного сектора и здравоохранения [5, с. 59]. Кроме того, Эриком Фигенбаумом, на примере сервисных организаций Норвегии, доказана целесообразность замены части (42 %) автопарка дизельных легковых коммерческих автомобилей на электрические, с запасом хода не менее 170 км [6, с. 58]. Вместе с тем исследования Л. Кристенсен, Э. Фигенбаума, Й. Клауэнберга и других указывают на то, что в числе прочих причин, сдерживающих развитие коммерческого наземного электротранспорта в Европе, основным техническим барьером остается их узкий ассортимент [4, с. 209].

Коммерческий электрический транспорт и его место в экономике. По оценкам экспертов объем мирового рынка электрических коммерческих автомобилей вырастет с 353 тысяч единиц в 2022 году до 3 144 тысяч единиц к 2030 году при среднегодовом темпе роста 31,4%. Этому будет способствовать реализация мер государственной поддержки посредством субсидий и налоговых льгот как субъектам бизнеса использующих электромобили в коммерческой деятельности, так и их производителям. Кроме того, стимулировать спрос на коммерческий наземный электротранспорт, как ожидается, будут экономические программы, поддерживаемые правительствами своих стран, так и рост стоимости ископаемых ресурсов. В развивающихся странах основным драйвером спроса на коммерческий электротранспорт будет рост цен бензин и дизельное топливо. Кроме того, электрические коммерческие автомобили имеют более низкие эксплуатационные расходы по сравнению с коммерческими автомобилями с ДВС. Тем не менее, для обеспечения роста рынка потребуется постоянная поддержка со стороны правительства исследований в области разработки и создания новых типов аккумуляторных батарей, систем быстрой зарядки электромобилей, развития сетей специализированных зарядных станций для энергоемких ТС, таких как автобусы, фургоны, пикапы и грузовики.

Одним из перспективных направлений развития электротранспорта является производство фургонов. Ожидается, что в ближайшие годы они образуют один из крупнейших сегментов рынка электрических коммерческих автомобилей. Этому способствует рост секторов экономики как логистика и электронная торговля, которые должны выступить локомотивом развития рынка электрических фургонов для различных приложений, таких как доставка «последней мили» и услуги по распределению, а также более низкими эксплуатационными расходами и меньшим объемом текущего обслуживания. Это подтверждается намерениями и действиями таких компаний как Amazon, UPS, Flipkart и других. Так, в январе 2020 года американская компания UPS заказала 10 000 электрических фургонов у британской компании-стартапа в области электромобилестроения для поставки и эксплуатации в США, Великобритании и Европе к 2024 году. Компания Amazon в партнерстве с Rivian объявила о планах ввести в эксплуатацию к 2030 году 100 000 электрических фургонов для доставки. Кроме того, о планах перевести весь свой автопарк на электрические автомобили к 2030 году объявила индийская компания Flipkart.

Вторым перспективным направлением является сегмент коммерческих электромобилей с запасом хода до 250 км на одной зарядке. Он преимущественно представлен электрическими автобусами и фургонами с недорогими батареями.

Одним из лидеров в этом сегменте выступает китайская компания BYD. В январе 2021 года она выпустила на рынок США школьный автобус Type A с запасом хода 225 км, а, в июне 2021 года объявила о запуске первого в Бразилии полностью электрического автобуса местного производства в Кампосе. Модель выпускаемая в Бразилии имеет длину 22 метра, работает на литий-железо-фосфатных батареях и имеет запас хода 250 км на одной 3-часовой зарядке.

Помимо BYD в сегменте электрических ТС с ограниченным запасом хода (160 – 250 км) эффективно работают Yutong (Китай), AB Volvo (Швеция), VDL Groep (Нидерланды) и CAF (Испания). Эти компании также предлагают широкий спектр продуктов и решений для автомобильной промышленности. Кроме того, удержанию названными компаниями лидирующих позиций на рынке связано с наличием развитой дистрибьюторской сети на международном уровне, а также значительными вложениями средств в исследования и разработки новых продуктов.

Заключение. Таким образом, исследование тенденций и оценка перспектив развития мирового рынка коммерческого наземного электротранспорта показала, что в складывающихся условиях наиболее высокими темпами развиваются сегменты ТС «последней мили» и ТС с ограниченным запасом хода. Спрос на электрические ТС обусловлен более низкими эксплуатационными расходами, незначительными выбросами вредных веществ в атмосферу в процессе эксплуатации, а также различными формами государственной поддержки как производителей, так субъектов бизнеса их эксплуатирующих. Из этого следует, что в дальнейшем индустрия электрических коммерческих автомобилей будет расти в геометрической прогрессии.

Текст статьи
  1. Margaritis, D. Electric commercial vehicles: Practical perspectives and future research directions / D. Margaritis [et al.] // Research in Transportation Business & Management. – 2016. – Т. 18. – P. 4–10.
  2. Feng W., Figliozzi M. An economic and technological analysis of the key factors affecting the competitiveness of electric commercial vehicles: A case study from the USA market / W. Feng, M. Figliozzi // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. – 2013. – Т. 26. – P. 135–145.
  3. Feng, W. Conventional vs electric commercial vehicle fleets: A case study of economic and technological factors affecting the competitiveness of electric commercial vehicles in the USA / W. Feng, M. Figliozzi // Procedia-Social and behavioral sciences. – 2012. – Т. 39. – P. 702–711.
  4. Klauenberg, J. Potential users of electric mobility in commercial transport–identification and recommendations / J. Klauenberg, C. Rudolph, J. Zajicek // Transportation Research Procedia. – 2016. – Т. 16. – P. 202–216.
  5. Christensen, L. Suitability of commercial transport for a shift to electric mobility with Denmark and Germany as use cases / L. Christensen [et al.] // Research in Transportation Economics. – 2017. – Т. 64. – P. 48–60.
  6. Figenbaum, E. Can battery electric light commercial vehicles work for craftsmen and service enterprises? / E. Figenbaum // Energy Policy. – 2018. – Т. 120. – P. 58–72.
Список литературы