Образовательный проект как одна из форм развития творческого потенциала ученика

Статья посвящена роли образовательного проекта в процессе развития творческого потенциала ученика.

Аннотация статьи
творчество
развитие
творческая личность
образовательный проект
Ключевые слова

Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщенное определение: «Творчество – это деятельность, порождающее нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». Любая творческая деятельность способствует развитию мышления. «Развивая творческое мышление, учитель пробуждает и развивает духовные силы, которые создают основу для развития творческой личности, базу, без которой мы придём к духовному опустошению», – писал немецкий композитор и музыкальный педагог К. Орф [4, c.42]. В конце ХХ века многие ученые и общественные деятели отмечали, что успех развития общества зависит от количества людей способных к творчеству. Живя в XXI веке, мы видим, что развитие новых технологий повлекло за собой возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческая индивидуальность каждого человека становится основным ресурсом развития общества. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается интерес к изучаемому предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий; формируются такие качества как любознательность, вера в себя.

 Способность к творчеству, в том числе и музыкальному творчеству, присуща каждому. Важно, видя эти способности в ребенке, вооружить его знаниями, навыками, создать условия для развития его одарённости. Для формирования опыта творческой деятельности одной классно-урочной системы недостаточно.

Решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности может происходить на основе новых педагогических технологий, включающих в себя возможности метода проектов.

Работая с учащимися по классу фортепиано, замечаешь, что современный ученик не похож на учеников, которые были 10-15 лет назад. Изменилась социально-экономическая ситуация в стране, увеличилась информационная нагрузка на детей, значительно возросло количество учебных часов в общеобразовательных школах. Реалии современного мира меняют вкусы, пристрастия, музыкальный язык, музыкальную атмосферу, в которой живут наши дети. Все это приводит к нежеланию постигать музыкальные науки. Несмотря на внешние обстоятельства, каждый педагог стремится держать планку своих музыкальных и педагогических требований. Независимо от степени одаренности каждому учащемуся следует привить звуковую культуру игры на фортепиано, научить понимать характер, форму и стиль музыкальных произведений. Таким образом, всеми силами создавать условия для формирования музыкальной, эстетической культуру учащихся. Музыка, музыкальная культура является одним из активных средств воздействия на ребенка, которое помогает совершенствовать мышление, способствует развитию памяти, речи, обогащает эмоциональную сферу, способствует формированию гармоничной личности. Музыкальное развитие ребёнка осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной, внеклассной и внешкольной работе.

Всё выше сказанное подводит к мысли о наполнении учебно-воспитательного процесса новым содержанием, к необходимости разработки инновационных форм и методов внеклассной работы. Ведущим принципом внеклассной работы является интеграция, которая обеспечивает формирование у детей представлений о целостной картине мира, объединяя музыкальные и гуманитарные знания, развивая творческий потенциал личности.

При правильном сочетании урочной и внеклассной работы обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом. Внеклассная работа тесно связана с работой на занятиях. Она помогает учащимся увидеть истинные возможности музыкального образования и убеждает их в том, что они изучают музыку не «для школы», а для жизни.

Тут возникают затруднения в организации внеклассной и внешкольной работы с детьми. Это связано с противоречием между современными требованиями и существующей практикой музыкального воспитания, так как организация внеклассной работы отстает от современных требований педагогической и социально-культурной сферы.

Существует ряд принципов организации внеклассной работы.

  1. Принцип добровольности. Учащийся включается во внеклассную работу по собственному желанию. Тем самым он берет на себя добровольное обязательство продолжить изучение предмета, что будет требовать от него дополнительных усилий.
  2. Принцип массовости. Он предусматривает активное участие во внеклассном мероприятии наибольшего количества учащихся с разным уровнем владения предметом.
  3. Принцип учёта и развития индивидуальных особенностей и интересов учащихся.
  4. Принцип связи внеклассной работы с уроками. Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретенными на уроках, поэтому очень важно, чтобы ученики наиболее полно использовали эти знания и умения во время внеклассного мероприятия.

Вся внеклассная работа должна иметь положительное влияние на учебную деятельность учащихся.

Работая в классе фортепиано, мы активно используем два вида внеурочной деятельности: концерт и конкурс. Но на деле оказывается, что в таких мероприятиях могут участвовать лишь наиболее подвинутые ученики.

Возникает вопрос, какую же форму внеклассной работы применить, чтобы были задействованы все четыре принципа организации внеурочной деятельности: добровольность, массовость, учет индивидуальных особенностей ученика и связь с уроками фортепиано. Так родилась идея образовательного проекта «Битва роялей». По своей типологии это мероприятие относится к музыкальному практически ориентированному проекту, где чётко обозначены результаты деятельности участников проекта, и этот результат направлен на интересы самих участников. Такой тип проекта требует хорошо продуманных сценария и структуры деятельности всех его участников.

Совсем не случайно выбрано столь звучное название проекта. Для современного ребенка стало привычным слово «батл» (от англ. battle – «битва»). Это соревнование, в котором участники батла своим исполнительским мастерством доказывают, кто из них лучше двигается, рисует граффити, читает рэп. Современное ТВ предлагает к просмотру много творческих проектов, где участники состязаются в умении петь или танцевать (проект «Голос» на Первом канале, проект «Танцы» на ТНТ, «Ты - супер» на канале НТВ и много других). Но эта идея проведения творческих соревнований не нова. В эпоху расцвета европейской классической музыки существовала традиция музыкальных поединков. Известные исполнители соревновались в мастерстве, поражая зрителей техникой игры, мелодическим мышлением, импровизациями, виртуозным владением своим инструментом. Сегодня в современной музыкальной жизни возрождаются традиции прошлого. Так в Санкт-Петербурге проводятся концерты из цикла «Битва клавиров». Организаторы позиционируют эти концерты «как не столкновение двух ярких музыкантов в попытке определить сильнейшего, а столкновение двух направлений в классической музыке, двух инструментов: орган и рояль».

Эпиграфом к нашему проекту «Битва роялей» стали слова Игоря Стравинского: «Искусство требует общения, и для художника это является насущной потребностью разделять свою радость с другими» [1, с.19]. Современным детям не хватает такого общения с единомышленниками, с людьми, увлеченными общим делом, едиными в любви к музыке.

Задумывая образовательный проект, мы старались учесть специфику деятельности его участников. В проекте «Битва роялей» принимали участие учащиеся отделения академического хорового и сольного пения. Основная творческая деятельность учеников проходит в рамках хоровых коллективов. Традиции хорового пения – это работа в команде, совместное творчество, где каждый часть целого и поет «как один», все синхронно делают одну музыку. На хоровом отделении музыкальной школы-лицея при Магнитогорской государственной консерватории имени М.И. Глинки существует три хоровых коллектива, каждый из которых прославлен и самобытен. Состязание проходило между командами двух коллективов: хором мальчиков «Соловушки Магнитки» и хором «Радуга». Каждая команда состояла из 11 человек. По правилам нашей битвы внутри команды проводилась жеребьёвка, которая определяла порядковый номер выступления участников, после этого начиналось парное исполнение сольного произведения за роялем. Исполняемый репертуар выбирался участником самостоятельно.

Наш проект проходил в конце учебного года, в мае, когда учащиеся уже сдали переводные экзамены по фортепиано. В битве звучала музыка разных эпох и музыкальной формы (сонаты, пьесы, этюды). Ученик исполнял то произведение, в котором он чувствовал себя более успешным. Данный выбор осуществлялся на основе принципов добровольности и учета индивидуальных особенностей учащегося.

Каждая команда имела неоднородный состав участников. Хор «Соловушки Магнитки» представил команду, состоящую из учеников 1–8 классов, команда хора «Радуга» состояла из учащихся 3 – 6 классов. Первым в паре конкурсантов играл ученик младший по классу.

Выступления участников команд оценивало компетентное жюри, состоящее из педагогов по фортепиано отделения академического хорового и сольного пения музыкальной школы-лицея при МаГК имени М. И. Глинки. Выбирая, в какой форме оценивать выступления участников проекта «Битва роялей» взяли за основу слова В. Горовица: «Фортепианная игра состоит из здравого смысла, сердца и технических средств. Все должно быть развито в равной мере: без здравого смысла вы потерпите фиаско, без техники – вы дилетант, без сердца – вы машина…» [2, с.122]. Каждый участник битвы мог принести своей команде 3 балла. Один балл присуждался за умение выдерживать форму исполняемого произведения, еще один балл можно было получить, продемонстрировать техническое мастерство, и ещё один за выразительность исполнения.

Руководители хоровых коллективов сумели организовать другую важную часть нашего образовательного проекта – болельщиков. Поддержать участников «Битвы роялей» пришли не только участники хоров, но и родители хористов. Были придуманы кричалки, которые произносились болельщиками перед выступлениями пар исполнителей, что создавало неповторимую атмосферу поединков и соревновательный азарт, а юные пианисты как никогда прежде чувствовали поддержку своих товарищей и ответственность за своё выступление. Благодаря битве, наши учащиеся получили дополнительную возможность выступить на сцене как солисты-пианисты. Самым важным можно считать то, что дети почувствовали значимость той работы, которая происходит на уроках фортепиано, полезность и практическое применение своих трудочасов, проведённых за инструментом. Итог нашего образовательного проекта «Битва роялей» можно выразить словами Оскара Уайльда: «Благо даруемое искусством, не в том чему мы в нём научились, а в том, какими мы в нём становимся» [3, с.28].

Такая внеклассная работа помогает развивать не только творческий потенциал ученика, но и формирует у них уверенность в своих силах, веру в себя. Тот, кто верит, уже обречён на успех.

Текст статьи
  1. Стравинский И.Ф. Музыкальная поэтика / И.Ф. Стравнинский – Москва : АСТ, 2021. – 411 с. – Текст : непосредственный.
  2. Зильберман Ю.Киевская симфония Владимира Горовица. / Ю. Зильберман – Киев: К, 2002. –178 с.– Текст : непосредственный.
  3. Константин Душенко К. Оскар Уайльд. Мысли, афоризмы и фразы / К. Душенко – Москва : ЭКСМО, 2013 . – 224 с. – Текст : непосредственный.
  4. Баренбойм Л. А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Л.А. Баренбойм – Ленинград : Музыка, 1970 – 385 с. – Текст : непосредственный.
Список литературы