научный журнал «Актуальные исследования» #46 (125), ноябрь '22

Описание опыта работы по использованию логопедического массажа для нормализации мышечного тонуса детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

В настоящее время самую многочисленную группу детей с тяжёлыми нарушениями речи составляют дошкольники с дизартрией, в связи с чем в логопедии продолжается поиск новых эффективных технологий в диагностическом и реабилитационном процессе. Причиной нарушения звукопроизношения является нарушение мышечного тонуса, для нормализации которого используется логопедический массаж. В статье описан опыт работы по использованию логопедического массажа для нормализации мышечного тонуса дошкольников с дизартрией.

Аннотация статьи
дизартрия
логопедический массаж
дошкольники
мышечный тонус
технологические карты дифференцированного логопедического массажа
Ключевые слова

Клинические формы дизартрии предполагают поиск дифференцированных методов коррекции и необходимой своевременной помощи со стороны компетентных специалистов.

В логопедической работе наблюдается недостаточность узкоспециализированного методического инструментария, направленного на нормализацию мышечного тонуса при том, что это является базой для коррекции произносительных нарушений. Для решения этой проблемы необходимо активное использование самых разнообразных логопедических средств, в числе которых ведущая роль должна принадлежать логопедическому массажу.

Дизартрия проявляется в нарушении произносительной стороны речи, возникающем при поражении центральной нервной системы. Нарушение мышечного тонуса при дизартрии характеризуется тремя состояниями: повышенный тонус (спастичность), пониженный тонус (гипотония) и смешанный мышечный тонус [1].

При дизартрии логопедический массаж используется на следующих областях: область плечевого пояса, груди и верхней части шеи; область лба и круговой мышцы глаз, нижняя часть лица (в области жевательной, скуловой, щечной и подбородочной областях); область щек и подбородка; мышцы окружности рта (круговая, большая, малая скуловая), подбродочная; мышцы языка: область дна полости рта (надподъязычная кость) и непосредственно мышцы языка (его видимая часть) [2].

И.В. Блыскина выделяет ряд требований к проведению логопедического массажа: чистые, вымытые руки, отсутствие колец, перстней и прочих украшений, которыми можно повредить кожу ребенка, необходимо делать массаж только теплыми руками [3].

Наше эмпирическое исследование проводилось на базе частного логопедического центра, куда родители обращаются с проблемами речи детей дошкольного возраста. С каждым годом количество клиентов увеличивается, что в целом может являться свидетельством увеличения числа детей с патологиями речи.

Для эмпирического исследования под наблюдение нами было включено 20 детей примерно одного возраста – 5-7 лет с диагнозом «дизартрия» для последующего наблюдения за ними. В исследовании принимали участие 11 мальчиков и 9 девочек.

Первичная диагностика детей осуществлялась при помощи диагностического инструментария Е. Дьяковой, который предполагает общий осмотр, исследование состояния мимических мышц, мышц окружности рта и мышц языка и мягкого неба. Также нами был использован прием пальпации – важный способ логопедического обследования, при помощи которого представляется возможность в наибольшей степени точно определить характер нарушений мышечного тонуса и локализацию нарушений.

Обследование звукопроизношения у детей осуществлялось нами при помощи методики Е.Ф. Архиповой, которая позволяла выявить количеством нарушенных звуков, их фонетическую группу, особенности нарушения звукопроизношения (отсутствие, искажение, смешения или замена).

На рис. 1 показано распределение детей дошкольного возраста по типам нарушения мышечного тонуса.

Рис. 1. Распределение детей по нарушению мышечного тонуса артикуляционно-мимической мускулатуры

Из рисунка видим, что у обследуемых детей преобладает повышенный мышечный тонус (75%). Наиболее «показательным» органом повышенного мышечного тонуса является язык, который характеризуется беспокойным состоянием, гиперкинезами, усиливающимся при его высовывании из полости рта наружу. Вне рта язык держится с трудом, он толчкообразными движениями уходит обратно, вовнутрь, в ротовую полость. Кончик языка не выражен, язык отличаются скользскостью, похож на кол. Движения языком выполняются с трудом, губы при этом очень напряжены и плотно сомкнуты. Лицо у таких детей словно каменное, напряженное, отличается словно бы застывшей мимикой. При оценке состояния мягкого неба очевиден повышенный рвотный рефлекс.

Пониженный мышечный тонус (паретичность), выявленный у 5 детей (25%), характеризуется малоподвижностью языка, его вялостью и дряблостью. Он тонкий и лежит плашмя на дне ротовой полости. На ощупь его можно сравнить с мочкой уха. Движения вялые, есть трудности в удержании артикуляционной позы. Губы также отличаются вялостью, уголки губ опущены вниз. При выполнении артикуляционных движений «трубочка», «улыбка» имеются трудности. Рот у детей приоткрыт. Лицо характеризуется вялостью. Мягкое небо малоактивно. При нагрузке по время речи отмечается повышенное слюноотделение. При открывании рта язык распластанный, губы отличаются вялостью и плотно не смыкаются, поэтому рот приоткрывается, отмечается слюнотечение.

Типичные нарушения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией отражены на рис. 2.

Рис. 2. Типичные нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Обследование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией показало, что наибольшую трудность вызывает у них произнесение твердых свистящих звуков – [c] и [з], а также шипящих звуков [ш], [ж]. Страдает произношение звуков [ц] и [ч]. Также нарушается произношение сонорных звуков. В наименьшей степени подвергаются деформации заднеязычные звуки, а также губно-зубные. У старших дошкольников с дизартрией нарушения звукопроизношение характеризуется искажением звуков, их смешением или заменой одних звуков другими.

Диагностика состояния мышечного тонуса детей и особенностей их звукопроизношения дает основания для составления индивидуальной программы логопедического массажа с учетом особенностей каждого ребенка. Комплекс массажных приемов и их последовательность, а также методика проведения была основана на индивидуальных особенностях каждого маленького пациента. В зависимости от типа нарушения мышечного тонуса детей нами были разработаны технологические карты проведения логопедического массажа для детей с повышенным и пониженным мышечным тонусом. Шаблон для заполнения технологической карты логопедического массажа представлен в табл.

Таблица

Шаблон технологической карты дифференцированного логопедического массажа для нормализации мышечного тонуса дошкольников с дизартрией

 Курсы массажа

Общие сведения

1 курс

2 курс

3 курс

Фамилия и имя ребенка

 

 

 

Возраст

 

 

 

Диагноз невролога или заключение специалиста

 

 

 

Количество курсов

 

 

 

Количество сеансов в курсе

 

 

 

Цель

 

 

 

Задачи

 

 

 

Особенности проявления тонуса

 

 

 

Методические рекомендации

 

 

 

Противопоказания

 

 

 

Оборудование

 

 

 

Предварительная работа

 

 

 

Непосредственно коррекционная работа:

 

 

 

Каждый сеанс логопедического массажа имеет следующую структуру:

1. Вводная часть (5-10 минут). Цель: подготовка ребенка к проведению массажа, расслабление. 2. Основная часть (15-20 минут). Проведение логопедического массажа. 3. Заключительная часть (5 минут). «Выход» из основного массажа, артикуляционная гимнастика.

При повышенном тонусе мышц используется расслабляющий массаж, который проводится в медленном темпе приемами поглаживания и легкой вибрации и вызывает у ребенка приятные ощущения покоя и тепла. Для расслабления мышц речевого аппарата ребенок расслабляет грудь и плечи, мышцы шеи, нижней челюсти, зубы размыкаются, язык расслабляется, также расслабляются все мышцы лица. Расслабляющий массаж осуществлялся по следующему алгоритму: мышцы шеи и плеч, мимической мускулатуры, мышцы губ и языка. Гипертонус язычных мышц снимается покачиванием языка слева направо и обратно, вверх / вниз и обратно. Язык поглаживается от краев к центру, встряхивается, похлопывается и вытягивается в разные стороны.

При пониженном тонусе используется активизирующий массаж, который отличается ритмичностью движений логопеда при использовании таких основных приемов, как растирание, разминание и сильная вибрация. Силовое воздействие на ткани увеличивается постепенно. Повышение мышечного тонуса ощущается всегда при начале движения в виде повышенного сопротивления, проходящего со временем или ригидности, ощущаемой на протяжении пассивного акта движения.

Активизирующий массаж при пониженном тонусе проводится аналогичным образом, как и при повышенном, с подобным числом повторений. Большое внимание уделяется области скул и челюстей. Давление на проблемные участки осуществляется сильнее, чем при повышенном тонусе, но так же мягко и не резко, чтобы не возникло неприятных болевых ощущений.

Регулярность проведения логопедического массажа в довольно короткий срок позволяет достигнуть положительных сдвигов в коррекции дизартрии. Он может уменьшить количество патологий артикуляционного аппарата; нормализует функции мышц, которые ранее не были задействованы, улучшает дикцию, нормализует тонус мышц.

Эффективность логопедического массажа для нормализации мышечного тонуса дошкольников состоит в том, что при его осуществлении у детей происходит формирование правильных артикуляционных укладов, так называемое «вызывание» звуков. Этому способствует прикосновение к определенным участкам губ, языка, альвеол, верхнего неба, нижней челюсти. Логопедический массаж позволяет детям почувствовать новые позиции артикуляционных органов, а также установить правильные позы органов артикуляции. В конечном счете это работает на ускорение процесса формирования нормативного звукопроизношения.

Таким образом, составление логопедом технологических карт дифференцированного логопедического массажа на каждого ребенка в зависимости от типа нарушения мышечного тонуса позволяет оптимизировать процесс проведения массажных процедур, наметить все этапы, обозначить необходимый инструментарий, методы и приемы работы, основные массажные движения, а также учесть все нюансы его проведения.

Текст статьи
  1. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 96 с.
  2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. 64 с.
  3. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. СПб: «Детство-Пресс», 2010. 130 с.
Список литературы