Основываясь на результатах исследования предыдущей главы, выявим взаимозависимость между оперативно-служебной деятельностью органов МВД России и показателями статистики по тяжким и особо тяжким преступлениям на примере ГУ МВД России по Новосибирской области.
Данные о преступлениях возьмем с портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ [1, 2].
Данные показывают, что до 2017 года наблюдалось снижение числа тяжких преступлений, а с 2017 г. по 2020 г. – рост, и небольшое замедление в 2021 г.
Динамика особо тяжких преступлений, зарегистрированных в Новосибирской области, показала, что если до 2015 г. наблюдалась небольшая тенденция к росту числа особо тяжких преступлений, то с 2016 количество тяжких преступлений стало снижаться из года в год.
В 2020 году деятельность территориального органа МВД Новосибирской области была сосредоточена, как полагается на профилактике и раскрытии преступлений, при этом, особое внимание также уделялось повышению уровня общественной безопасности жизнедеятельности граждан региона, проведению мер по соблюдению общественно порядка, а также по защите экономической безопасности региона.
В результате достаточно эффективной деятельности территориального органа МВД Новосибирской области было достигнуто снижение уровня преступности в 2020 году в сравнении с 2019 годом по количеству преступлений из категории особой тяжести [3].
Особорую роль в профилактике преступных деяний, в поддержании безопасности граждан имеет своевременное бюджетное финансирование деятельности территориального органа МВД Новосибирской области. Поступление денежных средств из федерального и регионального бюджетов, финансирование региональных программ, мероприятия, которые нацелены на поддержание безопасности территории, самым благоприятным образом отражается на профилактике и противодействии преступным деяниям в регионе.
Стоит сказать, что в регионе зарегистрировано достаточно внушительное количество лиц, задействованных в деятельности антипреступной направленности. Так, по итогам 2019 года при проведении четырёх тысяч мероприятий правопорядка всего приняло участие порядка трех миллионов человек из числа российских граждан региона, что самым благоприятным образом характеризует активность населения в сфере противодействия правонарушениям и преступлениям, в частности.
Итак, как было сказано в предыдущей главе, интересным представляется более детально выяснить, есть ли зависимость между количеством принятых правовых актов, численностью сотрудников, финансированием деятельности ГУ МВД России по Новосибирской области, числом оперативно-розыскных, профилактических мероприятий и показателями зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений в регионе.
Основываясь на официальных данных портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ [1, 2], данных докладов и отчетов начальника ГУ МВД России по Новосибирской области [4], архивных данных о результатах и направлениях деятельности ГУ МВД России по Новосибирской области [3], а так же данных о финансировании деятельности органов МВД по Новосибирской области [5], выявим динамику показателей, влияющих на деятельность ГУ МВД России по Новосибирской области (табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей, влияющих на деятельность ГУ МВД России по Новосибирской области
Период |
Число принятых правовых актов в ведомстве, ед. |
Финансирование деятельности ведомства, тыс. руб. |
Численность сотрудников, занятых правоохранительной деятельностью в регионе, чел. |
Число оперативно-розыскных мероприятий, проведенных ведомством и его подразделениями, ед. |
Число профилактических мероприятий, ед. |
---|---|---|---|---|---|
2010 |
54 |
56 612 |
812 |
2 541 |
651 |
2011 |
61 |
61 213 |
803 |
2 567 |
650 |
2012 |
62 |
72 314 |
926 |
3 212 |
672 |
2013 |
63 |
82 418 |
1 124 |
3 415 |
712 |
2014 |
78 |
84 712 |
1 215 |
3 751 |
709 |
2015 |
67 |
80 915 |
1 045 |
3 214 |
699 |
2016 |
81 |
87 214 |
1 315 |
4 024 |
701 |
2017 |
84 |
112 761 |
1 416 |
4 312 |
734 |
2018 |
98 |
134 512 |
1 498 |
4 651 |
765 |
2019 |
112 |
142 981 |
1 512 |
4 709 |
780 |
2020 |
110 |
145 617 |
1 317 |
5 001 |
902 |
2021 |
116 |
151 212 |
1 401 |
4 213 |
921 |
Из данной таблицы видно, что по всем показателям наблюдается тенденция к росту. Так, число ежегодно принимаемых правовых актов в ведомстве увеличилось за последние одиннадцать лет на 62 ед. или на 114,81 % и в 2021 г. было принято порядка 116 актов (различных приказов, распоряжений, указаний и других документов, связанных с правоохранительной деятельностью в регионе). Финансирование деятельности ведомства увеличилось за исследуемый промежуток времени на 94 600 тыс. руб. или на 167,10 %. Численность сотрудников, занятых правоохранительной деятельностью в регионе (в ведомстве и других подразделениях МВД по Новосибирской области (их всего около 40)) выросла за исследуемый период на 589 чел. или на 72,54 %. Число оперативно-розыскных мероприятий, проведенных ведомством и его подразделениями, также растет практически из года в год, увеличение за одиннадцать лет составило 1 672 ед. или 65,80 %. Число профилактических мероприятий, проведенных ведомством и его подразделениями, также растет, увеличение за одиннадцать лет составило 270 ед. или 41,47 %.
Заметим, что уже по данным показателям видно, что при их положительной динамике снижаются показатели преступности по тяжким и особо тяжким преступлениям (рис. 1, 2). При этом, в связи с отсутствием точных данных о том, какие именно мероприятия направлены на раскрытие или профилактику тяжких, а какие особо тяжких преступлений, сведем данные в одну группу, в том числе с учетом прогноза (табл. 2).
В данной таблице расчет показателей числа тяжких и особо тяжких преступлений до 2022 г. произведен путем сложения числа тяжких и числа особо тяжких преступлений.
Далее, с 2022 г. применен прогноз по методу экстраполяции, коэффициент экстраполяции находится по формуле:
КЭ = √(Пt/П(t-1))х(П(t-1)/П(t-1-1))х(Пtn/П(tn-1)),
КЭ>1 – рост показателя, (1)
КЭ<1 – снижение показателя
где КЭ – коэффициент экстраполяции;
Пt – показатель прошлого года;
П(t-1) – показатель позапрошлого года;
П(t-1-1) – показатель года, предшествующего позапрошлому;
Пtn – показатель n-го года;
П(tn-1) – показатель года, предшествующего n-му году.
Таблица 2
Динамика тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области
Коэффициент экстраполяции, % |
Период |
Число тяжких и особо тяжких преступлений, ед. |
---|---|---|
- |
2010 |
18 619 |
- |
2011 |
15 794 |
- |
2012 |
14 106 |
- |
2013 |
13 461 |
- |
2014 |
12 357 |
- |
2015 |
13 089 |
- |
2016 |
9 718 |
- |
2017 |
9 214 |
- |
2018 |
9 534 |
- |
2019 |
10 366 |
- |
2020 |
13 126 |
- |
2021 |
11 641 |
0,79 |
2022 |
11 549 |
0,79 |
2023 |
11 458 |
0,79 |
2024 |
11 367 |
0,79 |
2025 |
11 277 |
0,79 |
2026 |
11 188 |
0,79 |
2027 |
11 100 |
0,79 |
2028 |
11 012 |
0,79 |
2029 |
10 925 |
0,79 |
2030 |
10 838 |
Коэффициент экстраполяции в данном случае равен 0,79:
КЭ = √( 11 641/ 13 126)х(13 126/ 10 366)...( 15 794/ 18 619) = 0,79
Поскольку коэффициент получился меньше 1, значит прогнозные значения будут идти на спад, соответственно:
П2022 = 11 641 - 11 641 х 0,79 % = 11 549 ед.
П2023 = 11 549 - 11 549 х 0,79 % = 11 458 ед.
Аналогичным образом были рассчитаны показатели до 2030 года.
Наглядно прогноз представлен ниже (рис.1).
Рис. 1. Динамика и прогноз числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области до 2030 г., ед.
Далее, аналогичным образом спрогнозируем число принятых правовых актов в ведомстве, но, при этом, определим зависимость развития числа преступлений уже не по методу экстраполяции, а по методу регрессии, чтобы выяснить, как зависит преступность от нормотворчества ГУ МВД России по Новосибирской области (табл. 3).
Коэффициенты регрессии были найдены в программе Microsoft Excel путем анализа уже имеющихся данных за 2010-2021 гг. Коэффициент экстраполяции найден по формуле (1) и он имеет значение больше 1, значит, речь идет о положительном прогнозе нормотворчества ведомства.
Прогноз других показателей (количество тяжких и особо тяжких преступлений в регионе) с помощью регрессии определяется по формуле:
Y = a + b х Х, (2)
где Y – зависимая переменная;
Х – независимая переменная, влияющая на переменную Y;
a и b – коэффициенты регрессии.
Таблица 3
Зависимость числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области от нормотворчества ГУ МВД России по Новосибирской области
Коэффициенты регрессии |
Коэффициент экстраполяции |
Период |
Число принятых правовых актов в ведомстве, ед. |
Количество тяжких и особо тяжких преступлений в регионе, ед. | |
---|---|---|---|---|---|
- |
- |
- |
2010 |
54 |
18 619 |
- |
- |
- |
2011 |
61 |
15 794 |
- |
- |
- |
2012 |
62 |
14 106 |
- |
- |
- |
2013 |
63 |
13 461 |
- |
- |
- |
2014 |
78 |
12 357 |
- |
- |
- |
2015 |
67 |
13 089 |
- |
- |
- |
2016 |
81 |
9 718 |
- |
- |
- |
2017 |
84 |
9 214 |
- |
- |
- |
2018 |
98 |
9 534 |
- |
- |
- |
2019 |
112 |
10 366 |
- |
- |
- |
2020 |
110 |
13 126 |
- |
- |
- |
2021 |
116 |
11 641 |
19159,51 |
-80,0093 |
1,47 |
2022 |
118 |
9 742 |
19159,51 |
-80,0093 |
1,47 |
2023 |
119 |
9 604 |
19159,51 |
-80,0093 |
1,47 |
2024 |
121 |
9 464 |
19159,51 |
-80,0093 |
1,47 |
2025 |
123 |
9 322 |
19159,51 |
-80,0093 |
1,47 |
2026 |
125 |
9 178 |
19159,51 |
-80,0093 |
1,47 |
2027 |
127 |
9 032 |
19159,51 |
-80,0093 |
1,47 |
2028 |
128 |
8 883 |
19159,51 |
-80,0093 |
1,47 |
2029 |
130 |
8 733 |
19159,51 |
-80,0093 |
1,47 |
2030 |
132 |
8 580 |
Так, количество тяжких и особо тяжких преступлений (Nпт) в регионе по прогнозу, исходя из зависимости числа преступлений от нормотворчества ведомства, будет равно:
Nпт2022 = 19159,51 + (-80,0093 х 118) = 9 742 ед.
Nпт2023 = 19159,51 + (-80,0093 х 119) = 9 604 ед.
Аналогичным образом были рассчитаны остальные прогнозные периоды (рис. 2).
Рис. 2. Динамика и прогноз зависимости числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области от нормотворчества ГУ МВД России по Новосибирской области до 2030 г., ед.
Из данного графика четко прослеживается зависимость числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области от нормотворчества ГУ МВД России по Новосибирской области. Так, например, при снижении числа принимаемых в ведомстве актов в 2015 г. происходит рост преступности, а при положительной динамике нормотворчества в периоды 2010-2014 гг., 2016-2019 гг. преступность снижается. Следовательно, по прогнозу данная зависимость также наблюдается и до 2030 г. при положительной динамике нормотворчества преступность будет иметь тенденцию к снижению.
Аналогичным образом произведем расчет и представим за зависимость числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области от финансирования деятельности ГУ МВД России по Новосибирской области (рис.3).
Из данного рисунка видно, что, например, до 2015 г. при положительной динамике финансового обеспечения деятельности ГУ МВД России по Новосибирской области преступность снижалась, а в 2015 г., в связи со снижением финансирования наблюдался рост преступности.
Рис. 3. Динамика и прогноз зависимости числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области от финансирования деятельности ГУ МВД России по Новосибирской области до 2030 г.
Начиная с 2016 г. рост финансирования не оказал существенного влияния на снижение преступности, при этом, основываясь на имеющейся динамике прошлых лет, зависимость всё же имеет положительные тенденции, то есть при росте финансирования деятельности ведомства преступность должна иметь тенденцию к снижению.
Динамика и прогноз зависимости числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области от численности сотрудников, занятых правоохранительной деятельностью в регионе, представлена на графике (рис.4).
На данном графике прослеживается практически прямопропорциональная связь между численностью сотрудников, занятых правоохранительной деятельностью в регионе и преступностью. В результате видно, что при снижении численности сотрудников и сокращении штата МВД преступность растет (это четко видно в 2015 г. и 2020 г.). В свою очередь, при росте численности штата, - преступность снижается.
Рис. 4. Динамика и прогноз зависимости числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области от численности сотрудников, занятых правоохранительной деятельностью в регионе до 2030 г.
Динамика и прогноз зависимости числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области от числа оперативно-розыскных мероприятий, проведенных ГУ МВД России по Новосибирской области и его подразделениями, представлена ниже (рис.5).
Рис. 5. Динамика и прогноз зависимости числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области от числа оперативно-розыскных мероприятий, проведенных ГУ МВД России по Новосибирской области и его подразделениями до 2030 г.
Как и при предыдущих индикаторах, влияющих на преступность, число оперативно-розыскных мероприятий сильно влияет на количество тяжких и особо тяжких преступлений. Соответственно, по большей части на протяжении всего рассматриваемого периода при росте числа оперативно-розыскных мероприятий, преступность снижается, а при снижении активности оперативно-розыскной деятельности преступность в Новосибирской области растет.
Динамика и прогноз зависимости числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области от числа профилактических мероприятий, проведенных ГУ МВД России по Новосибирской области и его подразделениями, представлена на диаграмме (рис.6).
Рис. 6. Динамика и прогноз зависимости числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области от числа профилактических мероприятий, проведенных ГУ МВД России по Новосибирской области и его подразделениями до 2030 г.
Из данного рисунка видно, что при росте числа профилактических мероприятий в регионе, преступность снижается, а при снижении активности профилактической деятельности ГУ МВД России по Новосибирской области, преступность в Новосибирской области растет.
Интересно, что если наложить все графики (рис. 2-6) друг на друга и сравнить их с графиком динамики преступности (рис.1), то можно увидеть эффект того, как при положительной динамике нормотворчества, финансирования, численности сотрудников, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий ГУ МВД России по Новосибирской области, преступность в Новосибирской области снижается гораздо большими темпами, чем просто по прогнозу экстраполяции (рис.7).
Рис. 7. Сравнение динамики и прогноза числа тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области по методу экстраполяции (без учета зависимости от других показателей) и по методу регрессии (с учетом зависимости) до 2030 г.
Таким образом, выявление взаимозависимости между оперативно-служебной деятельностью органов МВД России и показателями статистики по тяжким и особо тяжким преступлениям на примере ГУ МВД России по Новосибирской области позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, при положительной динамике нормотворчества ГУ МВД России по Новосибирской области число тяжких и особо тяжких преступлений по Новосибирской области имеет тенденцию к снижению.
Во-вторых, при росте финансирования деятельности ведомства преступность снижается.
В-третьих, прослеживается практически прямопропорциональная связь между численностью сотрудников, занятых правоохранительной деятельностью в регионе и преступностью. Так, при снижении численности сотрудников и сокращении штата МВД в Новосибирской области преступность растет и наоборот, то есть прослеживается сильная зависимость преступлений от трудовых ресурсов правоохранительных органов.
В-четвертых, при росте числа оперативно-розыскных мероприятий в регионе, преступность снижается, а при снижении активности оперативно-розыскной деятельности ГУ МВД России по Новосибирской области, преступность в Новосибирской области растет.
В-пятых, при росте числа профилактических мероприятий по противодействию преступности в регионе, преступность снижается, а при снижении активности профилактической деятельности ГУ МВД России по Новосибирской области, преступность в Новосибирской области растет.