Конституционно-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности и обязательным атрибутом конституционного права. Получается, что конституционное право характеризуется особым потенциалом, который обеспечивает действие существующих в России правовых норм.
В связи с тем, что конституционное право является ядром правовой системы страны и именно от него зависит функционирование иных отраслей российского права, то особенно важным является правовая регламентация всех ее составных элементов, включая вопросы ответственности. Факт наличия конституционно-правовой ответственности помогает приобрести указанной отрасли права логическую завершенность [1, с. 36].
Конституционно-правовая ответственность, наряду с иными видами ответственности характеризуется своим предметом, методами, особым субъектным составом и спецификой регламентируемых общественных отношений.
Стоит отметить, что существование конституционно-правовой ответственности по-разному воспринимается учеными-правоведами. Часть ученых придерживается мнения, что рассматриваемый ид юридической ответственности не получил должной регламентации в действующем законодательстве, в связи с чем существует ряд сложностей с ее применением на практике.
Нельзя согласиться с рядом ученых, которые считают, что конституционно-правовая ответственность как отдельный вид не выделяется вовсе.
Действующее законодательство не содержит определения «конституционная ответственность» и «конституционно-правовая ответственность». Действующее законодательство устанавливает факт ответственности государственных органов власти и их должностных лиц, но при этом не называет прямо данный вид ответственности конституционно-правовым в конкретной форме.
Для того, чтобы удостовериться в наличии рассматриваемого вида ответственности следует обратиться к решениям Конституционного суда Российской Федерации. Так, в определении от 20 декабря 2005 года устанавливается, что полномочие Государственной Думы об объявлении амнистии возлагает на неё всю полноту конституционной ответственности [2].
Помимо этого, в своих актах Конституционный Суд сформулировал общие положения о привлечении к данному виду ответственности. Конституционный Суд настаивает на том, что первоначально для привлечения к ответственности следует до мельчайших подробностей выяснить все обстоятельства нарушения действующего законодательства. То есть при привлечении к ответственности и установлению элементов состава деликта следует установить:
- субъект;
- объект;
- субъективную сторону;
- объективную сторону.
Также при установлении санкции за нарушение действующего законодательства в сфере конституционного права необходимо придерживаться принципа соразмерности – требуется, чтобы последствия совершенного деяния соотносились с причинённым ущербом и вредом.
Если обратиться к доктрине конституционного права, можно заметить, что учёные правоведы не пришли к единому мнению о сущности конституционно-правовой ответственности и даже о верной терминологии. Виноградов В.А. считает, что верным названием будет служить термин «конституционно-правовая ответственность» [3, с. 78], Колосова придерживается мнения, что верным термином будет являться «конституционная ответственность» [4, с. 51], а Баглай не видит существенных различий между данными терминами и приравнивает их между собой, допуская применения обоих [5, с. 149].
Интересен также вопрос о месте данного вида ответственности в системе юридической ответственности в целом.
Так, Кутафин О.Е. считает, что данный вид ответственности содержит в себе признаки юридической ответственности в целом, а ряд других ученых считает, что мимо общих признаков ответственности, конституционно-правовая ответственность характеризуется рядом специфических особенностей, среди них можно назвать:
- Она имеет политическое содержание за счет регламентации в большей степени именно правоотношений в политической сфере.
- Имеет особое основание - конституционный деликт.
- Имеет тесную взаимосвязь с иными видами ответственности, которые применяются при совершении конституционного деликта.
- Особый порядок привлечения к ответственности, выражающийся в досудебном и судебном порядке и другие).
Виноградов В.А. в своей работе отмечает: «Конституционно-правовая ответственность – это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного (или приравненного к нему общественного) воздействия» [3, с. 78].
Проанализировав действующее законодательство, в качестве примера конституционно-правовой ответственности можно назвать: отставку правительства, отрешение от должности президента, возможность признания Конституционным судом недействующими акты государственных органов власти.
Конечно для удобства, было бы логичнее, если все составы конституционно-правовых деликтов были собраны в одном нормативно-правовом акте. Данный вопрос уже неоднократно поднимался в научных кругах, ученые предлагали различные варианты решения данной проблемы.
Одна группа ученых предлагает принять «Конституционный кодекс Российской Федерации», но данный вариант в наименьшей степени поддерживается учеными, ввиду существования Конституции Российской Федерации [6].
Другая группа ученых предлагает ввести в действие федеральный закон, который будет регламентировать привлечение к конституционно-правовой ответственности. Так, Миронов А.Н. считает, что принятие кодекса на сегодняшний момент не имеет смысла в виду отсутствия большого количества законов, которые напрямую регламентировали конституционно-правовую ответственность, а вот принятие федерального закона он поддерживает [7, с. 171].
В любом случае все перечисленные предложения в случае реализации будут способствовать кодификации конституционных норм, так же как это сделано в отношении иных видов ответственности.
В науке конституционного права выдвигаются мнения о необходимости деления конституционно-правовой ответственности на виды по самым различным основаниям. В науке конституционного права выделяют различные виды (подвиды, разновидности) конституционно-правовой ответственности. Наиболее дискуссионным является вопрос о выделении позитивной и негативной конституционно-правовой ответственности.
Полагаем, что следует рассматривать конституционно-правовую ответственность, в первую очередь, в негативном аспекте, поскольку сущность конституционно-правовой ответственности заключается в применении в установленном порядке к лицу, совершившему конституционно-правовой деликт санкций правовой нормы.
Таким образом, основная проблема на сегодняшний день состоит в том, что отсутствует единый нормативно-правовой акт, который бы регламентировал порядок привлечения к конституционно-правовой ответственности. В случае принятия указанного закона было бы заполнено множество пробелов, касающихся рассматриваемого вида юридической ответственности.
Также в настоящее время отсутствует единое понимание среди ученых о том, что принято считать конституционно-правовой ответственностью, данная проблема также решилась бы принятием нормативно-правового акта, посвященного конституционно-правовой ответственности. В связи с этим, считаем целесообразным разработать проект будущего федерального закона государственным органам власти.