Процесс оказания гуманитарной помощи включает в себя действия, направленные на помощь нуждающимся лицам при наступлении чрезвычайных ситуаций различного рода. Складывающиеся в ходе этой деятельности общественные отношения обладают правовой природой. Регламентация данной деятельности происходит на самых разных уровнях, начиная с международного и заканчивая территориальным уровнем субъекта страны [5].
Впервые понятие гуманитарной помощи было озвучено в 1986 году. Международный Суд определили гуманитарную помощь, ссылаясь на практику Красного креста, увязывая ее предоставление с соблюдением первого и второго из основополагающих принципов – гуманности и беспристрастности – заявленных на 20 Международной конференции Красного креста. В свою очередь это повлияло на решение Генеральной Ассамблеи ООН определить гуманитарную помощь, исходя из трех основных принципов Красного Креста – гуманность, беспристрастность и нейтралитет [2].
В настоящее время в России понятие гуманитарной помощи закреплено в статье 1 Федерального Закона «О безвозмездной помощи РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот и платежам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации от 04.05.1999.
Гуманитарная помощь – вид безвозмездной помощи или содействия для оказания медицинской помощи или социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий, происшествий группам населения, для ликвидаций последствий стихийных бедствий и др. Чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи либо содействия.
В российском законодательстве группу нормативно-правовых актов, которые относятся к деятельности по оказанию гуманитарной помощи, можно классифицировать следующим образом (рис.1) [1].
Рис. 1. Нормативно-правовые акты по оказанию гуманитарной помощи по законодательству РФ (источник: составлено автором)
Изучение данных групп нормативных правовых актов показывает, что, несмотря на широкий круг актов, регулирующих рассматриваемую сферу деятельности, в российском законодательстве не сформирован единый свод правил, который в полном объеме должен отражать основополагающие цели, принципы, понятийный аппарат, а также организационно-правовые основы оказания гуманитарной помощи [3].
Следует также отметить, что процедура выдачи удостоверения, подтверждающего принадлежность к гуманитарной помощи (содействию) средств, товаров, работ, услуг, необходимый перечень документов, который необходимо представить, закреплены в ведомственных актах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее — Минздрав России) [4], несмотря на то, что данные министерства всего лишь осуществляют организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (далее - Комиссия).
С юридической точки зрения логично было бы закрепить вышеупомянутые порядок и перечень в соответствующих актах Комиссии или того органа, который Комиссию образовал, то есть в актах Правительства Российской Федерации [5].
При возникновении чрезвычайной ситуации на территории иностранного государства гуманитарная помощь преследует цели материальной и неотложной медицинской помощи для спасения и сохранения человеческих жизней, что позволяет пострадавшим удовлетворить свои основные биологические потребности, потребности в медицинской помощи, жилье, одежде и т.д. Установлено, что гуманитарная помощь имеет следующие основные цели и принципы (рис. 2) [4].
Рис. 2. Цели и принципы оказания гуманитарной помощи (источник: составлено автором)
Исходные положения оказания гуманитарной помощи условно можно разделить на две группы: обще социальные принципы, которые обладают основополагающими характеристиками гуманитарной помощи, и организационные принципы, направленные на отражение основ перемещения гуманитарной или технической помощи. К обще социальным относят:
Рис. 3. Обще социальные принципы оказания гуманитарной помощи (источник: составлено автором)
К организационно-правовым принципам можно отнести
- Принцип равных прав всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств
- Принцип и обязательности прохождения таможенных операций и таможенного контроля в отношении перевозимых товаров и транспортных средств [4]
- Принцип возможности введения ограничения на ввоз и вывоз товаров определенных категорий
- Принцип возможности установления государством запретов на ввоз или вывоз определенных категории товаров
- Принцип регламентирования порядка пользования и распоряжения перемещаемых товаров и транспортных средств
Общая схема ввоза гуманитарной помощи приставлена на рис 4.
Рис. 4. Схема ввоза гуманитарной помощи на территорию РФ
Анализ нормативно-правовой базы позволил выявить то, что в российском законодательстве нет акта, который бы четко отражал перечень основных принципов оказания гуманитарной помощи. Некоторые основы уже отражены в самих определениях термина «гуманитарная помощь» (например, безвозмездность, гуманность), однако для полного понимания сущности данной деятельности, целесообразно было бы выделить и отдельно закрепить вышеупомянутые принципы [3].
Следует также обратить внимание на то, что законодатель в большинстве случаев рассматривает гуманитарную помощь только как деятельность по оказанию помощи Российской Федерации и ее гражданам, а не в двустороннем порядке, то есть еще и помощи Российской стороной другим.
До конца непонятным остается и решение отразить основные понятия в данной сфере деятельности (например, «гуманитарная помощь», «донор гуманитарной помощи», «получатель гуманитарной помощи» и т.д.) в нескольких актах, причем разного уровня (это и законодательный акт, и акт подзаконный, например, правительственный).
Отсутствует четкая регламентация вопроса о контроле за деятельностью по оказанию гуманитарной помощи – какие органы, кем уполномочены, пределы компетенции и т.д.
Таким образом, сделаем выводы, что гуманитарная помощь предоставляется на основе принципов оказания гуманитарной помощи нуждающимся в этой помощи лицам, заключающаяся в предоставлении в установленном порядке товаров, выполнения работ и оказания услуг, специально определенных для этого вида помощи законодательством РФ.
Основная цель оказания гуманитарной помощи заключается в материальной неотложной медицинской помощи для спасения и сохранения человеческих жизней [2].
На наш взгляд, представляется целесообразным не вносить изменения в Федеральный закон «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации», а разработать и принять единый нормативный правовой акт – федеральный закон «О гуманитарной помощи», в котором будут учтены требования международных правовых актов, а также предложения и разработки российских ученых и специалистов.