Пути совершенствования проблем перемещения гуманитарной помощи

В данной статье раскрывается и рассматривается такая проблема, что оказание гуманитарной помощи имеет глобальный международный характер. Огромное количество государств сотрудничают друг с другом в этой области, что подтверждается и регулируется многочисленными правовыми актами международного уровня. Несмотря на это, выявлены пробелы в законодательстве, относительно четкого определения гуманитарной помощи (содействия). В Российской Федерации порядок перемещения гуманитарной помощи через таможенную границу ЕАЭС установлен, в том числе, и национальным законодательством. Основным органом, реализующим деятельность в данной сфере, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Аннотация статьи
международная деятельность
население
мировое сообщество
таможенное оформление
гуманитарная помощь
координация
РКК России
Ключевые слова

Для решения проблемы, которая заключается в том, что нет установленного перечня конкретных видов товаров, которые не могут перемещаться через таможенную границу ЕАЭС в качестве гуманитарной помощи в рамах ЕАЭС, предлагаем разработать международный договор, предусматривающий и условия ее перемещения через таможенную границу ЕАЭС, в котором будет утвержден точный перечь товарных позиций в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС. Также данный документ должен заменить действующие на сегодняшний день Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1999 года № 1335, который содержит устаревшие данные [1].

Для решения данной проблемы, связанной с длительным сроком перемещения гуманитарной помощи, предлагаем в Постановлении Правительства РФ от 4 декабря 1999 года №1335 законодательно установить контроль за целевым использованием гуманитарных товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС, а именно проблемы в отсутствии в законодательстве конечного получателя гуманитарной помощи. Необходимо установить в следующе й формулировке:

Конечный получатель – это физические лица, относимые к числу малоимущих, социально незащищенных, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, которое осознает свою потребность в гуманитарной помощи и обладающие правом на ее получение и использование [3].

Необходимо законодательно урегулировать правоотношения между получателем и конечным получателем, это позволяет пресечь незаконные схемы ввоза гуманитарной помощи в упрощенном виде и порядке на таможенную территорию ЕАЭС для нецелевого использования, а, например, для продажи. Необходима разработка единообразного механизма распределения помощи между конечным получателем [4].

В этой связи представляется целесообразной разработка рекомендаций для получателей гуманитарной помощи по организации распределения гуманитарных товаров среди конечны получателей, основываясь на позитивном опыте организаций получателей, например, Российском Красном Кресте. Подготовка данного документа может быть возможна на Комиссию по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве РФ [5].

Так практика распределения помощи, применяемая Российским Красным Крестом, видится достаточно прозрачной и доступной. В целях реализации плана действий по оказанию гуманитарной помощи населению в рамках определенного проекта РКК осуществляет следующие действия (табл.) [5].

Таблица

Действия РКК при реализации проекта по оказанию гуманитарной помощи

№1

установление оперативного контакта с местными органами власти (администрациями пострадавших районов, департаментами здравоохранения и МЧС) в целях постоянного отслеживания ситуации, а также координации действий по оказанию помощи и содействия в реализации проекта;

№ 2

сбор списков пострадавших, нуждающихся в рамках реализуемого проекта для выдачи гуманитарной помощи;

№ 3

содействие в выделении автотранспорта и складских помещений на безвозмездной основе;

№ 4

договоренность о привлечении дополнительных волонтеров для проведения акций раздачи помощи;

№5

оповещение пострадавших;

подготовка помещения, пункта выдачи помощи.

Источник: составлено автором

Следует отметить необходимость подкрепления каждого из совершаемых действий сопроводительными документами, которые впоследствии будут предоставляться в контролирующие органы в виде отчета.

Видится логичным внедрение системы «обратной связи» конечного получателя с получателями и донорами в процессе гуманитарного содействия.

Индикатором правильности использования предоставляемых получателям льгот является передача гуманитарных товаров лицам, обладающим правовым статусом, нуждающимся в них. Отнесение граждан к данным категориям основывается на определении размера среднедушевого дохода, количества несовершеннолетних детей в семье, полноты семьи, а также наличия трудной жизненной ситуации, которое подтверждается фактами инвалидности, сиротства, безработицы и т.п. На основании перечисленных критериев граждан следует относить к нуждающимся в гуманитарной помощи [3].

Для гуманитарных нужд требуется также определение понятия «пострадавший от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий». Пострадавший – это лицо, которое пострадало, т.е. подверглось чему-нибудь неприятному, терпело ущерб от чего-либо. Отметим, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.

Списки пострадавших составляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация. Как показывают материалы судебной практики, статус пострадавшего от чрезвычайной ситуации требует подтверждения.

Так, видится логичным предоставление гуманитарной помощи для удовлетворения первичных, жизненно важных потребностей после чрезвычайного происшествия. При этом требуется подтверждение факта претерпевания неблагоприятных последствий в результате чрезвычайной ситуации и потребности в гуманитарных грузах для отнесения лица к числу нуждающихся [5].

В этой связи, предлагаем сведения о конечных получателях включать в документы, предоставляемые в целях поучения удостоверения, подтверждающего принадлежность средств, товаров, работ, услуг к гуманитарной помощи [5].

Следовательно, при совершении таможенных операций сведениями о конечных получателях будут обладать таможенные органы, что упростит их деятельность по проведению контроля за целевым использованием условно выпущенных товаров в качестве гуманитарной помощи так как их проверки проводятся не только в отношении получателя, но и конечных получателей.

Для решения проблемы, заключающейся в том, что понятие гуманитарной помощи в российском законодательстве не содержит таких видов целевого назначения как предупреждение или предотвращение чрезвычайных происшествий, полагаем целесообразным дополнить ст. 1. Федерального Закона от 4 мая 1999 года № 95-ФЗ положением, предусматривающим направление гуманитарной помощи также с целями предупреждения и предотвращения чрезвычайных происшествий [2].

Таким образом, данные предложения необходимо реализовать с целью повышения социальной и экономической эффективности товаров, перемещаемых через границу в качестве гуманитарной помощи.

Очевидна необходимость разработки и принятия нормативно-правового акта, регламентирующего порядок организации, подготовки и получения гуманитарной помощи, процедуры ее приемки и проверки по количеству и качеству, соответствия маркировкам, упаковкам и технической документации.

Оказание гуманитарной помощи и ее перемещение через таможенную границу ТС обладает особой социальной значимостью. К гуманитарному содействию прибегают в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций в целях облегчения страданий нуждающихся, а также оно направлено на категории малоимущих и социально незащищенных лиц [4].

К отличительным признакам гуманитарной помощи следует отнести ее международный характер, что увязывает механизм ее оказания с действиями лиц по перемещению через таможенную границу Таможенного союза. Отмечается безвозмездный характер данного содействия, предопределяющее использование данных товаров в четко регламентированных целях, а также освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов лиц, ее получающих.

Текст статьи
  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
  2. Федеральный закон РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  3. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условия их помещения под такую таможенную процедуру».
  4. Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию таможенного союза».
  5. Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 377 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации».
Список литературы