Главная
АИ #46 (125)
Статьи журнала АИ #46 (125)
Логоритмика как средство интеграции образовательных областей в работе с детьми с...

Логоритмика как средство интеграции образовательных областей в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

логопедическая ритмика
логоритмика
музыка
речевые нарушения
коррекция

Аннотация статьи

В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре с использованием логопедической ритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, показаны разнообразные приемы коррекционной работы специалистов, направленные на всестороннее развитие детей, а именно, физическое, музыкальное развитие, а также развитие коммуникативных умений и навыков.

Текст статьи

В последнее время отмечается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью нарушений всех компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической строя, связной речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения в двигательной сфере, а именно, плохая координация движений, замедленное формирование пространственно-временных представлений, трудности переключения, наблюдается недостаточная координация движений пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики [1, с.25]. Также у детей отмечается слабое слуховое восприятие музыки, несогласованность движений и музыки, трудности в выполнении танцевальных движений, проблемы при запоминании текста песен, в определении характера музыки, что в итоге приводит к замкнутости, неактивности на музыкальных занятиях. Следует отметить, что дети с ОВЗ зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, следовательно, перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, вялостью и апатией. С этим может быть связана и эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменах настроения, капризности или плаксивости [3, с.154].

Современный этап развития системы помощи детям с речевыми нарушениями, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на интеграцию образовательных областей. В связи с этим необходима совместная целенаправленная работа всех педагогов ДОУ [1, с. 78].

Наряду с традиционными методиками работы с детьми с ОВЗ эффективной является логопедическая ритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки. Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому развитию детей, формированию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, эмоциональной отзывчивости и музыкально-ритмического чувства. Логоритмика учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально-речевые способности.

Логоритмика также является наиболее важным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием включений в занятия элементов логопедической ритмики у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Цели логоритмического воздействия:

  • развитие слухового внимания;

развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
  • формирование и развитие кинестетических ощущений;
  • воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другой;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • развитие певческого диапазона голоса;
  • развитие чувства ритма;
  • воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
  • воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей с ОВЗ и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Логоритмические упражнения призваны помочь в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Основной принцип этой работы – тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ. Занятия по логоритмике проводят совместно специалисты: музыкальный руководитель и логопед, инструктор по физической культуре и логопед, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. В занятиях принимает участие также воспитатель, работающий с данной группой детей, родитель, закрепляющий полученные навыки [4, с 19].

Реализуя образовательные области «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» каждый специалист включает в свои занятия элементы логоритмики, решая следующие задачи: развитие речевого дыхания, формирование и развитие артикуляционного аппарата, развитие общей и мелкой моторики, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, развитие темпа, просодики, фонематического слуха и слухового восприятия, укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, усвоение теоретических знаний в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия, воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.

Логопед включает в занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, совершенствуются все виды внимания и памяти.

Инструктор по физической культуре включает в занятия разные виды ходьбы, перестроений, бега под музыкальное сопровождение, упражнения с речевками, использует элементы логоритмики в общеразвивающих упражнениях в основных виды движений, игры и игровые упражнения малой подвижности со словесным сопровождением.

Таким образом, включение специалистами ДОУ в свои занятия элементов логоритмики позволяет сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повышать эффективность в работе и получать стабильные результаты. Комплексное логоритмическое воспитание способствует всестороннему развитию детей с ОВЗ, а именно, нормализации речевого развития, содействует физическому и музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников [3, с. 37].

Список литературы

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб., 1999.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Часть 1. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64с. – (Библиотека Логопеда).
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., 2003.
  4. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г.Р. Шашкина. – М.: Академия, 2005. - 192с.

Поделиться

1258

Гладких М. К., Евдокимова И. В., Мишурова Г. В., Погореленко А. П. Логоритмика как средство интеграции образовательных областей в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ // Актуальные исследования. 2022. №46 (125). Ч.II.С. 90-92. URL: https://apni.ru/article/4953-logoritmika-kak-sredstvo-integratsii-obrazova

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января