В последнее время отмечается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью нарушений всех компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической строя, связной речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения в двигательной сфере, а именно, плохая координация движений, замедленное формирование пространственно-временных представлений, трудности переключения, наблюдается недостаточная координация движений пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики [1, с.25]. Также у детей отмечается слабое слуховое восприятие музыки, несогласованность движений и музыки, трудности в выполнении танцевальных движений, проблемы при запоминании текста песен, в определении характера музыки, что в итоге приводит к замкнутости, неактивности на музыкальных занятиях. Следует отметить, что дети с ОВЗ зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, следовательно, перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, вялостью и апатией. С этим может быть связана и эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменах настроения, капризности или плаксивости [3, с.154].
Современный этап развития системы помощи детям с речевыми нарушениями, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на интеграцию образовательных областей. В связи с этим необходима совместная целенаправленная работа всех педагогов ДОУ [1, с. 78].
Наряду с традиционными методиками работы с детьми с ОВЗ эффективной является логопедическая ритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки. Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому развитию детей, формированию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, эмоциональной отзывчивости и музыкально-ритмического чувства. Логоритмика учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально-речевые способности.
Логоритмика также является наиболее важным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием включений в занятия элементов логопедической ритмики у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Цели логоритмического воздействия:
- развитие слухового внимания;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
- развитие фонематического слуха;
- развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
- формирование и развитие кинестетических ощущений;
- воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другой;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- развитие певческого диапазона голоса;
- развитие чувства ритма;
- воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
- воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей с ОВЗ и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Логоритмические упражнения призваны помочь в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Основной принцип этой работы – тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ. Занятия по логоритмике проводят совместно специалисты: музыкальный руководитель и логопед, инструктор по физической культуре и логопед, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. В занятиях принимает участие также воспитатель, работающий с данной группой детей, родитель, закрепляющий полученные навыки [4, с 19].
Реализуя образовательные области «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» каждый специалист включает в свои занятия элементы логоритмики, решая следующие задачи: развитие речевого дыхания, формирование и развитие артикуляционного аппарата, развитие общей и мелкой моторики, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, развитие темпа, просодики, фонематического слуха и слухового восприятия, укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, усвоение теоретических знаний в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия, воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность.
Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.
Логопед включает в занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, совершенствуются все виды внимания и памяти.
Инструктор по физической культуре включает в занятия разные виды ходьбы, перестроений, бега под музыкальное сопровождение, упражнения с речевками, использует элементы логоритмики в общеразвивающих упражнениях в основных виды движений, игры и игровые упражнения малой подвижности со словесным сопровождением.
Таким образом, включение специалистами ДОУ в свои занятия элементов логоритмики позволяет сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повышать эффективность в работе и получать стабильные результаты. Комплексное логоритмическое воспитание способствует всестороннему развитию детей с ОВЗ, а именно, нормализации речевого развития, содействует физическому и музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников [3, с. 37].