В настоящее время в мире с каждым днем все больший интерес вызывает новая цифровая технология – сделки, связанные с куплей-продажей невзаимозаменяемых токенов (NFT). Данные цифровые объекты являются финансовыми инструментами, используемые как людьми, так и компаниями для увеличения своих активов посредством реализации токенов за криптовалюту.
NFT пользуются огромной популярностью среди коллекционеров, инвесторов, художников и энтузиастов, желающих захватить новый рынок и заработать немалые деньги. Вместе с тем можно наблюдать, как огромное количество художников продают виртуальные произведения за нереально большие суммы. К примеру, художник Beeple продал NFT, которое называется «Everydays: the First 5000 Days», по стоимости более чем за69 миллионов долларов США [6].
Таким образом, в настоящее время имеется острая необходимость в упорядочении регулирования выпуска NFT на законодательном уровне, в повышении эффективности такого правового регулирования данной технологии, что обусловило актуальность настоящей статьи.
Целью данной работы является проведение анализа законодательного регулирования защиты авторских прав в сфере NFT, а также предложение путей, направленных на совершенствование оборота NFT.
Данная отрасль IT технологий и цифровизации является менее урегулированной в отличие от криптовалюты.
NFT (non-fungible token) в переводе с английского означает «невзаимозамняемый токен». Данное свойство порождает его уникальность, поскольку данный объект существует исключительно в одном экземпляре, зашифрованный в определенных кодах и размещенный на электронной площадке.
В качестве примера можно привести наиболее распространённую базу для создания NFT - Ethereum, где каждая криптографическая единица учёта является взаимозаменяемой, однако NFT, созданный на блокчейне Еthereum, уникален, ведь он представляет собой отдельный цифровой элемент, а, следовательно, он не может заменить другой элемент, а также сам не может быть заменён другим элементом. Технологический аспект данного вопроса определяется тем, что NFT признаётся цифровым сертификатом, который содержит всю информацию о товаре. В свою очередь цифровой товар может иметь любую форму (наиболее распространены изображения, видео, аудио и т.д.).
Однако токенизировать можно и цифровое искусство, предметы компьютерных игр, недвижимость в виртуальной вселенной. При этом, необходимо отметить, что в мире были случаи, когда в цифровой сертификат было заложено право собственности на недвижимое имущество, поэтому говорить о том, что NFT может содержать только изображения, видео, аудио является некорректным [1, c. 52].
Еще одним признаком NFT, кроме его невзаимозаменяемости, является неразрывность по сравнению с взаимозаменяемыми токенами. Рассмотрим на примере криптовалюты Ethereum. Современные криптобиржи предлагают купить не только целый токен, но и определённую его часть. Конкретные ограничения в покупке меняются от биржи к бирже, но в этой ситуации важно то, что взаимозаменяемые токены фактически являются ещё и раздельными. В свою очередь, NFT является отдельным цельным объектом, который нельзя разделить на части, и, собственно, в этом и заключается природа его возникновения.
Оборот NFT возможет только на специализированных площадках, таких как Rarible, OpenSea, Discord и др. Однако, в условиях проводимой санкционной политики стран Запада и Европейского Союза, существуют трудности в реализации NFT на указанных площадках.
Следует отметить, что 19 мая 2022 года в Государственной Думе зарегистрирован законопроект № 126586-8 «О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в виде невзаимозаменяемых токенов)» (далее – законопроект), который предусматривает дополнение части 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвёртая), а именно перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, еще одним видом - невзаимозаменяемым токеном уникального цифрового актива (изображений, видео или другого цифрового контента или актива) в виде невзаимозаменяемых данных, хранящихся в системе распределенного реестра (системе блокчейн).
Однако, представленный законопроект не содержит положений, устанавливающих к какому из виду объектов права интеллектуальной собственности будет относиться невзаимозаменяемый токен уникального цифрового актива [2, c. 117].
Кроме того, согласно официальному отзыву Правительства Российской Федерации на законопроект от 30 августа 2022 года из содержания законопроекта остаются непонятными критерии охраноспособности предлагаемого объекта интеллектуальной собственности, срок действия и порядок отчуждения исключительного права на него. В связи с чем, Правительством Российской Федерации в конечном итоге не былподдержан данный законопроект.
Вместе с тем предложенная в законопроекте формулировка невзаимозаменяемого токена уникального цифрового актива содержит ограниченный перечень видов цифровых прав, находящихся в NFT, что является некорректным и требует дополнительного законодательного регулирования поскольку такой токен может содержать и права на объекты, которые расположены в «реальном» мире.
Следует отметить, что NFT – это форма выражения (существования) объекта авторского права. Собственно, это и есть один из признаков объекта авторского права – объективная форма выражения. Следовательно, токенизированное произведение (фотография, видео, картина, рисунок, музыка и т.д.) при наличии оригинальности (творческого характера) является объектом авторского права. Однако, по нашему мнению, объектом авторского права является не само NFT, а именно NFT-произведение, то есть произведение, зафиксированное в специфической цифровой токенизированной форме.
Более того, это произведение в форме файла можно создать сразу как NFT-произведение или перевести в цифровую-NFT форму.
Очевидно, что большинство объектов авторского права могут быть токенизированы – фотографии, рисунки, видео, музыкальные произведения и т.п., что приводит к созданию NFT-произведения, т.е. существует не просто в цифровой форме, а в специфической цифровой токенизированной форме [3, c. 24].
После токенизации владелец NFT-объекта осуществляет все авторские права на это произведение самостоятельно: использует на собственное усмотрение, дает разрешение на использование NFT-произведения третьим лицам (в том числе с применением смарт-контрактов).
Автор (владелец NFT произведения) может также отчуждать права на это произведение, заключив соответствующий договор (купли-продажи, дарения и т.п., обычно путем заключения именно смарт-контракта). При этом NFT (как одновременно и цифровой сертификат) свидетельствует об уникальности произведения, что позволяет повысить его стоимость и избежать в будущем незаконного распространения в цифровой среде (что присуще практически всем цифровым и оцифрованным объектам авторского права).
NFT – это одновременно доказательство уникальности произведения и фиксация информации о произведении и его авторе (владельце имущественных прав). Обращаем внимание, что в этом случае речь идет не об авторе произведения, которое было токенизировано, а именно о лице, осуществившем токенизацию произведения. Эти лица (автор произведения и лицо, токенизировавшее произведение) могут как совпадать, так и быть разными.
Токены хранятся в открытом блокчейне, поэтому информация об объекте, история его операций будет доступна и достоверна всегда, следовательно, NFT представляет собой право владеть оригинальной версией определенного объекта, NFT позволяет зафиксировать авторские права, подтверждаемые в блокчейне [4, c. 47].
Однако блокчейн не проверяет подлинность работ и не верифицирует автора на входе. Поэтому возможны споры относительно авторства на такие NFT-произведения, если токенизация осуществлена лицом, которое не является автором произведения и не обладает имущественными авторскими правами.
Поэтому, независимо от передачи имущественных авторских прав, автор первоначального произведения, которое в дальнейшем было преобразовано в NFT-произведение, может противодействовать такому преобразованию и запрещать дальнейшее использование такого произведения. Каким будет ответ судебной практики (в том числе зарубежной, ввиду безграничности цифровой среды) – спрогнозировать сложно. В то же время большинство таких споров должны решаться с учетом выводов судебных экспертиз в сфере интеллектуальной и компьютерно-технической экспертизы [5, c. 68].
Таким образом, NFT-произведение – это произведение, которое токенизировано автором (другим владельцем имущественных авторских прав), может охраняться как новейший объект авторского права, существующий в специфической цифровой форме. Законодательство в сфере авторского права практически не приспособлено для регулирования отношений по использованию произведений в цифровой среде, поэтому и NFT-произведения имеют неопределенный правовой режим.
Также считаем необходимым доработать законопроект в части расширения термина «невзаимозаменяемый токен уникального цифрового актива», определения сущности NFT, критериев охраноспособности предлагаемого объекта интеллектуальной собственности, срока действия и порядка отчуждения исключительного права на него в целях предоставления надлежащей правовой охраны такому объекту интеллектуальной собственности. Также после надлежащего законодательного регулирования NFT, целесообразно обеспечить нормативное регулирование вопросов налогообложения операций с такими NFT, и создание специализированной площадки в Российской Федерации, позволяющей осуществлять оборот NFT.