Главная
АИ #46 (125)
Статьи журнала АИ #46 (125)
Организация художественного пространства в пьесе П.В. Кучияк «Чейнеш»

Организация художественного пространства в пьесе П.В. Кучияк «Чейнеш»

Автор(-ы):

Самажанова Гульдана Николаевна

Секция

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

П.В. Кучияк
пьеса
Чейнеш
художественное пространство

Аннотация статьи

В научной статье малоизученная пьеса алтайского писателя-драматурга П.В. Кучияка. Автор выявляет особенности организации художественного пространства в пьесе «Чейнеш» и связывает с сюжетом произведения.

Текст статьи

Алтайская драматургия тесно связана с именем П.В. Кучияка. В 30-е годы XX столетия на Алтае, да и в Сибири не было человека, равного по дарованию Павлу Васильевичу Кучияку (1897-1943). Он был в свое время одновременно и сказителем, и сказочником, и музыкантом-импровизатором, носителем и собирателем фольклора, переводчиком, поэтом, прозаиком, драматургом, актером.

Художественное пространство – это существенная характеристика поэтического мира любого высокохудожественного произведения. Оно придает всему произведению внутреннее единство и завершенность.

В современном литературоведении выделяется несколько видов художественного пространства: абстрактное и конкретное пространство, закрытое и открытое пространство, пограничное пространство, природно-географическое пространство, пространство цивилизации, психологическое пространство, социальное пространство, фантастическое пространство.

Действие пьесы «Чейнеш» начинается в природно-географическом пространстве, в лесной ложбине. Таким способом Павел Васильевич показывает просторы природы Алтая и знакомит читателя с положительными героями, которые не имеют права спокойно гулять и петь по лесу из-за своего социального статуса. В открытой и свободной местности мы видим их настоящие личности, а не подавленные баем и другими высшими чинами. На фоне открытой местности герои ещё больше стремятся к обретению внутренней и внешней свободы:

Чейнеш. Хорошо бы превратиться в птицу, взлететь высоко, улететь далеко-далеко! Туда, где всегда лето, всегда светит яркое солнце…

Тяжёлый труд в лесу для героев пьесы приносит удовольствие и уединение с миром природы, что характерно для алтайского народа. Работа сопровождается игрой на шооре, песнями, разговорами с лесом, с камнями, с животными.

Во 2 картине Кучияк переносит действие в конкретно-замкнутое пространство, в аил Содона, отца главной героини. Павел Васильевич погружает читателей в бедность семьи Чейнеш, чтобы объяснить причину, по которой родители главной героини так беспощадны к дочери. В этом ему помогают пространственные элементы: железный таган, жёлтый от дыма занавес и низкая кровать. Ниже опускаться уже некуда. Разделение аила на женскую и мужскую стороны, присущие алтайцам, мы видим в аиле Содона. Также есть очаг. «Нет ничего главнее огня», – скажет любой алтаец. Огонь – хранитель родового и семейного счастья. Здесь же происходит завязка основного конфликта пьесы – сватовство Козуйта и Чейнеш.

В 3 картине драматург совмещает два вида пространства: природно-географическое и конкретно-замкнутое:

Большая поляна. Слева – аил Яжная. В аиле на женской половине – старый шелковый занавес, закрывающий кровать, на мужской – новая кровать. Три – четыре человека чистят поляну. В аиле находятся Ботпой и Ялакай.

Автор с помощью ремарки с указанием и описанием места действия резко противопоставил бедность семьи Содона богатству семьи Козуйта.

Большая поляна – пространство для проведения игрищ в честь помолвки Яжная и Чейнеш. Показывается для того, чтобы подразнить главную героиню свободой публики, которая собралась на это мероприятие. Это место является последним вздохом Чейнеш перед предстоящими издевательствами и унижениями.

Аил Яжная – некая темница для главной героини. В аиле совершаются все свадебные обряды: плетение кос, обряд с можжевельником и т.д. Это пространство является местом, где личность Чейнеш пытаются сломить, но воля и любовь к Каре преодолевают все эти невзгоды.

В 4 картине Кучияк возвращает действие в аил Содона. В стенах своего родного дома Чейнеш ищет защиту от разгневанного Яжная. И вновь мы слышим песни из уст героев.

События 5 картины происходят в большой пятистенной избе. Это конкретно-замкнутое пространство, которое служит главным местом сбора красноармейцев на Алтае. Неслучайно дом имеет пять стен. Это можно сопоставить с фразеологизмом “Искать пятый угол”, что означает искать спасение, чем данное здание и является. Эта изба спасает всех от злобного бая, которого убивает Чейнеш, что уже облегчает жизнь народу Алтая.

Итак, в пьесе П.В.Кучияк использует конкретно-замкнутое пространство, помогающее раскрыть конфликт между двумя сторонами, и природно-географическое пространство, которое раскрывает личности главных героев произведения и показывает красоту природы Алтая.

Художественное пространство в пьесе П.В. Кучияка играет важную роль в раскрытии основного мотива. Всего насчитывается 5 мест действия.

В пяти картинах своей пьесы драматург в равной мере использует конкретно-замкнутое и природно-географическое пространство. Повествование в пьесе начинается в природно-географическом пространстве, в лесной ложбине. С этим видом пространства мы встречаемся в 3 действий во время празднования свадьбы Чейнеш в большой поляне. Конкретно-замкнутое пространство представлено в виде аила Содона, аила Яжная и пятистенной избы.

Павел Васильевич возвращает действие в четвёртой картине в Аил Содона. Это самое родное место для главной героини, и завязка конфликта происходит именно там.

Итак, выбор пространства Кучияком не случаен. Конкретно-замкнутое пространство помогает показать богатство и бедность двух представленных в пьесе семей. Это мы чётко прослеживаем при описании аилов Содона и Яжная. Природно-географическое пространство иллюстрирует внешнюю и внутреннюю свободу двух социально неравных групп людей. Бедные служители бая, находясь в открытом пространстве, не имеют возможности на свободное передвижение. Их автор помещает в лесную ложбину, что не совсем можно отнести к открытому пространству. Но эти герои, будучи в неволе, обладают внутренней свободой. Они на протяжении действия поют песни, разговаривают с животными, играют в шоор, ведут душевные разговоры. Богатые же, напротив, имеют внешнюю свободу, но ограничены внутренне. Уважение, любовь к себе добиваются с помощью власти и насилия.

Список литературы

  1. Каташ С.С. В. Кучияк: К 100-летию со дня рождения. Горно-Алтайск, 1997.
  2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2001.
  3. Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства / Д.С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. – М.: Наука, 1979. – С. 335.
  4. Тебеков, В. Г. Художник и сцена в постановке драмы "Чейнеш" П.В.Кучияк / В. Г. Тебеков. - С. 149-151.
  5. Чочкина, М. П. Павел Кучияк и национальный театр / Сборник докладов/материалов: Дедина М.С., Актуальные проблемы алтайской драматургии в ХХI веке: к 120-летию Павла Кучияка.

Поделиться

178

Самажанова Г. Н. Организация художественного пространства в пьесе П.В. Кучияк «Чейнеш» // Актуальные исследования. 2022. №46 (125). Ч.I.С. 39-41. URL: https://apni.ru/article/4959-organizatsiya-khudozhestvennogo-prostranstva

Другие статьи из раздела «Филология, иностранные языки, журналистика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня