В настоящее время в системе дошкольного образования определены нормативные документы, в частности, Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, которые определяют отношения дошкольного учреждения и родителей.
В этих документах четко обозначена новая по сравнению с предшествующими временами позиция: «Родители являются полноправными участниками образовательного процесса». Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равно ответственными его участниками.
Характерной особенностью современной ситуации является увеличение количества неполных, конфликтных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями.
В свою очередь, выражается в формализации и обеднение контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, возрастающем дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что зачастую провоцирует ребенка к формированию неадекватной самооценки, проявлению неуверенности в своих силах, развитию отрицательных форм самоутверждения в обществе, а также в крайних случаях выражается в задержке психического и речевого развития.
Именно поэтому формирование педагогической культуры родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества, частью государственной социальной политики.
Повышение педагогической культуры родителей – одна из важнейших задач ДОУ, которая решается на основе доверительно-делового общения воспитателя с родителями. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка, где воспитанник получает образование, навыки общения с детьми и взрослыми, обучается организовывать собственную деятельность.
Однако эффективно овладеть такими навыками зависит, прежде всего, от отношения родителей к дошкольному учреждению. Без активного участия родителей в образовательном процессе развитие дошкольника будет не гармоничным.
Новую информацию до ребенка поможет донести четко налаженный контакт воспитателей и родителей. Манеру поведения ребенка очень трудно корректировать воспитателю, не зная особенностей его домашней жизни. Ради общей пользы родитель заинтересован в подробностях жизни своего малыша и может делиться с воспитателем своим видением процесса образования и воспитания.
Диалог между родителем и детским садом строится при одновременном влиянии родителей и дошкольного учреждения, он происходит на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его способностей и веры в свои силы, его положительных качеств.
В такой позитивной роли воспитатель является равноправным партнером в воспитании, к нему прислушиваются, ему доверяют. Необходимо так же учитывать желание родителей взаимодействовать с ДОУ, их возраст, наличие или отсутствие специальных знаний необходимых для воспитания детей. Для повышения педагогической культуры родителей педагог обязан владеть навыками организацией фронтальной, групповой и индивидуальной работой с родителями. Каждый родитель должен ясно представлять себе, какие задачи решаются воспитателем, что входит в понятие дошкольное образование, детский сад, чем занимаются дети в течения дня, какие предъявляются требования к их поведению.
Привлекая родителей к активной жизни детского сада, держа их в курсе всех событий, они станут помощниками и единомышленниками воспитателя. Работа с родителями является сложнейшей задачей как в психолого-педагогическом, так и в организационном плане.
С родителями в дошкольном учреждении воспитатель начинает работать при поступлении ребенка в детский сад. Собирается информация о родителях и его ребенке, выявляются проблемы, с которыми сталкиваются в развитии и воспитании ребенка дома, составляется «Социальный паспорт». В процессе совместных мероприятий и индивидуальных консультаций родители получают ответы на интересующие их вопросы. Для изучения педагогической культуры родителей используют следующие методы: анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдение.
В современном мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование, в нашем случае – это формировать педагогическую культуру в современных требованиях.
При этом образование родителей важно строить не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности. Все более востребованными становятся правовое, гражданское, художественно-эстетическое, национально-патриотическое, медицинское просвещение. Сохраняет свою актуальность научное просвещение, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.
О.Л. Зверева выделяла в качестве основных черт педагогической культуры, педагогический такт, умение быть чутким, справедливым, наблюдательным. Основная задача ДОУ: повышение педагогической культуры родителей в современных условиях.
Переходя к новому качеству формирования педагогической культуры родителей непросто, поскольку требуется другой, более сложный уровень мышления. Мыслить «по-старому» значит сталкиваться с сопротивлением современных родителей.
На сегодняшний день идет поиск новых путей развития, педагогической культуры родителей, включая в себя современные требования. Современная работа с родителями может строиться на следующих основных положениях, определяя его содержание, организацию и методику.
- На основе доброжелательной критики и самокритики взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей. Укрепление авторитета педагога и родителей.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и его родителю, учитывая их интересы и способности.
- Системность и последовательность работы.
- Цели и задачи воспитания ребенка хорошо поняты родителями.
Разностороннее педагогическое развитие родителя предусматривает ознакомление с основами теоретических знаний и практической работы с детьми. Практикуются также формы повышения повышение культуры родителей, где принимают участие детей, педагоги и сотрудники учреждения.
К ним относятся спортивные мероприятия, спектакли, концерты, совместные праздники и многое другое. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Первоочередная задача воспитателя побудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники. Все это в зоне особого внимания педагогического коллектива для самообразования родителей.
Формирование педагогической культуры родителей в современных требованиях зависит и от самого воспитателя детского сада. Чуткость, доверительный тон вызывает ответное желание поделиться своими переживаниями не только у ребенка, но и у их родителей. Если родители обладают определенной педагогической культурой, знаниями и умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей, им удастся успешно воспитывать дошкольников.
Формирование педагогической культуры родителей в современных условиях необходимо, прежде всего, для детей.
Под педагогической культурой родителей можно выделить и определить в понятие интегративное качество, представляющее единство ценностей, деятельностных проявлений, сущностных сил личности родителей, которые направлены на творческую реализацию процесса воспитания ребенка в семье, представленного мотивационно-потребностный (аксиологический), содержательно-информативный и деятельностно-технологический компонентами.
Таким образом, описанные формы и методы помогут подвести родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые способы воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которые необходимо применять к индивидуальности ребёнка.
Самонаблюдение окажет помощь родителям определить эффективность используемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения. Главной ценностью педагогической культуры родителей является ребенок – его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимно-обогащающего влияния семейного и общественного воспитания.
Использование разнообразных форм работы педагога с родителями в ДОУ с применением методов активизации родителей будет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.
Таким образом, проведенный анализ, проблем изучения педагогического опыта формирования культуры родителей: в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и родителей лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть воспитатели, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.
А разнообразные формы работы только помогут сделать это общение наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителей. В процессе сотрудничества формируется педагогическая культура родителей.