Межведомственная (сопряженная) унифицированная система тылового обеспечения (МУСТО)
Система тылового обеспечения всех силовых структур государства, введена в действие с 1 января 2006.
Главным смыслом создания МУСТО, является то, чтобы эта система была дешевой, надежной, способной эффективно решать задачи по тыловому обеспечению силовых структур государства, а также позволила оптимизировать систему их жизнеобеспечения, снизить затраты и на ее обслуживание и нагрузку на бюджет.
В рамках границ исследования рассмотрена модель МУСТО тыла вооруженных сил Российской Федерации. Она рассматривается как экономическая модель, включающая в себя две взаимосвязанные стороны производственные силы (материальное содержание) и производственные отношения (социально экономическая форма). Кроме того, в функциональном плане, тыл вооруженных сил Российской Федерации представлен в виде производящей и потребляющей системы. Исходя из вышеуказанных методологических посылок, МУСТО рассматривается как военно-экономическая система.
Под МУСТО вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов понимается построение по территориальному принципу системы складских, коммуникационных, транспортных, медицинских и других баз различных ведомств, управляемых единым межведомственным органом. Это позволяет осуществлять тыловое обеспечение войск (сил), независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности как дислоцирующихся в пределах границ военного округа, так и прибывающих на его территорию для выполнения различных служебно-боевых задач.
Актуальность данной темы возросла при взаимодействии силовых структур Российской Федерации во время выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики и проведения специальной военной операции на территории Украины.
Строительство современного тыла вооруженных сил Российской Федерации проводится в целях наиболее эффективного использования выделяемых ресурсов для обеспечения войск (сил), на основе правовых, политических, организационно-структурных предпосылок. Главной целью перехода к МУСТО вооруженных сил Российской Федерации является повышение эффективности тылового обеспечения всех воинских формирований на основе интеграции соответствующих органов силовых министерств и ведомств Российской Федерации, для их совместного, рационального использования имеющейся материально-технической базы и инфраструктуры.
Все виды и рода вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в тыловом отношении обеспечиваются в системе МУСТО.
Проблемы и перспективы тылового обеспечения в условиях функционирования МУСТО неоднократно изучались и анализировались. Данная работа позволила не только органически войти другим войскам, воинским формированиям и органам в систему МУСТО, но и получить научные результаты, которые легли в основу концепции функционирования МУСТО для всех силовых структур.
Безусловно МУСТО подлежит постоянному анализу в условиях проведения военных операций и выполнения специальных задач. Данный анализ может способствовать созданию комбинированной системы тылового обеспечения, в основу которой войдет МУСТО.
Способы совместных действий разноведомственного тыла стали основой достижения цели тылового обеспечения войск (сил) независимо от их ведомственной принадлежности, как по наиболее благоприятным временным, так и по экономически выгодным показателям.
Для МУСТО, можно установить ряд характерных черт, внутренне свойственных тылу как военно-экономической системе:
во-первых, МУСТО – большая и сложная военно-экономическая система, которая функционирует в военной организации государства и экономически обеспечивает все силовые структуры;
во-вторых, МУСТО состоит из двух взаимосвязанных между собой элементов производительных сил (силы и средства) и производственных (военно-экономических) отношений. Материальное содержание МУСТО, облекается в определенную социально-экономическую форму и развиваться в направлении создания мощной материально-технической базы тыла и формирования высокого профессионального потенциала личного состава. В свою очередь социально-экономическая форма тыла (военно-экономические отношения) должны совершенствоваться в направлении согласованности действий всех звеньев службы по достижению последовательных целей, сообразуясь при этом с личными, коллективными и общественными интересами. Для этого использованы все элементы экономического механизма функционирования МУСТО, в том числе правовые нормы и нормативы. В итоге это содействует более динамичному и устойчивому развитию производительных сил МУСТО;
в-третьих, итоговым результатом деятельности МУСТО является услуга, предоставляемая войскам всех силовых структур. Эта услуга может быть представлена как в материально-вещественной форме (создание определенной продукции) в самой МУСТО и в нематериальной форме (организация и осуществление закупочно-заготовительной работы) в интересах обеспечения силовых структур материальными ресурсами. Таким образом, с точки зрения теории и методологии МУСТО это производящая и потребляющая система.
Из вышесказанного следует, что основными слагаемыми МУСТО в функциональном отношении являются две системы (подсистемы) производящая и потребляющая. К производящей системе относится материальный сектор экономики тыла, в котором создаются материально-вещественные ценности, идущие в потребление внутри МУСТО. Потребляющая система включает в себя службы материального обеспечения и хозяйствующие субъекты служб по видам материального обеспечения. Эти субъекты потребляют часть выделенных экономических ресурсов для функционирования самой МУСТО, а большая их доля через управления распределяется и перераспределяется непосредственно по частям и подразделениям силовых структур. Все это, в конечном счете, означает, что МУСТО осуществляет две основные функции производственную и распределительно-потребляющую.
Вместе с этим трудовая деятельность МУСТО подразделяется на непосредственно производительный труд, который производится в сфере материального производства экономики тыла и характеризуется созданием готовой продукции, годной к конечному потреблению или к дальнейшей переработке, относительно производительный труд, который производится в нематериальном секторе экономики тыла, в ее инфраструктуре.
В отличие от непосредственно производительного труда, этот труд не создает материально-вещественных благ, но создает услугу, то есть этот труд направлен на материальное обеспечение силовых структур. Главное экономическое пространство применения данного вида труда – это экономическое обеспечение частей и подразделений силовых структур. Отсюда, можно сказать, что труд в сфере МУСТО – это труд производительный (абсолютно и относительно) так как он достигает последовательной цели, а следовательно, и имеет определенную полезность.
Таким образом, образование МУСТО есть объективная необходимость. Она формируется на основе объединения служб по видам материального обеспечения вооруженных сил с органами обеспечения материальными ресурсами других силовых структур на принципах научности, системности, комплектности и единства.
Из анализа порядка взаимодействия, которое образуется в результате слияния служб по видам материального обеспечения вооруженных сил Российской Федерации со службами по видам материального обеспечения других силовых структур (Росгвардия, Министерство внутренних дел, Федеральная службы безопасности и другие) в рамках МУСТО очевидно, что есть определенная необходимость в создании единого центра управления МУСТО, который будет осуществлять общее руководство материальными субъектами и их деятельностью.
Данная потребность появилась после анализа порядка снабжения, взаимодействия и учета вооруженных сил Российской Федерации со службами по видам материального обеспечения других силовых структур в специальной военной операции на территории Украины.
Руководство МУСТО необходимо будет решать следующие задачи:
- планирование совместного применения органов управления обеспечением материальными ресурсами всех силовых структур в мирное, военное время и в кризисных ситуациях;
- координация работ по развитию региональной материальной базы различной ведомственной принадлежности в мирное и военное время;
- оперативное реагирование на возникающие потребности в материальных средствах вооруженных сил, других войск, воинских формирований в экстремальных ситуациях и в вооруженных конфликтах;
- согласование вопросов по своевременному проведению взаиморасчетов за поставляемые материальные средства и услуги и проведение сверок с управлениями по видам материального обеспечения других силовых структур.
Механизм функционирования МУСТО должен дополнительно включать в себя:
- создание и использование правовой нормативной базы;
- устранение параллелизма в структурных органах управления обеспечением материальными ресурсами;
- использование единых складов и баз для хранения и выдачи материальных средств;
- упорядочение системы подготовки кадров тыла в единых военно-учебных заведениях;
- определение и принятие единой системы финансирования;
- использование бюджетных и внебюджетных средств, кредитов по единому замыслу и плану;
- налаживание более рациональной системы производственной и маркетинговой деятельности субъектов (объектов) тыла;
- экономически обоснованное заключение контрактов с субъектами рынка и предоставление им лизинга;
- разработку норм и нормативов по оплате транспортных и других услуг;
- внедрение в практику обеспечения материальными ресурсами силовых структур Государства экономических рычагов и стимулов;
- организацию аудиторских проверок и ревизионных работ.
Ежегодно продолжается работа по переработке межведомственной нормативной правовой базы. Так же действуют множество приказов министерств силовых структур Российской Федерации об особенностях тылового обеспечения Федеральных органов.
МУСТО является успешной, совместной деятельностью Министерства обороны Российской Федерации и других силовых структур, которая постоянно совершенствуется и приводится к унификации различных процессов.
В связи с Вышеизложенным можно сделать вывод, что развитие МУСТО в дальнейшем будет осуществляться по таким направлениям как повышение качественных параметров за счет реализации современных рыночных механизмов закупки материальных средств на конкурсной основе, стандартизации и унификации предметов снабжения, совершенствования функционирования военного здравоохранения и подготовки кадров тыла, что на перспективу позволит перейти к единой системе тылового обеспечения всех силовых структур Российской Федерации.