Мир, в котором сегодня растут и развиваются дети, кардинально отличается от мира, где росли их родители. Присутствие информационно-коммуникационных технологий во всех сферах образования и жизни требует модернизации дошкольного образования, применение новых форм и методов [1].
Одной из такой форм, используемой в коррекционно-образовательном процессе ДОО, стал учебно-методический комплекс «Школа профессора Дроздова».
Учебно-методический комплекс «Школа профессора Дроздова» был разработан компанией «Научные Развлечения» для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста естественно-научным дисциплинам.
Учебно-методический комплекс содержит 28 тем из области окружающего мира, физических явлений, географии, различных изобретений.
В каждой из тем имеются карточки, из которых можно узнать информацию по интересующей теме.
Помимо карточек, учебно-методический комплекс включает в себя тесты по каждой из 28 тем. Тесты содержат вопросы, ответы на которые можно найти, прослушав информацию из карточек по интересующей тематике. Вопросы задает помощник Николая Дроздова – Ирина.
Функционал программы «Школа профессора Дроздова» обширен, включает не только теоретическую информацию, но и предлагает такую функцию как «создать занятие». При создании занятия можно комбинировать карточки из любой из 28 тем.
Учитывая специфику нашего дошкольного образовательного учреждения (а именно, в ДОО функционирует 10 групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе из них 8 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, 2 группы для детей с задержкой психического развития), мы постарались внедрить данный комплекс в коррекционно-образовательный процесс ДОО, поскольку его функциональные возможности позволяют это сделать.
Для того чтобы внедрить данный комплекс в коррекционно-образовательный процесс, мы использовали в работе одну из его функциональных возможностей – это возможность создать свою карточку.
Основными видами коррекционно-развивающей деятельности при организации групповых или подгрупповых занятий являются [3]:
- Коррекционно-развивающая деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи.
- Коррекционно-развивающая деятельность по формированию связной речи.
- Коррекционно-развивающая деятельность по формированию фонетико-фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте.
Исходя из этого, создание карточек и тестов отвечают данным направлениям и подчинены комплексно-тематическому планированию дошкольной образовательной организации.
Коррекционно-развивающая деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи проходит по следующим направлениям.
Словарная работа по теме, то есть это уточнение, расширение, активизация словаря по теме, формирование обобщающих понятий.
Данное направление реализуется посредством создания занятия с использованием того теоретического материала, который уже есть в учебно-методическом комплексе. Хочется отметить, что теоретическая информация, представленная в пособии, имеет научный характер, достоверна, подтверждена исследованиями.
Следующее направление коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических компонентов речи – это формирование навыка словообразования, то есть образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, относительных прилагательных, притяжательной формы прилагательных, сложных слов и т.д.
Для реализации данного направления коррекционно-развивающей деятельности в занятие «встраиваются» карточки по отработке навыков словообразования.
Например, когда проходят тему «дикие животные», то на карточке представлены дикие животные, а само задание к этой карточке звучит следующим образом: назови животных, которых ты видишь, ласково.
Помимо «встраивания» карточек в занятие, можно подобрать для детей только карточки (в количестве 10 штук, более программа не разрешает) для отработки уменьшительно-ласкательных форм, или относительных прилагательных, или сложных слов.
Следующее направление коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических компонентов речи – развитие грамматических категорий, а именно, образование единственного и множественного числа существительных, согласование в роде, числе и падеже существительных с прилагательными, согласование существительных, прилагательных с местоимениями ОН, ОНА, ОНИ и т.д.
Аналогично, как и в предыдущем направлении, созданные карточки или дополняют имеющиеся в учебно-методическом комплексе, тем самым получая полноценное занятие, или создаются новые карточки, которые направлены на развитие одного из компонентов грамматических категорий.
Следующим видом коррекционно-развивающей деятельности является деятельность по формированию связной речи.
Использование учебно-методического комплекса помогает нам разнообразить образовательную деятельность, направленную на формирование монологической речи, а именно обучение рассказыванию (пересказ рассказа/сказки по серии сюжетных картинок, составление рассказов по серии сюжетных картин, составление описательного рассказа с опорой на схемы, рассказ по сюжетной картине).
Например, занятие по составлению рассказа по сюжетной картине «Осень» составляется из 5 карточек, в каждой из которых содержится вопрос. Отличительной особенностью занятий по составлению рассказа по сюжетной картине является то, что в каждой карточке используется одна картинка, по которой и необходимо составить рассказ (например, по картинке «Осень»: какое время года изображено на картине? Какая погода бывает осенью? Что происходит с природой осенью? Что делают животные осенью? Что делают люди осенью?)
Также, используя данный учебно-методический комплекс, можно пересказывать сказку по серии сюжетных картинок. То есть в каждой карточке представлены различные картинки по сюжету сказки, под каждой картинкой имеется вопрос, на который необходимо ответить, тем самым, из ответов получается небольшой рассказ.
Следующий вид коррекционно-развивающей деятельности – это коррекционно-развивающая деятельность по формированию фонетико-фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте. Здесь работа направлена на развитие фонематического восприятия и дифференциации, на развитие звукового и слогового анализа и синтеза и т.д.
Для этого детям предлагаются карточки, которые можно использовать при организации занятия по обучению грамоте, то есть созданные карточки используются фрагментарно на традиционном занятии по обучению грамоте. Например, представлена карточка с изображением собаки, а текст к карточке: ребята, сделайте звуковой анализ слова, которое изображено на картинке. Соответственно, дети слушают инструкцию и выполняют задание.
Или следующее задание: напиши букву, которая обозначает первый звук в слове, последний звук. Также дети принимаются за выполнение задания.
Все вышеперечисленные задания можно использовать как на групповых и подгрупповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми, закрепляя работу по тем направлениям, которые вызывают трудности у ребенка.
Например, можно составить технологическую карту индивидуального занятия, которые состоит из 5 заданий, которые можно выполнить в течение 15 минут. Задания направлены на развитие фонетико-фонематических представлений у ребенка: определить количество гласных в слове, сделать звуковой анализ слова, напечатать слово, раздели слово на слоги, и покажи их схематически, придумай предложение по картинке и запиши его схему.
Также закрепить пройденный материал можно, используя функцию «создать тест», которая максимально расширяет возможности педагога по созданию тестов по любой тематике.
Также хочется отметить наиболее важную отличительную особенность учебно-методического комплекса «Школа профессора Дроздова» – это возможность его использования в онлайн-формате. Функциональные возможности учебно-методического комплекса позволяют педагогу составить необходимое занятие, использую имеющиеся в программе карточки и тесты, добавить свою информацию и практический материал и дать номер созданного занятия родителям (законным представителям) для выполнения его в домашних условиях.
Работу в онлайн-формате мы апробировали в своей образовательной организации при реализации технологии «Виртуальное гостевание», когда педагоги взаимодействовали с родителями (законными представителями), дети которых отсутствовали в детском саду по причине болезни. Педагоги сообщали номер занятия родителям, которое необходимо выполнить, а родители совместно с ребенком его выполняли.
Таким образом, использование в образовательном процессе функциональных возможностей учебно-методического комплекса «Школа профессора Дроздова» позволяет внедрять его в коррекционно-образовательный процесс и использовать в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.