На предприятии должна быть принята, как концепция, система рационального потребления и сбережения энергоресурсов. Система должна быть составной частью общей учетной политики предприятия. Система должна быть официально утверждена и принята к исполнению. Обязанности и ответственность за рациональное энергопотребление должны быть письменно зафиксированы и распространены между всеми звеньями процесса производства и включены в систему оценки результатов их деятельности.
Источник [1] в общем виде описывает процедуры управления качеством и качественного менеджмента – в том числе и энергетического менеджмента на предприятии.
В состав этих категорий входят:
- заявленная политика в сфере деятельности, в части энергосбережения – это достижение запланированного уровня энергетической эффективности;
- определение круга ответственных лиц за энергосбережение на предприятии, оформленных приказом;
- заявление состава целевых показателей энергетической эффективности в целом по предприятию и в отдельности для подразделений;
- планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- вовлечение всего персонала в повышение энергетической эффективности и его мотивация;
- постоянный анализ энергетической эффективности производства в целом и по подразделениям со стороны руководства;
- управление финансовыми ресурсами, направляемыми на повышение энергетической эффективности;
- мониторинг исполнения программ повышения энергетической эффективности.
Организация энергетического менеджмента
На предприятии должен быть организован энергетический менеджмент. Под термином энергетический менеджмент понимается совокупность информационных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, направляемых на эффективное управление процессами производства и потребления энергоресурсов предприятия. Энергетический менеджмент должен быть включён в структуру управления предприятием, распространяться на всё предприятие, с организацией связей со всеми подразделениями.
На предприятии в начальный период, наиболее подготовленным к проведению этой работы структурным подразделением является служба главного энергетика. Однако если на неё будут возложены обязанности организации энергетического менеджмента, то должны быть внесены изменения в должностные инструкции и нормативные документы предприятия.
Важное место в организации энергетического менеджмента занимает создание системы мотивации персонала по снижению затрат на энергетические ресурсы. Энергетические ресурсы являются объектами широкого организационного управления, а не только техническими элементами. Необходимо принять ряд организационных и мотивационных мер, в которых должно быть четко определено для всех уровней управления, что контроль над рациональным использованием и экономным расходованием энергетических ресурсов является одной из их управленческих обязанностей.
Мотивация персонала по снижению затрат на энергетические ресурсы без реализации всех мероприятий будет неэффективной и будет носить формальный характер.
Система мотивации должна учитывать, что каждый работник может и должен включиться в процессы энергосбережения и повышения энергетической эффективности основного и вспомогательного производства. В программу системы мотивации могут быть внесены следующие предложения:
- поощрение подразделений и работников, достигающих наилучших показателей в выполнении целевых показателей и повышении энергетической эффективности;
- утвердить план организационно-технических мероприятий по стимулированию персонала к энергосбережению;
- проведение периодических, перекрёстных локальных энергетических аудитов силами работников предприятия;
- издание памятки, брошюры, стенной газеты по способам энергосбережения применительно к специфике предприятия и способам энергосбережения на типовых рабочих местах и видах оборудования;
- объявление конкурса для работников предприятия на предложение проектов и рационализации для повышения энергетической эффективности;
- доведение предложений, поступивших на конкурс проектов повышения энергетической эффективности до всего персонала;
- популяризация опыта повышения энергетической эффективности и лучших предложений;
- создание единого банка информации по энергосбережению, доведение его до всех структурных подразделений в виде предложений инструкций;
- обеспечить информационную поддержку расходования энергоресурсов и достижения результатов по энергосбережению.
Мероприятия по повышению эффективности использования электрической энергии
1. Замена ламп накаливания на энергосберегающие
Мероприятие подразумевает замену ламп накаливания (ЛН) на компактно люминесцентные (КЛЛ).
В системе общего внутреннего освещения преимущественно используются люминесцентные лампы (ЛЛ) мощностью 18 и 36 Вт в 2-х и 4-х ламповых светильниках. Но, также используются лампы накаливания мощностью 60 и 100 Вт в количестве 200 шт. Установленная мощность ламп накаливания составляет 14,3 кВт.
Для повышения энергоэффективности систем освещения Предприятия необходимо заменить лампы накаливания на компактно-люминесцентные.
Замена ламп накаливания на энергосберегающие позволит снизить установленную мощность осветительной сети на 11,5 кВт. Экономия электроэнергии от замены ламп накаливания при времени работы осветительной сети – 2000 ч/год составит 23 тыс. кВтч/год. При усредненном тарифе на электроэнергию за 2019 г. 3,21 руб./кВтч экономия в денежном выражении составит 73,8 тыс. руб./год. Срок окупаемости предлагаемого мероприятия составит менее года при капитальных вложениях 27,2 тыс. руб.
2. Установка датчиков освещенности в наружном освещении
Датчики освещенности или сумеречные датчики отвечают за автоматическое включение осветительного оборудования в зависимости от яркости естественного освещения. Широкий ассортимент устройств для различных условий применения гарантирует своевременное включение и выключение освещения. Датчики освещенности (сумеречные датчики) следят за изменением степени освещенности и при прохождении естественного освещения заданного порога, включают или выключали освещение. Датчики могут устанавливаться как в новые системы освещения, так и в действующие (ставятся в разрыв электрической цепи). На предприятии предлагается установить 5 датчиков освещенности. При стоимости датчика 2300 р. затраты составят 11500 р.
При выполнении данного мероприятия наружное освещение будет работать в сутки на 30% меньше. При установленной мощности светильников 3,45 кВт экономия электроэнергии составит около 3,2 тыс.кВт.ч/год. В денежном эквиваленте при тарифе на электроэнергию в 3,21 р., составит 10272 р. Срок окупаемости мероприятия 1,1 года.
Мероприятия по повышению эффективности использования тепловой энергии
Сокращение потерь тепловой энергии через ограждающие конструкции Для регулирования потребления тепловой энергии в системе отопления узла связи (снижения потребления тепловой энергии при высоких наружных температурах, а также при внедрении энергосберегающих мероприятий) предлагается установка автоматизированного индивидуального теплового пункта (АИТП). Установка АИТП и наладка сети отопления (установка балансировочных клапанов на стояках) позволит экономить (только за счет подмеса обратной воды при благоприятных климатических условиях) 10-15 % тепловой энергии, затрачиваемой на отопление УС-3 (1273 Гкал в год). Объем экономии в год составит – 165,49 Гкал (13 % от потребления в 2019 году). В стоимостном выражении, в ценах 2019 года, объем экономии составит 179,54 тыс. руб.
Затраты на выполнения данного мероприятия с учетом стоимости АИТП, балансировочных клапанов, наладки теплового пункта и тепловой сети – 530 тыс. руб. Срок окупаемости предлагаемого мероприятия составит не более 3 лет.
Мероприятия по повышению эффективности использования воды
Основными направлениями в деятельности по повышению эффективности использования воды на объектах предприятия являются постоянный учет и мониторинг пообъектного водопотребления и качественная эксплуатация систем водоснабжения.
Важную роль в уменьшении нерационального расходования воды имеет применение современной водоразборной и наполнительной арматуры, предотвращающей утечки воды и уменьшающей расходы воды в процессе пользования.
Предлагается установить современную водоразборную арматуру с возможностью регулировки расхода воды и наполнительную арматуру. В умывальниках предлагается применять шаровые смесители с аэраторами.
Мероприятия по повышению эффективности использования моторного топлива
В последнее время растет интерес к использованию природного газа (ПГ) в качестве моторного топлива автомобилей. Необходимый бортовой запас топлива создается закачиванием ПГ в баллоны под давлением до 20 МПа на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях.
Автотранспорт, укомплектованный газотопливной аппаратурой, становится двухтопливным. Переход с газа на бензин и обратно осуществляется из кабины водителя переключателем. За счет возможности использования обоих видов топлива владелец транспортного средства всегда имеет выбор при неблагоприятных изменениях цен. По своим физико-химическим свойствам 1 куб.м природного газа замещает 1 л нефтяного топлива. В настоящее время средняя стоимость 1 л бензина марки АИ-92 равна 32 руб.; дизтоплива – 34,20 руб., а 1 куб. м природного газа – 14,40 руб. Целесообразность перевода автомобиля на КПГ:
1. Экономическая:
– экономия средств на закупку ГСМ, поскольку газ в 2-3 раза дешевле, чем бензин и дизельное топливо;
– невозможность искажений показателей датчиков при заправке автомобилей;
– стабильно низкие цены ресурсные;
– возможность работы двигателя и на жидком топливе;
– увеличение межремонтного периода в 1,5 раз;
– увеличение ресурса двигателя на 50%;
– увеличение срока службы моторного масла в 1,5 раз;
– увеличение срока службы свечей зажигания в 1,5 раз;
– отсутствие потерь в мощности двигателя и скорости автомобиля.
2. Экологическая:
– отсутствие в метане тяжелых фракций, засоряющих жиклеры и форсунки;
– кардинальное снижение токсичных выбросов в атмосферу, безопасность
Газобаллонное оборудование устанавливается снаружи автомобиля и при разгерметизации оборудования газ мгновенно улетучивается, т.к. находится под давлением 200 атмосфер, в то время как для взрыва метана необходимо его скопление в замкнутом пространстве и наличие искры.
Перечисленные факторы свидетельствуют, что применение метанового топлива не опаснее применения бензина и пропан-бутана.