Проведение мониторинга эффективности органов МСУ формирует возможность органам местной власти проанализировать, оценить свою работу и выявить дальнейшие области для развития и на основе этого определить цели для дальнейшей деятельности. В связи с этим необходимо рассмотреть показатели, позволяющие производить оценку деятельности, один из них – «общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, – всего, в том числе введенная в действие за один год».
Показатель отражен в «Сводном докладе о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления Алтайского края по итогам 2021 года» и соответствует показателю, приведенному в Указе Президента РФ от 28.04.2008 N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов» [3].
Согласно статистическому сборнику Федеральной службы государственной статистики «Жилищное хозяйство в России» общая площадь жилых помещений определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами, а также жилых и вспомогательных помещений в построенных населением индивидуальных жилых домах. Данный показатель измеряется и указывается в документах в метрах квадратных [4].
Данный показатель отражает обеспеченность жильем в муниципальном образовании, а также темпы роста жилищного строительства.
Рис.1. 10 муниципалитетов Алтайского края, достигших наилучших показателей общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя (2021 г.)
Результаты показателя «общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя» достигнуты путем проведения региональных и муниципальных программ, таких как:
- «Улучшение жилищных условий молодых семей на 2015 - 2024 годы» (г. Барнаул, г. Новоалтайск).
- «Земский доктор».
- «О социальной защите инвалидов в РФ» (Ключевской район).
- «Обеспечение жильем молодых семей 2020-2024 годы» (Курьинский район, Ключевской район, г. Белокуриха).
- «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края» (Солтонский район, Ключевской район, Солтонский район).
- «Сельский фельдшер».
- «Земский учитель».
- «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края».
В дополнение к уже приведенным программам, реализуемым в МО края и обеспечивающих увеличение значений показателей, можно отнести такую меру поддержки, как предоставления субсидии из федерального бюджета на улучшение жилищных условий. В Алтайском крае ветераны, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Названным категориям граждан предоставляются субсидии на приобретение или строительство жилья – по общекраевому списку в порядке очереди, в зависимости от даты постановки на учет.
Кроме того, в 2021 году капитально отремонтировано свыше 400 многоквартирных домов, расселено 34 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда, что в 1,4 раза больше, чем в 2020 году [2].
Рис.2. 10 муниципалитетов Алтайского края, имеющих наименьшие показатели общей площади жилых помещений, приходящихся на одного жителя (2021 г.).
Несмотря на то, что ранее перечисленные программы реализуются в части муниципалитетов, причиной довольно низких результатов указанного показателя может быть возникшая проблема – средний размер социальной выплаты, которую предоставляют, например, молодым семьям, нуждающимся в жилье, в 2021 году составил 880 тыс. рублей. Это значительно меньше в сравнении с 2020-м, когда эта сумма достигала почти 1,1 млн рублей.
В заключение, хотелось бы сказать, что сбор, систематизирование и анализ данных показателя оценки эффективности деятельности органов МСУ «общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, – всего, в том числе введенная в действие за один год.» необходимы, т.к. основные задачи органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства заключаются в создании условий для оформления в установленном порядке ввода в эксплуатацию ранее построенного жилья, оказании поддержки развитию массового и малоэтажного жилищного строительства с учетом современных строительных и энергоэффективных технологий, требований по благоустройству и инженерному обеспечению площадок строительства, соблюдении сроков и процедур, установленных административными регламентами предоставления муниципальных услуг, при предоставлении земельных участков и выдачи разрешений на строительство [1].
Активизация жилищного строительства во всех регионах России, в том числе и в Алтайском крае, является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти. Решение этой задачи ведет к повышению уровня обеспеченности населения жильем, снимает социальную напряженность в регионах, сокращает диспропорции на рынке жилья.