Российская Федерация позиционирует себя в мире как правовое социальное государство. Вторая глава Конституции РФ конкретизирует и развивает положения о человеке и гражданине, его правах и свободах как высшей ценности. В разные периоды времени ученые обращали внимание на то, что Конституция Российской Федерации исходит из принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства [1].
Адриановская Т. Л. [2, с.118] отмечает, что дешевая рабочая сила всегда была востребована на рынке труда и очень часто ее использование проводилось с нарушением закона. Среди всех прав, гарантированных Конституцией РФ, трудовые права граждан являются основополагающими и их соблюдение всеми субъектами трудовых правоотношении показывает фактическое положение дел с правовым статусом личности в государстве.
Право на труд закреплено в ст. 37 Конституции Российской Федерации. Право на труд является комплексным правом и реализуется в положениях, касающихся свободы труда, права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Немаловажное значение имеет запрещение принудительного труда, а также право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Провозглашенные права были бы декларативными, если бы не признавалось и не гарантировалось право на их защиту, в частности, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Большинство нарушений прав работников допускается из-за отсутствия эффективных механизмов защиты трудовых прав работников [3, с.127].
Право на защиту гарантировано государством, что не лишает работников возможности отстаивать свои права самостоятельно, то есть применять самозащиту. Ст. 45 Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом».
Трудовой кодекс РФ (ст. 352) содержит перечень основных способов защиты прав и свобод. К ним относятся:
- самозащита работниками трудовых прав;
- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
- государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- судебная защита.
Легального определения самозащиты в Трудовом кодексе нет. Многие ученые неоднократно пытались дать определение самозащите.
Например, М. Пресняков определяет самозащиту как предусмотренную трудовым законодательством возможность работника самостоятельно, своими правомерными действиями осуществлять защиту индивидуальных трудовых прав и законных интересов в пределах, установленных законом [4, с.51-70].
На наш взгляд, самозащита трудовых прав работников – это, в первую очередь, способ защиты трудовых прав, который представляет собой действия работника, направленные на пресечение нарушения его трудовых прав пли на восстановление нарушенного права.
Для самозащиты трудовых прав работников характерны следующие черты [5, с.11]. Работник самостоятельно обеспечивает реализацию субъективного права на защиту права без обращения в компетентные органы или суд. Самозащита предполагает только пассивное поведение работника, связанное с отказом от выполнения требований работодателя, которые нарушают его права, свободы и законные интересы.
Отказ от какого-либо требования является пресечением нарушения трудового права, например, права на безопасные условия труда, что позволяет отличить самозащиту от иных форм воздействия на поведение работодателя, например, проведение забастовки, суть которой заключается в приостановлении работы до достижения поставленной цели.
Отказ от выполнения требований работодателя не ограничен сроком и непосредственно обеспечивает защиту субъективного права работника путем бездействия. Самозащита не связана с каким-либо принуждением субъекта, нарушившего право к совершению определенных действий. Это объясняется тем, что целью самозащиты является пресечение действий, которые нарушают трудовые права. Чтобы принудить нарушителя трудовых прав к определенным действиям, необходимо использовать другие способы зашиты трудовых прав. Самозащита может быть использована в качестве способа защиты субъективных прав, свобод и законных интересов только самим работником. Работодатели не могут использовать такой способ зашиты своих прав, свобод и законных интересов. В ТК РФ самозащите трудовых прав работников посвящена статья 379 ТК РФ.
В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные ТК РФ, иными законами и другими нормативными правовыми актами. Согласно ст. 380 ТК РФ работодатели, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Самозащита возможна только в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом.
В других федеральных законах также может быть предусмотрено право на самозащиту, но пока они не приняты.
В соответствии с ТК РФ самозащита возможна в случаях:
- поручения работнику работы, не предусмотренной трудовым договором
- возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью работника.
Необходимо отметить, что вопреки названию ст. 379 ТК РФ, сформулированному как «Формы самозащиты», она предусматривает лишь одну форму – отказ от выполнения трудовых обязанностей, на что обращают внимание ученые [6, с.109-110]. Самозащита может применяться работником также в следующих случаях: если работодатель не обеспечил работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (ст. 220 ТК РФ), в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней (ст. 142 ТК РФ). Эти случаи рассматриваются как самостоятельные правовые явления.
По нашему мнению, отказ от выполнения трудовых обязанностей, когда он вызван грубым нарушением трудовых прав работника и имеет целью восстановление этих прав, должен признаваться самозащитой. Реализация права на самозащиту на практике может вызывать затруднения, в связи с чем возникает несколько проблемных вопросов: 1) об оплате периода приостановления выполнения трудовых обязанностей; 2) о необходимости присутствия работника на рабочем месте. Например, порядок и размер оплаты периода, когда работник не работал в связи с необходимостью защитить свои трудовые права, определен по отношению к конкретным видам самозащиты. Так, для защиты права на труд, отвечающий требованиям охраны труда (ст. ст. 219, 220 ТК РФ), установлена оплата как за простой не по вине работника. Видимо, правильнее было бы в этом случае оплачивать приостановку выполнения трудовых обязанностей как простой по вине работодателя в соответствии с ч. 1 ст. 157 ТК РФ, поскольку работодатель не выполнил обязанностей, возложенных на него трудовым законодательством.
В то же время по отношению к случаям незаконного перевода на другую работу такой подход вряд ли применим, поскольку работник фактически лишается возможности трудиться.
По сложившейся практике при восстановлении незаконно переведенного работника на прежней работе ему оплачивается время вынужденного прогула (ст. ст. 72, 394 ТК РФ). На время правомерного отказа от работы за работником сохраняются все права, предусмотренные Трудовым кодексом, иными законами и другими нормативными правовыми актами. Однако порядок и размер оплаты периода, когда работник не работал в связи с необходимостью защитить свои трудовые права, точно не определён, что является, на наш взгляд, упущением законодателя. По отношению к некоторым случаям самозащиты, например, при приостановке работы, в связи с задержкой заработной платы, никаких гарантийных выплат не предусмотрено, что существенно снижает значение и эффективность практического применения работниками этого способа зашиты трудовых прав.
Статья 379 ТК РФ не определяет, обязан ли работник после извещения работодателя об отказе от выполнения работы находиться на своём рабочем месте. Но принимая во внимание, что в силу ст. 4 ТК РФ работа, которую выполняет работник в случаях, когда он имеет право отказаться от её выполнения, относится к принудительному труду, он вправе не выходить на работу до устранения причин, вызвавших отказ от работы.
Продолжительность приостановки выполнения трудовых обязанностей в порядке самозащиты не ограничивается и определяется временем, необходимым для восстановления нарушенных прав и свобод работника. Самозащита трудовых прав осуществляется работниками свободно [7, с. 3]. Руководитель, иные должностные лица организации не имеют правовых оснований принуждать работника к выполнению работы, угрожать ему, оказывать какое-либо психологическое давление. Не допускается также привлечение работников, реализующих право на самозащиту, к дисциплинарной ответственности. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый работник имеет право на защиту своих прав и свобод, а также интересов, которые охраняются и гарантируются государством. Важным, на наш взгляд, является, условие о том, что все гарантии и права сохраняются за работником в полном объеме только в том случае, если он письменно предупредил работодателя пли его представителей. Самозащита в трудовом праве рассматривается как особая мера защиты. Говоря о востребованности самозащиты трудовых прав на практике, следует отметить, что работники прибегают к данному способу при наличии существенных нарушений своих трудовых прав.
В законодательстве самозащита работниками трудовых прав стоит на первом месте, но основная часть работников не пользуется этим правом, так как они считают, что в нашей стране с ее прочными традициями государственного управления, более эффективной и надежной является защита, которую обеспечивает государство в лице юрисдикционных органов. Возможно, это связано с нежеланием работников обострять отношения с работодателем. Работники считают, что меры по защите их трудовых прав обязаны принимать государственные органы, которые должны пресекать нарушения независимо от реакции на них работников [8, с.51-54].
Но государственные органы далеко не всегда имеют информацию о нарушениях, совершаемых работодателем, не всегда предпринимаются необходимые меры по пресечению нарушения трудовых прав. Итак, самозащита трудовых прав работников – это способ защиты трудовых прав, который представляет собой действия работника, направленные на пресечение нарушения его трудовых прав в формах, установленных трудовым законодательством.
Несомненно, следует одобрить введение в ТК РФ института самозащиты, но при этом и обратить внимание на определенное несовершенство законодательного закрепления самозащиты в ТК РФ. Во-первых, необходимо установить четкие гарантии прав работников в связи с реализацией права на самозащиту, чтобы механизм самозащиты в сфере труда служил интересам работников, во-вторых, расширить перечень форм самозащиты трудовых прав работников. Указанные меры помогут в значительной степени повысить востребованность использования самозащиты трудовых прав работников на практике.