Место волонтерской деятельности в жизни современной студенческой молодежи

В статье рассматривается восприятие волонтерской деятельности современными студентами.

Аннотация статьи
молодежь
добровольчество
студенчество
волонтерство
просоциальная деятельность
просоциальное поведение
Ключевые слова

В настоящее время весьма актуальным является изучение психологических детерминант просоциальной деятельности студенческой молодежи. С одной стороны, волонтерская деятельность удовлетворяет запрос молодых людей на включение в социально-полезную деятельность, а с другой – помогает решению различных проблем (в том числе и социальных), стоящих перед обществом [1]. 

Министерство просвещения нашей страны в рамках Национального проекта «Образование» реализует Федеральный проект «Социальная активность», который направлен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) как ключевого элемента социальной ответственности гражданского общества. Предполагается, что к концу 2024 года при реализации мероприятий проекта,12,9% населения страны будут вовлечены в добровольческую (волонтерскую) деятельность [2].

Л.Е. Сикорская изучавшая социализирующий потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи, обращает внимание на то, что в процессе педагогического сопровождения этой деятельности необходимо: обеспечить добровольность включения молодежи в социально полезную деятельность; ориентироваться на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения его участников; инициировать долгосрочные социально-педагогические проекты, ориентированные на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума [3].

Для создания организационно-педагогических условий по вовлечению молодежи в волонтерскую деятельность необходимо понимать, какое место занимает, по мнению студентов, волонтерство в жизни их возрастной группы. Для этого мы просили студентов вуза спортивно-педагогической направленности написать эссе на тему: «Волонтерство как образ жизни современной молодежи». С помощью контент-аналитического метода нами было проанализировано 88 эссе, выделено 30 различных категорий, о которых респонденты упомянули 372 раза.

Выделенные категории мы разделили на группы, для анализа расположим их в порядке общего количества упоминаний опрошенными. Результаты представлены на рисунке.

Рис. Представления о роли волонтерской деятельности в жизни молодежи у студентов, не включенных в волонтерскую деятельность (% от общего числа упоминаний)

Как видно из представленного рисунка, всего нами было выделено четыре группы категорий:

  1. Представления о том, почему волонтерская деятельность привлекательна для молодежи (всего было дано 161 упоминаний, что составляет 43% от их общего количества). Наибольшее количество упоминаний в этой группе занимают положительные стороны занятия волонтерством для самого человека (30% здесь и далее от числа упоминаний в данной группе), следом идет указание на то, что «можно найти себе по душе направление деятельности» (24%), то есть возможность самореализоваться. Респонденты также отмечали, что волонтерская деятельность привлекательна для них в силу возрастных особенностей, о чем свидетельствуют следующие высказывания: «молодежь – активная часть общества», «молодежь находится в поиске чего-то нового», «волонтером быть модно», «молодежь активно вовлекается в волонтерскую деятельность», «имеется запрос на социально-значимую деятельность», «молодежь популяризирует волонтерство», «есть свободное время» (22%).
  2. Представления о развитии волонтерства в нашей стране в настоящее время и в прошлом (всего было дано 115 упоминаний, что составляет 31% от их общего количества). Опрошенные студенты отметили, что «волонтерство быстро развивается» (28%, здесь и далее от числа упоминаний в данной группе), «государство заинтересовано в развитии волонтерства» (21%), упоминаются также усилия государства (18%): «появились волонтерские центры в вузах», «проводится пропаганда волонтерства», «происходит развитие молодежного волонтерства». Однако нет единства мнений о тенденциях развития волонтерства в нашей стране, одни респонденты отмечают, что «наша страна следует за мировым опытом развития волонтерства» (12%), а другие «что наша страна отстает в развитии от других стран» (10%).
  3. Представления о социальной значимости волонтерства в жизни общества (всего дано 90 упоминаний – 24% от общего количества). Большинство студентов сделали акцент на «положительной роли волонтеров в жизни общества» (44%, здесь и далее от числа упоминаний в данной группе), имеется понимание того, что «глобальные проблемы невозможно решить без усилий всего общества» (29%), акцентируется проблема нравственного выбора между желанием «жить и поступать эгоистично («бери от жизни все») и интересами общества» (14%). Важно также отметить, что для части респондентов важным является не сама принадлежность к волонтерскому сообществу, а осуществление «добрых поступков в мелочах» (7%).
  4. Указания на отрицательные моменты, связанные с развитием волонтерства в молодежной среде, которые хоть и в незначительном количестве (6 упоминаний, что составляет 1,6% от их общего количества) также присутствовали в эссе студентов. Респонденты отмечали, что волонтерство привлекательно только для небольшой части молодежи или не привлекательно совсем, среди их знакомых иногда встречается «корыстное» волонтерство.

Обобщая представленные выше данные, отметим, что волонтерская деятельность в целом является привлекательной для студенческой молодежи поскольку удовлетворяет ее запрос на занятие социально-значимой деятельностью, по решению общественных проблем, содействует саморазвитию и самореализации личности. Заинтересованность государства в развитии добровольческого движения и предпринимаемые в этой связи меры поддержки положительно оцениваются респондентами, что способствует привлечению к этой деятельности все большего круга лиц.

Текст статьи
  1. Логвинова М.И. Просоциальное поведение: социально-психологический анализ // М.И. Логвинова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2021. – №1 (57). – С. 264-270. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prosotsialnoe-povedenie-sotsialno-psihologicheskiy-analiz (дата обращения: 03.09.2022).
  2. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2018г. № 2950-р) [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 09.03.2022)
  3. Сикорская Л.Е. Основные категории анализа добровольческой деятельности молодежи / Л.Е. Сикорская // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2015. - № 1 (23). - С. 55–58.
Список литературы