Повышение педагогического мастерства и самообразования педагогов

В статье рассматриваются формы и методы повышения мастерства и самообразования педагогических работников.

Аннотация статьи
самообразование
педагогическое мастерство
педагог
педагогическая деятельность
Ключевые слова

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель»
 Л. Н. Толстой

В современных условиях модернизации российской системы образования повышение уровня мастерства педагогов представляет собой – приоритетное направление деятельности методической работы, которое занимает важное место в системе управления дошкольными и школьными учреждениями. Тема повышения педагогического мастерства, самообразования педагогов всегда была и будет актуальной в образовательной структуре.

Педагогическое мастерство – это своего рода искусство обучения и воспитания; это профессиональные умения педагога (учителя, воспитателя) направлять все виды учебно-воспитательной, образовательной работы на всестороннее развитие обучающихся.

По мнению Бахваловой Л.В., «педагогическое мастерство – способ организации активной, творческой, педагогической деятельности, в осознании путей развития индивидуальной стратегии и траектории профессионального роста, средств и методов успешной самореализации» [1, с.5].

Педагогическое мастерство – это важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческих и профессиональных компетенций. А профессиональные компетенции педагога, в свою очередь, проявляются именно в педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [6, с.48].

Педагогическое мастерство предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т. е. организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности. В целом современная педагогика, педагогика сотрудничества, направлена на демократизацию отношений и стремится к активизации стремлений, знаний ребенка к тому, чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса.

Прежде чем раскрыть формы и методы педагогического мастерства, более подробно остановимся на свойствах личности педагога, показывающих уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности в целом:

  • фундаментальная основа педагогического мастерства – профессиональные знания. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии;
  • гуманистическая направленность деятельности учителя – это его интересы, ценности, идеалы; его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника;
  • педагогические способности – это совокупность индивидуально психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивающих достижение высоких результатов в педагогической деятельности.

В педагогической литературе выделяют следующие ведущие способности к педагогической деятельности:

  • коммуникативные способности – проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения;
  • перцептивные способности – способности, позволяющие понимать другого субъекта педагогического воздействия без вербальной (словесной) информации. Проявляются в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики (профессиональную зоркость, наблюдательность, педагогическую интуицию).
  • оптимистическое прогнозирование – направленность личности учителя, опирающегося на положительное в становлении личности каждого человека;
  • динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению; это гибкость и инициатива в разнообразии воздействий, внутренняя энергия;
  • эмоциональная устойчивость – способность к саморегуляции, самообладание, эмоциональная устойчивость личности, умение владеть ситуацией и собой в ситуации;
  • креативность и нестандартность; способность к творчеству.

Формы и методы повышения педагогического мастерства разнообразны: это групповые и индивидуальные.

Групповые формы весьма многоплановы и разнообразны – это тематические семинары, семинары-практикумы, онлайн-семинары, научно-практические конференции, онлайн-конференции, посещение публичных лекций, музеев, театров, школ, детских садов, коллективный просмотр педагогического процесса (урок, занятие), взаимопосещение открытых игр, уроков, занятий с целью приобретения профессионального мастерства, опыта; вебинары, консультации, мастер-классы, квест-игра, тематические посиделки, онлайн-практикумы, тесты, тренинги, педагогические посиделки, педагогические часы, педагогические советы, работа с литературой, документами, беседы, дискуссии, публикации авторских материалов в сборниках, в журналах, школа молодого специалиста, КВН, фестиваль методических идей, деловые и мотивационные игры, мозговой штурм, творческие группы, методические объединения (МО воспитателей, логопедов, учителей, психологов, методистов) и другие.

Индивидуальные формы – заключаются в оказании помощи конкретному педагогу в решении тех ли иных проблем, задач, которые вызывают затруднения, либо являются предметом его интересов: наставничество, создание собственной базы лучших конспектов занятий, уроков, разработка разнообразных средств наглядности, методической литературы, мониторинг деятельности, мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагога, собеседования, разработка собственных тем по самообразованию, разработка авторских пособий, курсы повышения квалификации, курсы переподготовки специалистов, онлайн курсы, вебинары по актуальным темам, обобщение опыта педагогической деятельности.

В современном мире все большие обороты и популярность набирает сфера онлайн-обучения педагогов. Курсы повышения, курсы переподготовки, онлайн-вебинары, онлайн-практикумы и семинары являются в настоящее время очень востребованными для педагогов, так как имеют ряд преимуществ:

  • экономия времени;
  • обучение без отрыва от производства на рабочем месте, или в уютной домашней обстановке;
  • нет необходимости в установке программного обеспечения;
  • нет необходимости все конспектировать, так как все лекции доступны в записи, и можно сделать скриншот любой презентации;
  • удобства и комфорт как в техническом, так и в психологическом плане.

Кроме того, работа по повышению профессионального мастерства педагогов, поиску разнообразных форм и методов самообразования должна выделяться в отдельное направление и придерживаться следующих основных требований:

  • иметь практико-ориентированный характер;
  • обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы;
  • способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений;
  • оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс;
  • обеспечивать системный и комплексный подход к повышению профессионального мастерства педагогов.

Самообразование – это и есть совершенствование педагогического мастерства, профессиональная компетентность, личностное и профессиональное развитие педагога.

Таким образом, формы и методы повышения педагогического мастерства, самообразования педагогов, становления системы работы с педагогами выражаются в совершенном владении всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности, а также остаётся на сегодняшний день одной из главных задач методической поддержки педагогических коллективов СОШ и ДОУ, положительно влияющих на качество образования в целом.

Текст статьи
  1. Бахвалова Л.В. Педагогическое мастерство. Учебное пособие/- Минск: Издательство РИПО, 2019.
  2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие/ О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия». 2001. - 240 с.
  3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
  4. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003. - 288 с.
  5. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие / И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2004. - 208 с.
  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие / - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  7. Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк/ - М.: Высшая школа, 2006. - 495 с.
Список литературы