«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель»
Л. Н. Толстой
В современных условиях модернизации российской системы образования повышение уровня мастерства педагогов представляет собой – приоритетное направление деятельности методической работы, которое занимает важное место в системе управления дошкольными и школьными учреждениями. Тема повышения педагогического мастерства, самообразования педагогов всегда была и будет актуальной в образовательной структуре.
Педагогическое мастерство – это своего рода искусство обучения и воспитания; это профессиональные умения педагога (учителя, воспитателя) направлять все виды учебно-воспитательной, образовательной работы на всестороннее развитие обучающихся.
По мнению Бахваловой Л.В., «педагогическое мастерство – способ организации активной, творческой, педагогической деятельности, в осознании путей развития индивидуальной стратегии и траектории профессионального роста, средств и методов успешной самореализации» [1, с.5].
Педагогическое мастерство – это важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческих и профессиональных компетенций. А профессиональные компетенции педагога, в свою очередь, проявляются именно в педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [6, с.48].
Педагогическое мастерство предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т. е. организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности. В целом современная педагогика, педагогика сотрудничества, направлена на демократизацию отношений и стремится к активизации стремлений, знаний ребенка к тому, чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса.
Прежде чем раскрыть формы и методы педагогического мастерства, более подробно остановимся на свойствах личности педагога, показывающих уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности в целом:
- фундаментальная основа педагогического мастерства – профессиональные знания. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии;
- гуманистическая направленность деятельности учителя – это его интересы, ценности, идеалы; его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника;
- педагогические способности – это совокупность индивидуально психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивающих достижение высоких результатов в педагогической деятельности.
В педагогической литературе выделяют следующие ведущие способности к педагогической деятельности:
- коммуникативные способности – проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения;
- перцептивные способности – способности, позволяющие понимать другого субъекта педагогического воздействия без вербальной (словесной) информации. Проявляются в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики (профессиональную зоркость, наблюдательность, педагогическую интуицию).
- оптимистическое прогнозирование – направленность личности учителя, опирающегося на положительное в становлении личности каждого человека;
- динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению; это гибкость и инициатива в разнообразии воздействий, внутренняя энергия;
- эмоциональная устойчивость – способность к саморегуляции, самообладание, эмоциональная устойчивость личности, умение владеть ситуацией и собой в ситуации;
- креативность и нестандартность; способность к творчеству.
Формы и методы повышения педагогического мастерства разнообразны: это групповые и индивидуальные.
Групповые формы весьма многоплановы и разнообразны – это тематические семинары, семинары-практикумы, онлайн-семинары, научно-практические конференции, онлайн-конференции, посещение публичных лекций, музеев, театров, школ, детских садов, коллективный просмотр педагогического процесса (урок, занятие), взаимопосещение открытых игр, уроков, занятий с целью приобретения профессионального мастерства, опыта; вебинары, консультации, мастер-классы, квест-игра, тематические посиделки, онлайн-практикумы, тесты, тренинги, педагогические посиделки, педагогические часы, педагогические советы, работа с литературой, документами, беседы, дискуссии, публикации авторских материалов в сборниках, в журналах, школа молодого специалиста, КВН, фестиваль методических идей, деловые и мотивационные игры, мозговой штурм, творческие группы, методические объединения (МО воспитателей, логопедов, учителей, психологов, методистов) и другие.
Индивидуальные формы – заключаются в оказании помощи конкретному педагогу в решении тех ли иных проблем, задач, которые вызывают затруднения, либо являются предметом его интересов: наставничество, создание собственной базы лучших конспектов занятий, уроков, разработка разнообразных средств наглядности, методической литературы, мониторинг деятельности, мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагога, собеседования, разработка собственных тем по самообразованию, разработка авторских пособий, курсы повышения квалификации, курсы переподготовки специалистов, онлайн курсы, вебинары по актуальным темам, обобщение опыта педагогической деятельности.
В современном мире все большие обороты и популярность набирает сфера онлайн-обучения педагогов. Курсы повышения, курсы переподготовки, онлайн-вебинары, онлайн-практикумы и семинары являются в настоящее время очень востребованными для педагогов, так как имеют ряд преимуществ:
- экономия времени;
- обучение без отрыва от производства на рабочем месте, или в уютной домашней обстановке;
- нет необходимости в установке программного обеспечения;
- нет необходимости все конспектировать, так как все лекции доступны в записи, и можно сделать скриншот любой презентации;
- удобства и комфорт как в техническом, так и в психологическом плане.
Кроме того, работа по повышению профессионального мастерства педагогов, поиску разнообразных форм и методов самообразования должна выделяться в отдельное направление и придерживаться следующих основных требований:
- иметь практико-ориентированный характер;
- обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы;
- способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений;
- оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс;
- обеспечивать системный и комплексный подход к повышению профессионального мастерства педагогов.
Самообразование – это и есть совершенствование педагогического мастерства, профессиональная компетентность, личностное и профессиональное развитие педагога.
Таким образом, формы и методы повышения педагогического мастерства, самообразования педагогов, становления системы работы с педагогами выражаются в совершенном владении всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности, а также остаётся на сегодняшний день одной из главных задач методической поддержки педагогических коллективов СОШ и ДОУ, положительно влияющих на качество образования в целом.