Главная
Конференции
Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире
Особенности реализации технологий работы с детьми с особыми потребностями в обра...

Особенности реализации технологий работы с детьми с особыми потребностями в образовательных организациях

Автор(-ы):

Лобынцева Лариса Ивановна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

инклюзивное образование
педагог
ребенок с особыми потребностями
критерии
показатели
технология
образовательная организация

Аннотация статьи

Статья посвящена педагогическим подходам к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Охарактеризован выбор технологий образования детей с особыми образовательными потребностями. Обозначены и сгруппированы актуальные педагогические и специальные (инклюзивные) технологии.

Текст статьи

Для воспитания и обучения детей с особыми потребностями необходим особый подход, поскольку не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среде здоровых сверстников. Для успешной реализации инклюзивного процесса необходимо формировать у детей умение строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Инклюзия способствует формированию у детей с особыми потребностями позитивного отношения к сверстникам и адекватному социальному поведению, а также более полной реализации потенциала в обучении и воспитании. Инклюзивное воспитание помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзивное обучение обеспечивает равный доступ к качественному образованию и созданию необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Исследуя проблемы обучения детей с особыми потребностями в настоящее время остается не раскрытым вопрос особенностей применения технологий и их видов педагогами в образовательных организациях для работы с детьми с особыми потребностями, что и обуславливает актуальность темы исследования.

Целью статьи является проведение анализа технологий и их видов педагогами в образовательных организациях для работы с детьми с особыми потребностями как существенного фактора инклюзивного воспитания и образования детей.

Инклюзивное образование (от франц. inclusif – включает в себя; от лат. include – делаю вывод, включаю) – процесс развития общего образования, предполагающий доступность образования для всех, в частности для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования заложена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает отношение ко всем людям как к равным, при этом создает необходимые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзия – это возможность для всех детей в полном объеме принимать участие в жизни коллектива детского сада, школы, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность для наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге как членов одного сообщества [1, c. 168].

Источником обновления спектра общекультурных и профессиональных знаний, побуждающих к позитивной динамике профессионального роста педагогических работников в условиях курсов повышения квалификации, является профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.

Инклюзивный подход – средство вовлечения обучающихся в процесс удовлетворения различных потребностей в образовательной деятельности. Однако, сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. Таким образом, полноценное развитие личности требует освоения все более широких общественнокультурных контекстов. В связи с этим перспективным является использование проблемно-мотивирующего, интегрированного подхода, способствующего успешному решению личностных, образовательных задач в рамках восхождения к социальной зрелости каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями [2, c. 9].

Ведь при вхождении личности в референтную для нее группу, индивид неизбежно (вне зависимости от своих индивидуально-психологических характеристик и социально-психологических особенностей сообщества) проходит три несомненно взаимосвязанные, но при этом вполне самоценные стадии – стадии адаптации, индивидуализации и интеграции. Поэтому проектирование интегративных образовательных программ в отличие от инклюзивных нацелено на полноценную реализацию всего цикла вхождения личности с особыми образовательными потребностями в широкий социум в целом.

Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с особыми потребностями используются следующие технологии:

  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • игровая технология;
  • информационно-коммуникационная;
  • здоровьесберегающая [3, c. 107].

При выполнении заданий дети испытывают трудности, педагог должен работать с каждым ребенком и по мере необходимости должна быть оказана помощь в зависимости от возможностей детей. При применении данной технологии, воспитанников можно разделить (условно) на группы. В зависимости от уровня развития каждой группе предъявляется свой разноуровневый дидактический материал и задания для выполнения, различающиеся по содержанию, объему, методам и приемам выполнения.

Игровая технология включает в себя различные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, настольные игры. Занятия проходят в игровой форме. Для привлечения внимания детей используются сказочные персонажи. Герои участвуют в процессе всей коррекционной работы. Это настраивает детей на выполнение заданий. Также интересен прием «занятие-сказка», который очень нравится детям. Такой вид занятия поднимает настроение, вызывает положительные эмоции, способствует формированию учебной мотивации и побуждает детей к выполнению задания.

Информационно-коммуникационная технология – это технология как неотъемлемая часть совершенствования работы воспитателя в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта. Без информационно-компьютерных технологий нельзя представить современное образование. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, на занятиях используются различные виды информационных технологий: презентации, в зависимости от лексических тем используется мультимедиа, просмотр видеоклипов, прослушивание музыки. Большое предпочтение отдается демонстрации тематическим презентациям по лексическим темам. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего занятия, а также на отдельных этапах работы. Наглядный материал для презентаций подбирается дозированно, то есть в том объеме, который необходим для данных детей и на данном занятии [4, c. 118].

Приоритетная задача современного коррекционного образования – это сохранение и укрепление здоровья детей с особыми потребностями. Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений, навыков, необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья. При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с особыми потребностями необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка.

Решающими условиями обеспечения инклюзивного образования лиц с особыми потребностями являются: обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами; принятие всеми участниками образовательного процесса новой системы ценностей; знание специфики образовательных программ и владение методиками обучения детей с особыми потребностями; творческая реализация новых технологий воспитания и обучения, способных решить проблему социализации детей с особыми потребностями; владение педагогами методами психолого-педагогической диагностики; эффективное взаимодействие педагогов и специалистов в дошкольной образовательной организации, а также с родителями и окружающим социумом [5, c. 632].

Для организации эффективного инклюзивного образования нужна особая подготовка педагогических кадров. Её целью является обучение будущих педагогов, специалистов дошкольного воспитания основ специальной психологии и коррекционной педагогики; овладение ими специальными технологиями обучения, которые обеспечивают возможность индивидуального подхода к «нестандартному» ребенку.

Таким образом, в результате применения разных видов технологий в процессе обучения у детей с особыми потребностями возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Также успешное решение проблемы психолого-педагогической готовности будущих педагогов к работе с детьми с особыми потребностями позволит интенсивно вводить инклюзивное образование в государстве, повысит уровень профессиональной компетентности выпускников образовательных организаций высшего образования, удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг, государства, а главное – обеспечит создание необходимых условий и равный доступ к качественному образованию для достижения успеха в образовании и жизни всем детьми.

Список литературы

  1. Беленкова Л.Ю. Интеграция и инклюзия: проблемы, поиски, решения / Л.Ю. Беленкова, И.В. Абрамова, А.Н. Гамаюнова, О.И. Карпунина // Российский научный журнал. – 2013. – № 3(34). – С. 166-172.
  2. Лебедева М.Н. Педагогическое моделирование адаптивного дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / М.Н. Лебедева. – Барнаул, 2013. – 22 с.
  3. Нигматов З.Г. Инклюзивное образование: история, теория, технологии / З.Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова. – Казань: Познание, 2014. – 219 с.
  4. Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: учебное пособие / авт. кол.: Д.З. Ахметова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. – Казань: Изд-во «Познание» Ин-та экономики, упр. и права, 2014. – 275 с.
  5. Щербатова Н.Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ / Н.Г. Щербатова // Молодой ученый. – 2015. – № 19(99). – С. 631-634.

Поделиться

523

Лобынцева Л. И. Особенности реализации технологий работы с детьми с особыми потребностями в образовательных организациях // Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 нояб. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 83-86. URL: https://apni.ru/article/4986-osobennosti-realizatsii-tekhnologij-raboti

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая