Главная
АИ #47 (126)
Статьи журнала АИ #47 (126)
Роль рекламы как креативной индустрии в развитии экономики

Роль рекламы как креативной индустрии в развитии экономики

Автор(-ы):

Ежакова Наталья Владимировна

Аказова Найле Наримановна

Научный руководитель

Ежакова Наталья Владимировна

Секция

Маркетинг, реклама, PR

Ключевые слова

реклама
креативные индустрии
рынок
отрасль
перспективы
проблемы

Аннотация статьи

Главным экономическим ресурсом становятся знания, идеи и творчество. Креативные индустрии имеют большое значение для благосостояния страны. Рекламная отрасль является частью креативных индустрий и имеет возможность не только влиять на продажи, но и создавать добавленную стоимость и увеличивать коммерческий потенциал брендов. Цель работы определить, какие перспективы и барьеры есть у этого рынка.

Текст статьи

Креативные индустрии приобретают все большее значение для экономического благосостояния, а главным экономическим ресурсом являются знания и творчество. В России это понятие только набирает популярность. Однако в сложившейся ситуации именно развитие креативных отраслей может стать одним из основных способов стимулирования скорого восстановления экономики страны, что доказывает актуальность выбранной темы.

Роль рекламы в экономике, безусловно, огромна: реклама порождает конкуренцию и управляет ею, реклама управляет производством новых товаров, реклама создает новые рабочие места путем изучения спроса на массовую продукцию, реклама в настоящее время субсидирует значительную часть индустрии развлечений, в частности спорт и музыку [1, с.66].

Оценим состояние рекламной индустрии в кризисные пандемийные годы. Объём рекламы в средствах её распространения в 2020 году в млрд рублей составил:

  • телевидение 169,0 (-3%);
  • радио 11,2 (-30%);
  • пресса 8,0 (-47%);
  • интернет 253,0 (+4%) [2].

В целом в 2020 году падение всего рекламного рынка составило 4%, это достаточно не плохой результат с учётом того, что во втором квартале этого года большое количество брендов остановили свои маркетинговые активности, это было связано с тем, что закрывались магазины, места общего пользования, был введен локдаун, произошёл пересмотр всех маркетинговых стратегий и прочее. Больше всего кризисные явления затронули прессу и радио, а показатели интернета - наоборот возросли.

Объём рекламы в средствах её распространения в 2021 году в млрд рублей составил:

  • телевидение 197,3 (+17%);
  • радио 14,0 (-25%);
  • пресса 8,2 (+2%);
  • интернет 313,8 (+24%) [3].

В 2021 году происходило восстановление рекламной индустрии. Суммарный объём рекламы в средствах её распространения за вычетом НДС составил свыше 578 млрд рублей, чем годом раньше. Это самый большой объём рынка за всю историю страны и наивысшая динамика рынка с 2008 года. При этом важно отметить, что рынок значительно вырос не только к кризисному 2020 году, но и докризисному 2019 году увеличился на 17 %.

В 2021 году рынок рекламы в интернете восстановился после ударов пандемии. Он показал, что рекламодатели достаточно быстро реагируют на изменения, а площадки оперативно меняют свой продукт, чтобы соответствовать рынку. Этот опыт будет ориентиром для восстановления в период после февраля 2022 года после исхода зарубежных рекламных платформ.

В январе – марте текущего года объём рекламы в средствах её распространения составил 128,130 млрд. рублей, что на 5% выше прошлого года, это связано с тем, что месяца январь и февраль были достаточно успешными, однако далее наблюдается тенденция снижения показателей [4].

Рекламная индустрия и её деятельность серьёзнейшим образом влияет на другие экономики, это не только добавочная стоимость продукции, которая реализуются на рынке, это ещё, с точки зрения распределения денег, достаточно серьёзное влияние на креативные индустрии, потому как в продакшене рекламы задействованы масса профессий: операторы, режиссёры, актёры, сценаристы, монтажёры и т.д.

Доля рекламной отрасли составляет 0.442% от ВВП 2020 года (110 трлн рублей), что составляет 473 млрд руб. В общем объёме ВВП это не большая цифра, однако на основе сравнительного анализа вклада рекламы в экономику США (16 долларов) и ЕС (8 евро) можно говорить о том, что каждый рубль генерирует от 8 до 16 рублей в экономике РФ. Таким образом, реальный вклад рекламной отрасли соответствует 3.54% до 7.08% ВВП страны.

Вклад рекламной отрасли с учётом роста в рекламируемых сегментах сравнима с такими отраслями как: транспортная связь (7%); строительство (6.5%); страховая деятельность (4.3%); сельское хозяйство (4.7%); информация и связь (2.3%); социальные услуги (3.3%).

На сегодняшний день непредсказуемость геополитической повестки и сложная экономическая ситуация привела к снижению трафика заказов рекламы. Проблемы, с которыми сталкиваются участники рекламной сферы, неоднородны:

  • в связи ухода крупных рекламодателей с рынка и приостановлением маркетинговых активностей у организаций возникли крупные дебиторские задолженности
  • вынужденные и временные переходы на неполные рабочие ставки
  • падение спроса на услуги и построения бренда, фокус на performance
  • психологическое состояние сотрудников нестабильно
  • сильная конкуренция в каналах продаж
  • рост количества бесплатных непрозрачных тендеров
  • запрет бесплатных творческих тендеров
  • стандартизация должностей для оценки квалификаций.

Для преодоления этих проблем необходимо переходить из закупок рекламы, которые сейчас проводятся, к творческим конкурсам, на сегодняшнем этапе этого сейчас очень мало, особенно на государственном секторе, а также необходимы льготы на уровне IT.

Таким образом, реклама играет большую роль в экономике и торговле, с ней мы сталкиваемся каждый день и реагируем на нее.

Список литературы

  1. Актуальные вопросы современной науки : сборник научных трудов / под общей редакцией Г. Н. Гужиной. – Москва : МПГУ, 2020 – Выпуск 2 : Экономика, управление, право, педагогика, психология – 2020. // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/174904 (дата обращения: 08.11.2022).
  2. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2020 году / АКАР. – URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id9555 (дата обращения: 08.11.2022).
  3. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2021 году / АКАР. – URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id10015 (дата обращения: 08.11.2022).
  4. Объем рынка рекламы в средствах ее распространения в январе-марте 2022 года |/ АКАР. – URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id10084 (дата обращения: 08.11.2022).
  5. Роль рекламы как креативной индустрии в развитии экономики / Российская креативная неделя. – 2022. – 8 июля. – URL: https://creativityweek.ru/event/2315(дата обращения: 08.11.2022).

Поделиться

926

Ежакова Н. В., Аказова Н. Н. Роль рекламы как креативной индустрии в развитии экономики // Актуальные исследования. 2022. №47 (126). С. 85-87. URL: https://apni.ru/article/4988-rol-reklami-kak-kreativnoj-industrii-v-razvit

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Маркетинг, реклама, PR»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля