Креативные индустрии приобретают все большее значение для экономического благосостояния, а главным экономическим ресурсом являются знания и творчество. В России это понятие только набирает популярность. Однако в сложившейся ситуации именно развитие креативных отраслей может стать одним из основных способов стимулирования скорого восстановления экономики страны, что доказывает актуальность выбранной темы.
Роль рекламы в экономике, безусловно, огромна: реклама порождает конкуренцию и управляет ею, реклама управляет производством новых товаров, реклама создает новые рабочие места путем изучения спроса на массовую продукцию, реклама в настоящее время субсидирует значительную часть индустрии развлечений, в частности спорт и музыку [1, с.66].
Оценим состояние рекламной индустрии в кризисные пандемийные годы. Объём рекламы в средствах её распространения в 2020 году в млрд рублей составил:
- телевидение 169,0 (-3%);
- радио 11,2 (-30%);
- пресса 8,0 (-47%);
- интернет 253,0 (+4%) [2].
В целом в 2020 году падение всего рекламного рынка составило 4%, это достаточно не плохой результат с учётом того, что во втором квартале этого года большое количество брендов остановили свои маркетинговые активности, это было связано с тем, что закрывались магазины, места общего пользования, был введен локдаун, произошёл пересмотр всех маркетинговых стратегий и прочее. Больше всего кризисные явления затронули прессу и радио, а показатели интернета - наоборот возросли.
Объём рекламы в средствах её распространения в 2021 году в млрд рублей составил:
- телевидение 197,3 (+17%);
- радио 14,0 (-25%);
- пресса 8,2 (+2%);
- интернет 313,8 (+24%) [3].
В 2021 году происходило восстановление рекламной индустрии. Суммарный объём рекламы в средствах её распространения за вычетом НДС составил свыше 578 млрд рублей, чем годом раньше. Это самый большой объём рынка за всю историю страны и наивысшая динамика рынка с 2008 года. При этом важно отметить, что рынок значительно вырос не только к кризисному 2020 году, но и докризисному 2019 году увеличился на 17 %.
В 2021 году рынок рекламы в интернете восстановился после ударов пандемии. Он показал, что рекламодатели достаточно быстро реагируют на изменения, а площадки оперативно меняют свой продукт, чтобы соответствовать рынку. Этот опыт будет ориентиром для восстановления в период после февраля 2022 года после исхода зарубежных рекламных платформ.
В январе – марте текущего года объём рекламы в средствах её распространения составил 128,130 млрд. рублей, что на 5% выше прошлого года, это связано с тем, что месяца январь и февраль были достаточно успешными, однако далее наблюдается тенденция снижения показателей [4].
Рекламная индустрия и её деятельность серьёзнейшим образом влияет на другие экономики, это не только добавочная стоимость продукции, которая реализуются на рынке, это ещё, с точки зрения распределения денег, достаточно серьёзное влияние на креативные индустрии, потому как в продакшене рекламы задействованы масса профессий: операторы, режиссёры, актёры, сценаристы, монтажёры и т.д.
Доля рекламной отрасли составляет 0.442% от ВВП 2020 года (110 трлн рублей), что составляет 473 млрд руб. В общем объёме ВВП это не большая цифра, однако на основе сравнительного анализа вклада рекламы в экономику США (16 долларов) и ЕС (8 евро) можно говорить о том, что каждый рубль генерирует от 8 до 16 рублей в экономике РФ. Таким образом, реальный вклад рекламной отрасли соответствует 3.54% до 7.08% ВВП страны.
Вклад рекламной отрасли с учётом роста в рекламируемых сегментах сравнима с такими отраслями как: транспортная связь (7%); строительство (6.5%); страховая деятельность (4.3%); сельское хозяйство (4.7%); информация и связь (2.3%); социальные услуги (3.3%).
На сегодняшний день непредсказуемость геополитической повестки и сложная экономическая ситуация привела к снижению трафика заказов рекламы. Проблемы, с которыми сталкиваются участники рекламной сферы, неоднородны:
- в связи ухода крупных рекламодателей с рынка и приостановлением маркетинговых активностей у организаций возникли крупные дебиторские задолженности
- вынужденные и временные переходы на неполные рабочие ставки
- падение спроса на услуги и построения бренда, фокус на performance
- психологическое состояние сотрудников нестабильно
- сильная конкуренция в каналах продаж
- рост количества бесплатных непрозрачных тендеров
- запрет бесплатных творческих тендеров
- стандартизация должностей для оценки квалификаций.
Для преодоления этих проблем необходимо переходить из закупок рекламы, которые сейчас проводятся, к творческим конкурсам, на сегодняшнем этапе этого сейчас очень мало, особенно на государственном секторе, а также необходимы льготы на уровне IT.
Таким образом, реклама играет большую роль в экономике и торговле, с ней мы сталкиваемся каждый день и реагируем на нее.