Роль рекламы как креативной индустрии в развитии экономики

Главным экономическим ресурсом становятся знания, идеи и творчество. Креативные индустрии имеют большое значение для благосостояния страны. Рекламная отрасль является частью креативных индустрий и имеет возможность не только влиять на продажи, но и создавать добавленную стоимость и увеличивать коммерческий потенциал брендов. Цель работы определить, какие перспективы и барьеры есть у этого рынка.

Аннотация статьи
креативные индустрии
перспективы
рынок
отрасль
проблемы
реклама
Ключевые слова

Креативные индустрии приобретают все большее значение для экономического благосостояния, а главным экономическим ресурсом являются знания и творчество. В России это понятие только набирает популярность. Однако в сложившейся ситуации именно развитие креативных отраслей может стать одним из основных способов стимулирования скорого восстановления экономики страны, что доказывает актуальность выбранной темы.

Роль рекламы в экономике, безусловно, огромна: реклама порождает конкуренцию и управляет ею, реклама управляет производством новых товаров, реклама создает новые рабочие места путем изучения спроса на массовую продукцию, реклама в настоящее время субсидирует значительную часть индустрии развлечений, в частности спорт и музыку [1, с.66].

Оценим состояние рекламной индустрии в кризисные пандемийные годы. Объём рекламы в средствах её распространения в 2020 году в млрд рублей составил:

  • телевидение 169,0 (-3%);
  • радио 11,2 (-30%);
  • пресса 8,0 (-47%);
  • интернет 253,0 (+4%) [2].

В целом в 2020 году падение всего рекламного рынка составило 4%, это достаточно не плохой результат с учётом того, что во втором квартале этого года большое количество брендов остановили свои маркетинговые активности, это было связано с тем, что закрывались магазины, места общего пользования, был введен локдаун, произошёл пересмотр всех маркетинговых стратегий и прочее. Больше всего кризисные явления затронули прессу и радио, а показатели интернета - наоборот возросли.

Объём рекламы в средствах её распространения в 2021 году в млрд рублей составил:

  • телевидение 197,3 (+17%);
  • радио 14,0 (-25%);
  • пресса 8,2 (+2%);
  • интернет 313,8 (+24%) [3].

В 2021 году происходило восстановление рекламной индустрии. Суммарный объём рекламы в средствах её распространения за вычетом НДС составил свыше 578 млрд рублей, чем годом раньше. Это самый большой объём рынка за всю историю страны и наивысшая динамика рынка с 2008 года. При этом важно отметить, что рынок значительно вырос не только к кризисному 2020 году, но и докризисному 2019 году увеличился на 17 %.

В 2021 году рынок рекламы в интернете восстановился после ударов пандемии. Он показал, что рекламодатели достаточно быстро реагируют на изменения, а площадки оперативно меняют свой продукт, чтобы соответствовать рынку. Этот опыт будет ориентиром для восстановления в период после февраля 2022 года после исхода зарубежных рекламных платформ.

В январе – марте текущего года объём рекламы в средствах её распространения составил 128,130 млрд. рублей, что на 5% выше прошлого года, это связано с тем, что месяца январь и февраль были достаточно успешными, однако далее наблюдается тенденция снижения показателей [4].

Рекламная индустрия и её деятельность серьёзнейшим образом влияет на другие экономики, это не только добавочная стоимость продукции, которая реализуются на рынке, это ещё, с точки зрения распределения денег, достаточно серьёзное влияние на креативные индустрии, потому как в продакшене рекламы задействованы масса профессий: операторы, режиссёры, актёры, сценаристы, монтажёры и т.д.

Доля рекламной отрасли составляет 0.442% от ВВП 2020 года (110 трлн рублей), что составляет 473 млрд руб. В общем объёме ВВП это не большая цифра, однако на основе сравнительного анализа вклада рекламы в экономику США (16 долларов) и ЕС (8 евро) можно говорить о том, что каждый рубль генерирует от 8 до 16 рублей в экономике РФ. Таким образом, реальный вклад рекламной отрасли соответствует 3.54% до 7.08% ВВП страны.

Вклад рекламной отрасли с учётом роста в рекламируемых сегментах сравнима с такими отраслями как: транспортная связь (7%); строительство (6.5%); страховая деятельность (4.3%); сельское хозяйство (4.7%); информация и связь (2.3%); социальные услуги (3.3%).

На сегодняшний день непредсказуемость геополитической повестки и сложная экономическая ситуация привела к снижению трафика заказов рекламы. Проблемы, с которыми сталкиваются участники рекламной сферы, неоднородны:

  • в связи ухода крупных рекламодателей с рынка и приостановлением маркетинговых активностей у организаций возникли крупные дебиторские задолженности
  • вынужденные и временные переходы на неполные рабочие ставки
  • падение спроса на услуги и построения бренда, фокус на performance
  • психологическое состояние сотрудников нестабильно
  • сильная конкуренция в каналах продаж
  • рост количества бесплатных непрозрачных тендеров
  • запрет бесплатных творческих тендеров
  • стандартизация должностей для оценки квалификаций.

Для преодоления этих проблем необходимо переходить из закупок рекламы, которые сейчас проводятся, к творческим конкурсам, на сегодняшнем этапе этого сейчас очень мало, особенно на государственном секторе, а также необходимы льготы на уровне IT.

Таким образом, реклама играет большую роль в экономике и торговле, с ней мы сталкиваемся каждый день и реагируем на нее.

Текст статьи
  1. Актуальные вопросы современной науки : сборник научных трудов / под общей редакцией Г. Н. Гужиной. – Москва : МПГУ, 2020 – Выпуск 2 : Экономика, управление, право, педагогика, психология – 2020. // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/174904 (дата обращения: 08.11.2022).
  2. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2020 году / АКАР. – URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id9555 (дата обращения: 08.11.2022).
  3. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2021 году / АКАР. – URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id10015 (дата обращения: 08.11.2022).
  4. Объем рынка рекламы в средствах ее распространения в январе-марте 2022 года |/ АКАР. – URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id10084 (дата обращения: 08.11.2022).
  5. Роль рекламы как креативной индустрии в развитии экономики / Российская креативная неделя. – 2022. – 8 июля. – URL: https://creativityweek.ru/event/2315(дата обращения: 08.11.2022).
Список литературы