Главная
АИ #47 (126)
Статьи журнала АИ #47 (126)
Антидопинг в современном спорте

Антидопинг в современном спорте

Автор(-ы):

Щербань Александр Олегович

Научный руководитель

Новокрещенов Александр Васильевич

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

допинг
антидопинг
физическая культура
спорт
правило
нарушения

Аннотация статьи

С проблемой применения допинга сталкивается подавляющее большинство стран, что активизирует международное сотрудничество, к совместной деятельности по его предотвращению. Имплементация норм международного права в национальное законодательство существенно повышает эффективность процесса право применения. Обоснованы предложения в части совершенствования действующего законодательства в сфере противодействия распространению допинга о дополнении КоАП РФ, ГК РФ, Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», что выступает основой для организации эффективной работы должностных лиц органов государственной власти.

Текст статьи

Проблема допинга в международном и российском спорте очень актуальна. В последние несколько лет наблюдается существенное увеличение количества скандалов, связанных с нарушениями антидопинговых правил. Это проблема особенно обостряется ввиду недостаточного уровня развития спортивной юриспруденции в России, что, в свою очередь, создает проблемы для российских спортсменов на международных мероприятиях.

Известно, что первый задокументированный случай применения допинга спортсменами на соревнованиях был датирован в 1865 году на соревнованиях пловцов. Вообще, способы улучшить свои физические возможности путем применения различных средств и стимуляторов уходят в далекое прошлое задолго до начала развития современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном. Многие атлеты применяли различные вещества, начиная от тех, которые ухудшают состояние спортсмена – алкоголя и наркотических средств, до различных безобидных растений и семян влияние которых на организм, как стало известно в наши дни с развитием науки, минимально. Считается, что настоящее время допинга взяло свой отчет в 1935 году с такого вещества как синтетический тестостерон, который принес гитлеровской Германии неожиданное первое место в неофициальном командном первенстве среди других стран в 1935 году и позволил Гитлеру еще больше популяризовать распространение идей национал-социализма в сознание германского общества.

Предотвращение использования допинга является мировой проблемой, с которой сталкиваются все государства в большей или меньшей мере. Российская Федерация только в 2006 году ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с допингом в спорте. Этот год является отправной точкой концентрации усилий со стороны органов государственного управления по предотвращению допинга. В последнее время активность должностных лиц переходит в плоскость международных отношений и уже 5 февраля 2021 года в Дакаре (Республика Сенегал) на открытии второго заседания Президиума 7-й сессии Конференции сторон Конвенции ЮНЕСКО по борьбе с допингом в спорте поддержана инициатива РФ по созданию типового проекта Фонда по оказанию помощи странам, испытывающим трудности в реализации положений Конвенции [1].

В национальном законодательстве вопросам предотвращения допинга в спорте посвящена статья 26 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ. Согласно части первой допингом в спорте признается не только нарушение антидопингового правила, но и использование или попытка использования субстанций и методов, запрещенных в спорте. Законодатель в части второй статьи определил, что предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с антидопинговыми правилами, утвержденными, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и международными антидопинговыми организациями. В части третьей приведен исчерпывающий перечень нарушений антидопинговых правил, который практически дословно ранее был воспроизведен в пункте 3 Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой 19 октября 2005 года [2]. Восьмая часть посвящена мерам по предотвращению допинга и состоит из одиннадцати пунктов, включающих такие мероприятии как проведение допинг-контроля; пропаганду в средствах массовой информации; международное сотрудничество; организацию научных исследований; повышение квалификации специалистов, совершенствование дополнительных образовательных программ; оказание помощи субъектам РФ; предупреждение применения, а также установление ответственности не только спортсменов, тренеров, но и физкультурно-спортивных организаций [3].

Нормы права, охраняющие правоотношения в области спорта, связанные с допингом, нашли свое отражение в КоАП РФ. Согласно статье 6.18 КоАП РФ (нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним) установлено наказание в виде штрафа в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей за нарушения, допущенные спортсменом и штраф от сорока до восьмидесяти тысяч рублей за распространение спортсменом, тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта допинга запрещенной субстанции или метода [4].

Потеря работы, невозможность осуществления трудовой деятельности в спортивной сфере, несомненно, является сдерживающим фактором. Предложение о дисквалификации за совершение административных правонарушений органично сочетаются с положениями Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ). Согласно статье 348.2 ТК РФ при заключении трудового договора закрепляется обязанность спортсмена соблюдать антидопинговые правила, проходить допинг-контроль, а также предоставлять информацию о своем местонахождении в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами в целях проведения допинг-контроля. Статьями 348.11 и 348.12 ТК РФ предусмотрены дополнительные основания прекращения трудового договора со спортсменом и тренером соответственно в случаях однократного нарушения антидопинговых правил. В числе дополнительных условий заключения трудового договора содержатся предписания по определению порядка осуществления спортсменом денежной выплаты в пользу работодателя с указанием размера при нарушении антидопинговых правил [5]. Материальные санкции выступают как дополнительный стимул спортсменов и иных должностных лиц правомерного поведения.

Ряд исследуемых деяний признаны законодателем преступлениями в силу их высокой общественной опасности. Статьей 230.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте. Статьей 230.2 УК РФ за использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте. В числе наказаний санкциями статей предусмотрены: штраф, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишение свободы [6]. Вызывает сомнения эффективность деятельности правоохранительных по выявлению и документированию преступлений. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ за 2020 и первое полугодие 2021 году ни одного лица не было осуждено, за совершение указанных преступлений [7].

Несмотря на основательное правовое регулирование, охрану правоотношений с использованием средств уголовно-правовой защиты в настоящее время можно констатировать, что использование всего комплекса мер не позволяет изжить проблему допинга в спорте. Летом 2016 года, в целях восстановления доверия к российскому спорту на международной арене по инициативе Президента РФ В. В. Путина создана независимая общественная антидопинговая комиссия (НОАК), в состав которой вошли спортсмены, имеющие высокие достижения в спорте, бизнесмены и некоторые высшие должностные лица органов государственной власти, спортивные функционеры и деятели культуры. 01 февраля 2017 года НОАК утвердила национальный план борьбы с допингом в российском спорте, включив в него широкий перечень соответствующие мероприятия. В программе нашли отражение вопросы нормативного, организационного, научного, медицинского, медико-биологическое обеспечения, а также международное взаимодействие со спортивными организациями, создание образовательных программ и инновационные методы предотвращения допинга [8]. Так, НОАК предложила нормативно определить механизм обращения взыскания на доходы и имущество спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов в области физической культуры и спорта, полученных за спортивные достижения в случае последующего выявления совершения ими нарушений антидопинговых правил. В настоящее время в НПА предложенный механизм не определен, однако он успешно может быть реализован в рамках гражданско-правовых отношений. По мнению Мохова А. А. именно гражданско-правовых средства обладают значительным потенциалом в реализации антидопинговой политики, который до настоящего времени не задействован [9, с. 520-527].

Предложение о развитии института «информаторов», то есть лиц, сообщающих о фактах нарушения антидопинговых правил, так же не нашло своего нормативного закрепления в силу противоречия действующему законодательству об оперативно розыскной деятельности, поскольку согласно статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ должностные лица, органов осуществляющих ОРД решают задачи используя отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе [10]. Создание системы оперативного взаимодействия субъектов антидопинговой деятельности и внедрение информационной антидопинговой справочной системы, предусмотренных планом также не завершено. Противоречивость и незавершённость некоторых мероприятий, предусмотренных планом, исключает заложенный в него потенциальный положительный эффект.

Янишевская Я. А. считает, что для предотвращения использования допинга необходимо сконцентрировать усилия на поиске оптимального сочетания саморегулирования и государственного регулирования в сфере профессионального спорта с установлением пределов государственного контроля [11, c. 122]. Данное утверждение требует конкретизации в связи с возрастающей ролью органов исполнительной власти субъектов РФ. Положительный опыт, выявленный в деятельности отдельных субъектов РФ может быть впоследствии распространен на территорию всего государства. Так, Департаментом физической культуры и спорта города Москвы в целях предотвращение допинга и борьбы с ним в среде московских спортсменов, реализуется региональная антидопинговая программа «Честный спорт». Программой предусмотрен комплекс мероприятий, включающий мониторинг применения московскими спортсменами запрещенных в спорте субстанций и методов; организацию и проведение образовательных программ; проверку спортсменов, поступающих в училища олимпийского резерва города Москвы; социологические исследования; опросы, тестирования на знание антидопинговых правил, а также проведение антидопинговой пропаганды в среде московского спорта. С 2007 года функционирует Московская лаборатория по обнаружению запрещенных в спорте субстанций. Каждый случай их обнаружения рассматривается на заседаниях специально созданной комиссии. Отдельно проводятся исследования по выявлению каннабиноидов в организме спортсменов. В учреждениях функционируют антидопинговые электронные терминалы, содержащие информацию о борьбе с допингом в спорте и предоставляющие возможность тестирования на знание соответствующих правил. В случае изменений в антидопинговой нормативной правовой базе действует электронная рассылка для врачей [12, с. 38-44]. Обмен опытом между субъектами РФ в сочетании с иными способами отражает сущность системного подхода предотвращения допинга.

Таким образом основой эффективного противодействия применению допинга в спортивных отношениях выступает своевременная деятельность компетентных органов, направленная на совершенствование действующего законодательства. Такие изменения должны коснуться КоАП РФ, в части закрепления наказания в виде дисквалификации, ГК РФ в вопросах определения механизмов обращения взыскания на доходы и имущество спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов в области физической культуры и спорта. Кроме того, стоит согласиться с позицией Мохова А. А. о дополнении Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» положениями о договоре оказания услуг по спортивной подготовке, предусматривающем не только обязанности соблюдения спортсменом антидопинговых правил, но и вопросы возмещения причинённого вреда [9, с. 520-527]. Совершенствование законодательства создает условия для построения планомерной работы должностных лиц органов государственной власти по предупреждению допинга.

Отечественный законодатель мало стремится к качественной проработке антидопингового законодательства, опираясь в основном на международные источники. Допинг все еще является одной из наиболее насущных проблем в международном спорте и для борьбы с ним необходимо взаимовыгодное сотрудничество, а также беспристрастное и объективное решение возникающих споров вне зависимости от страны спортсмена. При этом допущение использования определенных препаратов оставляет весьма крупную лазейку для обхода тех или иных правил, что совершенно недопустимо. Для устранения этой проблемы, на взгляд автора, необходимо более строго определить основания для медицинского разрешения употребления тех или иных препаратов, или, что более радикально, ограничить участие самих спортсменов, в случае которых нельзя никоим образом умерить употребление тех или иных веществ.

Список литературы

  1. В Дакаре открылось второе заседание президиума 7-й сессии конференции сторон международной конвенции о борьбе с допингом в спорте // Сайт Министерства спорта РФ. URL: https://minsport.gov.ru/press-centre/news/35705/ (дата обращения: 07.11.2022).
  2. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/doping_in_sport.shtml (дата обращения: 07.11.2022).
  3. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. (часть I). ст. 3.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  7. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 07.11.2022).
  8. Национальный план борьбы с допингом в российском спорте (принят Независимой общественной антидопинговой комиссией 01.02.2017) // СПС «КонсултантПлюс».
  9. Мохов А. А. Гражданско-правовые средства реализации антидопинговой политики в Российской Федерации // Ученые записки казанского университета. Серия гуманитарные науки. 2017. Т. 159. кн. 2.
  10. Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  11. Янишевская Я. А. Борьба с допингом в спорте в международных межправительственных организациях // Образование и право. № 12. 2019. С. 122-128.
  12. Выходец И. Т., Иконникова Е. В. Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним: законодательный аспект // Вторая общероссийская научно-практическая конференция: Допинг в спорте: риски, противодействие, профилактика. Москва, 20

Поделиться

611

Щербань А. О. Антидопинг в современном спорте // Актуальные исследования. 2022. №47 (126). С. 128-132. URL: https://apni.ru/article/4989-antidoping-v-sovremennom-sporte

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (208)

Прием материалов

22 июня - 28 июня

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

3 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 июля