Главная
АИ #47 (126)
Статьи журнала АИ #47 (126)
Организация работы в ДОУ по ранней профориентации у дошкольников

Организация работы в ДОУ по ранней профориентации у дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

труд взрослых
ребенок
детский сад
ознакомление детей
профессия
ранняя профориентация
дошкольная образовательная организация
приближение детей
профессиональное самоопределение

Аннотация статьи

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу – знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется – введение дошкольников в профориентацию.

Текст статьи

Дошкольное воспитание считается первой ступенью образования, что зафиксировано в законе «Об образовании Русской Федерации». У человека все закладывается с детства. Преждевременное начало подготовки детей к выбору грядущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он обязан быть, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с разными видами труда, дабы упростить ему дальнейший выбор в будущем.

Знакомство воспитанников с трудом взрослых – это не только средство формирования системных познаний, но и привитие детям навыка общения с социумом, мнения о профессиональной работе взрослого человека. В данном случае углубленное исследование профессий сквозь профессии родителей содействует развитию представлений об их значительности, значения всякого труда. Ребенку необходимо знать, кем трудятся его родители или же трудились бабули и дедушки, познакомить со спецификой профессий, понятиями, которые они предъявляют к человеку, уметь ориентироваться в разных профессиях, «попробовать» себя их сквозь игровую деятельность, дабы обнаружить настоящие интересы и необходимости ребенка. Чем более ребенок получит информации и чем больше многообразна и состоятельна она станет, ему станет устроить в будущем личный выбор, который обусловит его жизнь.

Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. ДОУ является первой очень важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема же приобщения воспитанников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов в прошлом. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве наивысшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это трудовое воспитание, так как труд всегда был в жизни основой. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить дошкольников с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Актуальность по ознакомлению дошкольников с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

  • ребенок овладевает ведущими культурными методами работы, показывает инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности: в игре, общении, познавательно-исследовательской работе, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • способен договариваться, принимать во внимание интересы, сопереживать бедам и веселиться удачам окружающих, правильно показывает собственные ощущения, в что количестве ощущение веры в себя, постарается позволять инциденты.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях ДОУ не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ-технологии.

Больше всего дошкольники любят играть. Игра – это ведущий и главный вид деятельности детей. В игровой деятельности воспитанники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя, т.е. в жизни и деятельности окружающих взрослых.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это процесс, который необходимо выстраивать с учётом современных образовательных технологий.

Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной важной целью, по плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению в содержания образования.

Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов в поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны интересные и доступные, для детей старшего дошкольного возраста, типы исследования:

  • опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
  • коллекционирование (работа классификации) – освоение родовидовых отношений.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

Игра – это самая естественная, свободная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», активности, творчества и самостоятельности.

Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это такое состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимодействия отдельных образовательных областей.  

Для реализации установленных задач приглашаются общественные партнеры и с ними заключены контракта сотрудничества, т.к. становление общественных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями выделяет вспомогательный импульс для духовно-нравственного становления и обогащения личности малыша, улучшает конструктивные отношения с опекунами, строящиеся на идее общественного партнерства.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ. 
  2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка-Синтез, 2005г.
  3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. – М., 1988.
  4. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3. 
  5. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.

Поделиться

883

Баранова Н. М. Организация работы в ДОУ по ранней профориентации у дошкольников // Актуальные исследования. 2022. №47 (126). С. 100-102. URL: https://apni.ru/article/4990-organizatsiya-raboti-v-dou-po-rannej-proforie

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря