Дошкольное воспитание считается первой ступенью образования, что зафиксировано в законе «Об образовании Русской Федерации». У человека все закладывается с детства. Преждевременное начало подготовки детей к выбору грядущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он обязан быть, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с разными видами труда, дабы упростить ему дальнейший выбор в будущем.
Знакомство воспитанников с трудом взрослых – это не только средство формирования системных познаний, но и привитие детям навыка общения с социумом, мнения о профессиональной работе взрослого человека. В данном случае углубленное исследование профессий сквозь профессии родителей содействует развитию представлений об их значительности, значения всякого труда. Ребенку необходимо знать, кем трудятся его родители или же трудились бабули и дедушки, познакомить со спецификой профессий, понятиями, которые они предъявляют к человеку, уметь ориентироваться в разных профессиях, «попробовать» себя их сквозь игровую деятельность, дабы обнаружить настоящие интересы и необходимости ребенка. Чем более ребенок получит информации и чем больше многообразна и состоятельна она станет, ему станет устроить в будущем личный выбор, который обусловит его жизнь.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. ДОУ является первой очень важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема же приобщения воспитанников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов в прошлом. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве наивысшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это трудовое воспитание, так как труд всегда был в жизни основой. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить дошкольников с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Актуальность по ознакомлению дошкольников с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает ведущими культурными методами работы, показывает инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности: в игре, общении, познавательно-исследовательской работе, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- способен договариваться, принимать во внимание интересы, сопереживать бедам и веселиться удачам окружающих, правильно показывает собственные ощущения, в что количестве ощущение веры в себя, постарается позволять инциденты.
Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях ДОУ не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ-технологии.
Больше всего дошкольники любят играть. Игра – это ведущий и главный вид деятельности детей. В игровой деятельности воспитанники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя, т.е. в жизни и деятельности окружающих взрослых.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это процесс, который необходимо выстраивать с учётом современных образовательных технологий.
Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной важной целью, по плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению в содержания образования.
Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов в поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны интересные и доступные, для детей старшего дошкольного возраста, типы исследования:
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (работа классификации) – освоение родовидовых отношений.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
Игра – это самая естественная, свободная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», активности, творчества и самостоятельности.
Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это такое состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимодействия отдельных образовательных областей.
Для реализации установленных задач приглашаются общественные партнеры и с ними заключены контракта сотрудничества, т.к. становление общественных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями выделяет вспомогательный импульс для духовно-нравственного становления и обогащения личности малыша, улучшает конструктивные отношения с опекунами, строящиеся на идее общественного партнерства.