Организация работы в ДОУ по ранней профориентации у дошкольников

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу – знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется – введение дошкольников в профориентацию.

Аннотация статьи
профессия
дошкольная образовательная организация
профессиональное самоопределение
труд взрослых
ознакомление детей
приближение детей
детский сад
ребенок
ранняя профориентация
Ключевые слова

Дошкольное воспитание считается первой ступенью образования, что зафиксировано в законе «Об образовании Русской Федерации». У человека все закладывается с детства. Преждевременное начало подготовки детей к выбору грядущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он обязан быть, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с разными видами труда, дабы упростить ему дальнейший выбор в будущем.

Знакомство воспитанников с трудом взрослых – это не только средство формирования системных познаний, но и привитие детям навыка общения с социумом, мнения о профессиональной работе взрослого человека. В данном случае углубленное исследование профессий сквозь профессии родителей содействует развитию представлений об их значительности, значения всякого труда. Ребенку необходимо знать, кем трудятся его родители или же трудились бабули и дедушки, познакомить со спецификой профессий, понятиями, которые они предъявляют к человеку, уметь ориентироваться в разных профессиях, «попробовать» себя их сквозь игровую деятельность, дабы обнаружить настоящие интересы и необходимости ребенка. Чем более ребенок получит информации и чем больше многообразна и состоятельна она станет, ему станет устроить в будущем личный выбор, который обусловит его жизнь.

Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. ДОУ является первой очень важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема же приобщения воспитанников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов в прошлом. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве наивысшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это трудовое воспитание, так как труд всегда был в жизни основой. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить дошкольников с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Актуальность по ознакомлению дошкольников с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

  • ребенок овладевает ведущими культурными методами работы, показывает инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности: в игре, общении, познавательно-исследовательской работе, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • способен договариваться, принимать во внимание интересы, сопереживать бедам и веселиться удачам окружающих, правильно показывает собственные ощущения, в что количестве ощущение веры в себя, постарается позволять инциденты.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях ДОУ не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ-технологии.

Больше всего дошкольники любят играть. Игра – это ведущий и главный вид деятельности детей. В игровой деятельности воспитанники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя, т.е. в жизни и деятельности окружающих взрослых.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это процесс, который необходимо выстраивать с учётом современных образовательных технологий.

Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной важной целью, по плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению в содержания образования.

Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов в поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны интересные и доступные, для детей старшего дошкольного возраста, типы исследования:

  • опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
  • коллекционирование (работа классификации) – освоение родовидовых отношений.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

Игра – это самая естественная, свободная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», активности, творчества и самостоятельности.

Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это такое состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимодействия отдельных образовательных областей.  

Для реализации установленных задач приглашаются общественные партнеры и с ними заключены контракта сотрудничества, т.к. становление общественных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями выделяет вспомогательный импульс для духовно-нравственного становления и обогащения личности малыша, улучшает конструктивные отношения с опекунами, строящиеся на идее общественного партнерства.

Текст статьи
  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ. 
  2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка-Синтез, 2005г.
  3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. – М., 1988.
  4. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3. 
  5. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.
Список литературы